Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" с календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Гаврюшкина Н.Е./ Протокол № __ от ______2014 | «Согласовано» Педагогический совет _____________/Новикова Т.В./ Протокол № __ от________2014 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 34» ____________/Т.И.Никитина/ Приказ № __ от ________2014 |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
Дрозд Татьяны Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
1-4 класс
Бийск
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности. Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее. Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника. развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
- Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
- Формируется навык планирования деятельности.
- Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
- Формируется опыт защиты своей идеи.
- Формируется опыт самоопределения.
- Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
- Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
- Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Программа «Юный исследователь» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.
Примерное планирование внеурочной деятельности для 1 класса, 33ч.
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Кто я? Моя семья | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 |
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 1 |
5 | Проблема. | 1 |
6 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
7 | Гипотеза. Предположение | 1 |
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задача проекта | 1 |
11 | Выбор нужной информации | 1 |
12 | Выбор нужной информации | 1 |
13 | Интересные люди – твои помощники | 1 |
14 | Продукт проекта | 1 |
15 | Виды продукта. Макет | 1 |
16 | Визитка | 1 |
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
19 | Мини-сообщение. | 1 |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 |
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
30 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 1 |
33 | Ярмарка достижений | 1 |
Примерное планирование внеурочной деятельности для 2 класса, 34ч.
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 |
5 | Этапы работы над проектом | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 |
21 | Программа МРР | 1 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 |
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 |
Примерное планирование внеурочной деятельности для 3 класса, 34ч.
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 |
5, 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 |
7, 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 |
11, 12 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 |
13, 14, 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
16, 17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 |
18, 19 | Программа МРР. Дизайн | 2 |
20, 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 |
22, 23 | Требования к компьютерной презентации. | 2 |
24, 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 |
26, 27, 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 |
29, 30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 |
32 | Твои впечатления работы над проектом | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 1 |
Примерное планирование внеурочной деятельности для 4 класса, 34ч.
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1, 2 | Наблюдение и экспериментирование | 2 |
3, 4 | Методы исследования | 2 |
5, 6 | Наблюдение и наблюдательность | 2 |
7 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 |
8 | Интуиция и создание гипотез | 1 |
9, 10 | Правильное мышление и логика | 2 |
11, 12 | Искусство делать сообщения | 2 |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 |
14 | Семинар «Как готовиться к защите» | 1 |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 |
16, 17, 18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 |
19, 20 | Коллективная игра-расследование | 2 |
21 -27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 7 |
28 | Семинар | 1 |
29, 30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 2 |
31, 32 | Подготовка собственных работ к защите | 2 |
33, 34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 2 |
Планируемые результаты освоения курса
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Юный исследователь» во 2 В классе, 35ч.
№ занятия | Тема | Дата |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 05.09 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 12.09 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 19.09 |
5 | Этапы работы над проектом | 26.09 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 03.10 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 10.10 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 17.10 |
9 | Цель проекта | 24.10 |
10 | Задачи проекта | 31.10 |
11 | Сбор информации для проекта | 14.11 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 21.11 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 28.11 |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 05.12 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 12.12 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 19.12 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 26.12 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 16.01 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 23.01 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 30.01 |
21 | Программа МРР | 06.02 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 13.02 |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 20.02 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 27.02 |
25 | Тест «Советы проектанту» | 06.03 |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 13.03 |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 20.03 |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 03.04 |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 10.04 |
30 | Памятка жюри конкурсов | 17.04 |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 24.04 |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 08.05 |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 15.05 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 22.05 |
35 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 29.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы:
1.Р.Ф. Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект»:Методическое пособие для 1-4 классов,-М.»Издательство РОСТ», 2012
2.Р.Ф. Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект». Рабочие тетради для1-4кл.-М.: Издательство РОСТ,2012г.
Оборудование и приборы:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Компьютер
4.Мультимедийный проектор.
5.Интерактивная доска.
6.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
Листок корректировки программы
№ | Тема урока | Дата | Причина | |
план | факт | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...