Изучение информатики в начальной школе как курса дополнительного образования
статья на тему

Изучение информатики и информационных технологий в младшем  школьном возрасте является неотъемлемой частью современного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izuchenie_informatiki_v_nachalnoy_shkole.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Грибова Наталия Леонидовна

учитель технологии,

 педагог дополнительного образования

ГБОУ гимназия № 528

Санкт-Петербург

Изучение информатики в начальной школе,

как курса дополнительного  образования.

Развитие информатизации в нашем  обществе происходит стремительно быстро, при этом  информационные технологии занимают лидирующее положение на рынке труда. Предмет информатики в основной перечень предметов в начальной школе введен не  во всех школах, поэтому его можно ввести как курс дополнительного образования.            У ребенка, чтобы не отстать от этого быстрого развития информатизации, должен быть  сформирован устойчивый познавательный интерес - взаимодействия человека и компьютера.  Школа – как  образовательное  учреждение, где при  подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать этот интерес. Нам, взрослым, необходимо  объяснить, что компьютер – это не просто универсальная машина, на которой можно играть в компьютерные игры, но  использовать  как помощника в образовательном процессе, при этом развивая и логическое мышление, и способности к анализу и синтезу получаемой информации..

В  настоящее время  от учащихся требуется не просто  освоение  знаний, а владея неким объемом знаний, уметь учиться. Школьники учатся  находить оптимальные способы  реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные  источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученную информацию, организовывать свою деятельность 

Изучение информатики и информационных технологий в младшем  школьном возрасте является неотъемлемой частью современного общего образования.

Можно выделить два  аспекта изучения информатики:

общеобразовательный:

информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы;

технологический:

информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее   передовые   на   сегодня   технологии — информационные.

Изучение информатики, начиная с младших школьников, определена  потребностью развития информационных технологий и базируется на требованиях модернизации научно-технической сферы и образования, потенциале образовательного учреждения, анализе педагогического опыта и детского спроса и  раскрывает многообразие сфер применения персональных компьютеров, дает возможность творческого развития ребенка.

Учащиеся младшего школьного возраста должны получить первоначальные знания, умения,  которые необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики и  ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии"

Цели  курса информатики для учащихся  начальной школы:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию логического мышления;
  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Младший школьный возраст – это время игры, через которую ученик познает мир и поэтому, в настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Игра дает:

  • возможность создать и сплотить коллектив.
  • элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • понятие о чести, о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива.

Как в любой образовательной программе информатики, а также и как курса дополнительного образования, есть ожидаемые результаты.

Учащиеся начальной школы должны:

 Понимать, что:

  • В зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют «звуковой информацией», «зрительной информацией», «тактильной информацией», «обонятельной информацией» и «вкусовой информацией»;
  •      В зависимости от способа представления информации на бумаге и других носителях ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • Информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков

(букв, цифр, знаков препинания и др.);

  • Информацию можно хранить, обрабатывать, передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • Человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • Человек может быть как источником, так и приемником информации;

Знать:

  • Что данные – это закодированная информация;
  • Что тексты и изображения – это информационные объекты;
  • Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: в виде текста, рисунков, таблиц, чисел;
  • Правила работы с компьютером и техники безопасности;

Уметь:

  • Описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами;
  • Называть и описывать различные средства и инструменты, помогающему человеку при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор, компьютер);
  • Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
  • Кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • Работать с текстами  и изображениями на экране компьютера;
  • Осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
  • Организовывать хранение, использование и передачу информации и данных пи помощи оглавлений, указателей, каталогов, справочников, записных книжек, Интернета;
  • Пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  • Использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, игр и для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции  с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы), запускать простейшие  широко используемые прикладные программы;
  • Создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

Начиная изучения информатики еще в  начальной школе, мы делаем первые  шаги к   достижению общих целей  образования.

Предмет информатики в основной перечень предметов в начальной школе отсутствует, поэтому его можно ввести как курс дополнительного образования. Дети живут в век глобального  развития  информационных технологий. И, что делать ребенку: идти в ногу с современностью или …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Материал по курсу дополнительного образования "Земля и небо"

Разработки занятий объединения дополнительного образования "Земля и небо"....

Программа курса дополнительного образования «Физкульт-Ура!» 1 класс (в соответствии с ФГОС) на 2011 -2012 учебный год.

Программакурса  дополнительного образования«Физкульт-Ура!»1 класс(в соответствии с ФГОС)на 2011 -2012 учебный год...

Программа курса дополнительного образования "Я-исследователь"

«Я - исследователь» относится к курсу дополнительного образования. Он помогает приобретению обучающимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска, знакомству и из...

Программа курса дополнительного образования «С чего начинается Родина»

Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учрежден...

Программа курса дополнительного образования «Подвижные игры» 2 класс (в соответствии с ФГОС) на 2013 -2014 учебный год

Программа составлена на основе:- программы. Г.А. Ворониной-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1...

Подготовка учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО в начальной школе через отделение дополнительного образования

В этой статье я рассказываю, как подготавливаю детей к сдаче норм ВФСК ГТО...