Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектика"
рабочая программа (1 класс) на тему
Курс «Интеллектика» построен на материале 24 видов задач неучебного содержания и включает 33 занятия для учащихся первых классов и 34 занятия для учащихся 2 – 4 классов четырехлетней начальной школы. В курсе используются задачи разной степени сложности. В отличие от курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektika.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа »
Рассмотрено на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
школы «___» мая 2014 г. Директор МБОУ
Протокол № _ «Излучинская ОНШ»
________Е.В.Шагвалеева
Приказ №
« » мая 2014г.
Рабочая программа
Лабарешных Гузель Ильгизаровны
по внеурочной деятельности
1 класс
«Интеллектика»
на 2014/2015 учебный год.
ИНТЕЛЛЕКТИКА.
(программа внеурочной деятельности)
Автор Зак А.З.
Пояснительная записка.
Курс «Интеллектика» построен на материале 24 видов задач неучебного содержания и включает 33 занятия для учащихся первых классов и 34 занятия для учащихся 2 – 4 классов четырехлетней начальной школы. В курсе используются задачи разной степени сложности. В отличие от курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Основная цель полного четырехлетнего курса занятий по развитию мыслительных способностей у детей 6-10 лет состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Это означает более широкий, чем обычно, уровень интеллектуальной подготовки в конце учебного года у первоклассников, второклассников, третьеклассников и четвероклассников.
Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.
В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Направленность процесса обучения в рамках курса «Интеллектика» в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка.
Практическая реализация данной концепции находит выражение:
- В логике построения содержания курса. Курс построен на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач, включающий 4 темы: «Развитие способностей комбинировать», «Развитие способности анализировать», «Развитие способности планировать», «Развитие способности рассуждать». Эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.
Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека при решении самых разных задач. Так, способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач, способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения, способность рассуждать необходима для верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи, способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата.
Центральной идеей в разработке содержания курса является положение о том, что значение младшего школьного возраста в умственном развитии детей (в отличие от дошкольного) состоит в приобретении детьми возможностей действовать в мысленном плане, «в уме», подчиняя поиск решения задач существенным (а не наглядно данным) отношениям их условий.
- В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и нагляднообразное мышление и вводит его в мир символов, терминов, понятий, т.е. в мир знаний, способствуя тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.
- В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия.
В связи с этим процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который, исходя их психологических особенностей младших школьников, определяет соблюдение баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, между догадкой и рассуждением.
Развитие отмеченных мыслительных способностей с разных сторон способствует обретению детьми возможностей действовать в мысленном плане, опираясь на существенные отношения. При этом каждая способность формируется на материале задач особого рода.
Так, способность анализировать совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Одинаковое, разное у двух» и три вида игры «Одинаковое, разное у трех». При выполнении заданий этих игр совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.
Способность комбинировать формируется в ходе решения задач «на преобразование». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Перестановки», три вида игры «Передвижения», три вида игры «Обмены». При выполнении заданий этих игр совершенствуется наглядно-образное мышление, кратковременная память и воображение.
Развитие способности планировать обеспечивается за счет решения задач «на перемещение». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Шаги», три вида игры «Прыжки», три вида игры «Шаги, прыжки». При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мысленном плане, «в уме», в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память.
Развитие способности рассуждать обеспечивается за счет решения задач «на выведение». На материале задач этого рода разработаны 12 видов интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний, через один», «Так же, как …», «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «Больше, чем», «Старше, моложе», «Ближе, левее», «То ли одно, то ли другое». При выполнении заданий этих игр совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня познавательных процессов и волевой регуляции;
- раскрыть интеллектуальный потенциал младшего школьника;
- научить анализировать, комбинировать, планировать;
- научить решать логические задачи.
Форма оценивания – бальная.
Формы контроля – проверочные работы.
Литература:
- Рабочие тетради для учащихся. А.З. Зак, Москва 2005, «Интеллект-Центр».
- Книга для учителя.А.З.Зак, Москва 2005, «Интеллект-Центр».
Содержание занятий в 1 классе (33 часа).
- Вводное занятие.
- Игра «Перестановки – 1».
- Игра «Одинаковое – разное у двух – 1».
- Игра «Передвижение – 1».
- Игра «Шаги – 1».
- Игра «Перестановки – 2».
- Игра «Одинаковое – разное у двух – 2».
- Игра «Передвижение – 2».
- Игра «Прыжки – 1».
- Игра «Перестановки – 3».
- Игра «Одинаковое – разное у двух – 3».
- Игра «Передвижение – 3».
- Игра «Шаги – 2».
- Игра «Обмены – 1».
- Игра «Одинаковое – разное у трех – 1».
- Игра «Обмены – 2».
- Игра «Прыжки – 2».
- Игра «Обмены – 3».
- Игра «Одинаковое – разное у трех – 2».
- Игра «Что происходит?»
- Игра «Шаги – 3».
- Игра «У кого что?»
- Игра «Одинаковое – разное у трех – 3».
- Игра «Раньше, позже».
- Игра «Прыжки – 3».
- Игра «Ближе, левее».
- Игра «Шаги, прыжки – 1».
- Игра «Родственники».
- Игра «Шаги, прыжки – 2».
- Игра «Одинаковое – разное у двух – 3».
- Игра «Шаги, прыжки – 3».
- Игра «Одинаковое – разное у двух – 4».
- Игра « Соседний, через один».
Календарно - тематическое планирование внеучебной программы | |||||||
"Интеллектика" | |||||||
1 час в неделю. 33 часа в год | |||||||
№ | Тема урока | Кол - во часов | Содержание | Деятельность | Результат | Дата | |
1 четверть | |||||||
1 | Диагностика мыслительных способностей первоклассников. Игра "Перестановки - 1". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Добрый – злой, веселый – грустный»3. Упражнение «Азбука хороших слов»4. Знакомство с тетрадью. Игра «Перестановки – 1». 6. Рефлексия. | Диагностика психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Оценка уровня развития мыслительных способностей, тетрадь занятие 1, стр. 1 – 3. | ||
2 | Игра "Одинаковое, разное у двух - 1". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Глаза в глаза» 3. Упражнение «Азбука хороших слов»4. Игра «Одинаковое, разное у двух – 1». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, коммуникативная деятельность | Развивитие в детях чувство эмпатии, тетрадь занятие 2, стр. 4 – 6. | ||
3 | Лесная школа. Игра "Передвижения - 1". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Назови предметы» 3. Упражнение «Азбука хороших слов»4.Сказка «Лесная школа»3. Игра "Передвижения - 1". 4. Рефлексия. | Психологические упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 3, стр. 7 – 9; сказка «Лесная школа». | ||
4 | Игра "Шаги - 1". | 1ч | 1. Приветствие. 2 Упражнение, «Какого цвета» 3. Упражнение «Азбука хороших слов» 4. Игра «Шаги – 1». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 4, стр. 10 – 12; | ||
5 | Игра "Перестановки - 2" | 1ч | 1.Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Раскрась правильно»4. Игра "Перестановки - 2". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 5, стр. 13 – 15; | ||
6 | Игра "Одинаковое, разное у двух - 2". | 1ч | 1. Приветствие. . 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Кто точнее нарисует?». 4. Игра "Одинаковое, разное у двух - 2". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 6, стр. 16 – 18;». | ||
7 | Игра "Передвижения – 2» | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «переверни рисунок». 4. Игра "Передвижения – 2. 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 7, стр. 19– 21; | ||
8 | Игра "Прыжки - 1". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Что? Где?» 4. Игра "Прыжки - 1".5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 8, стр. 22 – 24; | ||
9 | Четыре желания. Игра "Перестановки - 3". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «У кого ряд длиннее?». 4. Игра "Перестановки - 3". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 9, стр. 25 – 27; | ||
2 четверть | |||||||
10 | Игра "Одинаковое, разное у двух - 3". | 1ч | 1.Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Подбери картинки». 4.. Игра "Одинаковое, разное у двух - 3". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради,. | Тетрадь занятие 10, стр. 28 – 30;. | ||
11 | Игра "Передвижения – 3». | 1ч | 1.Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Тренируем эмоции». 4. Игра "Передвижения – 3». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 11, стр. 31 – 33; | ||
12 | Работа со сказкой «В одном лесу» Игра "Шаги - 2". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3.Сказка «В одном лесу» 4. Игра "Шаги - 2". 5 Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 12, стр. 34 – 36; | ||
13 | Работа со сказкой «Верить и стараться» Игра "Обмены – 1». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Сказка «Верить и стараться». 4. Игра "Обмены – 1». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 13, стр. 37 – 39; | ||
14 | Рисование на тему «Волшебные зеркала» Игра "Одинаковое, разное у трёх – 1». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра "Одинаковое, разное у трёх – 1». 4. Рисование на тему «Волшебные зеркала». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Волшебные зеркала». | Тетрадь занятие 14, стр. 40 – 42; рисунок «Волшебные зеркала». | ||
15 | Игра «Обмены – 2». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Человек и его тень». 4. Игра «Обмены – 2. 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради | Тетрадь занятие 15, стр. 43 – 45; | ||
16 | Игра «Прыжки – 2». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Прыжки – 2». 4. Игра «Кракодил»5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 16, стр. 46 – 48; | ||
3 четверть | |||||||
17 | Игра «Обмены – 3». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Упражнение «Это я, узнай меня» 4. Игра «Обмены – 3». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 17, стр. 49 – 51; | ||
18 | Игра "Одинаковое, разное у трёх - 2". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Подари камешек» 4. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 2". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 18, стр. 52 - 54; | ||
19 | Сказочное путешествие. Игра "Что подходит». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3.Упражнение «Сочини сказку». 4. Игра "Что подходит». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение сказки. | Тетрадь занятие 19, стр. 55 - 57; сказки о себе. | ||
20 | Игра «Шаги – 3». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов»3. Игра «Аисты – лягушки». 4. Игра «Шаги – 3». 7. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 20, стр. 58 - 60; | ||
21 | Игра «У кого что». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов»3. Упражнение «Одюдюка» 4. Игра «У кого что». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 21, стр. 61 - 63; | ||
22 | Игра "Одинаковое, разное у трёх - 3". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Говори!»4. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 3". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 22, стр. 64 - 66; | ||
23 | Игра "Раньше, позже". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов».3.Упражнение «Закончи предложение». 4. Игра " Раньше, позже ". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 23, стр. 67 – 69. | ||
24 | Игра "Прыжки - 3". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Упражнение «Ласковое имя» 4. Игра "Прыжки - 3". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 24, стр. 70 – 72, | ||
25 | Игра «Ближе, левее». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Упражнение «Маленькое привидение» 4. Игра «Ближе, левее». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 25, стр. 73 – 75. | ||
26 | Игра «Шаги, прыжки – 1». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов».3.Цветотерапия «Цветок настроения». 4. Игра «Шаги, прыжки – 1». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 26, стр. 76 – 78, | ||
4 четверть | |||||||
27 | Игра «Родственники». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3.Упражнение «Волшебная подушка» 4. Игра «Родственники».". 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 27, стр. 79– 81. | ||
28 | Игра «Шаги, прыжки-2». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов».3. Упражнение. Если «Да» – похлопай, если «Нет» – потопай 4. Игра «Шаги, прыжки-2».5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 28, стр. 82 - 84, | ||
29 | Игра «Больше, чем…». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Больше, чем…». 4. Лепка «Мой новый друг». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, лепка «Мой новый друг». | Тетрадь занятие 29, стр. 85 – 87, пластилиновые фигурки «Мой новый друг». | ||
30 | Золотая рыбка. Игра "Шаги, прыжки - 3". | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Я – золотая рыбка». 3. Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А.С.Пушкина. 4. Упражнение «Подарок для золотой рыбки». 5. Игра "Шаги, прыжки - 3". 6. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Золотые волшебники». | Тетрадь занятие 30, стр. 88 - 90, рисунок «Золотые волшебники». | ||
31 | Игра «Сходство, отличие». | 1ч | 1. Приветствие. 2. 3.4. Игра «Сходство, отличие». 5. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, | Тетрадь занятие 31, стр. 91 - 93, | ||
32 | Игра «Соседний, через один». | 1ч | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Сравни предметы» 3.Упражнение «Отгадай слова» 4. Игра «Соседний, через один». 5. Рефлексия. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 32, стр. 94 – 96. | ||
33 | Итоговое занятие. | 1ч | 1. Приветствие. 2. Рисовние на тему «Каким я буду через год». 5. Рефлексия. Ритуал прощания | Диагностика | Оценка уровня развития мыслительных способностей | ||
Итого: 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...