Изучение информатики в начальной школе как курса дополнительного образования
статья на тему
Изучение информатики и информационных технологий в младшем школьном возрасте является неотъемлемой частью современного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_izuchenie_informatiki_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Грибова Наталия Леонидовна
учитель технологии,
педагог дополнительного образования
ГБОУ гимназия № 528
Санкт-Петербург
Изучение информатики в начальной школе,
как курса дополнительного образования.
Развитие информатизации в нашем обществе происходит стремительно быстро, при этом информационные технологии занимают лидирующее положение на рынке труда. Предмет информатики в основной перечень предметов в начальной школе введен не во всех школах, поэтому его можно ввести как курс дополнительного образования. У ребенка, чтобы не отстать от этого быстрого развития информатизации, должен быть сформирован устойчивый познавательный интерес - взаимодействия человека и компьютера. Школа – как образовательное учреждение, где при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать этот интерес. Нам, взрослым, необходимо объяснить, что компьютер – это не просто универсальная машина, на которой можно играть в компьютерные игры, но использовать как помощника в образовательном процессе, при этом развивая и логическое мышление, и способности к анализу и синтезу получаемой информации..
В настоящее время от учащихся требуется не просто освоение знаний, а владея неким объемом знаний, уметь учиться. Школьники учатся находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученную информацию, организовывать свою деятельность
Изучение информатики и информационных технологий в младшем школьном возрасте является неотъемлемой частью современного общего образования.
Можно выделить два аспекта изучения информатики:
общеобразовательный:
информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы;
технологический:
информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.
Изучение информатики, начиная с младших школьников, определена потребностью развития информационных технологий и базируется на требованиях модернизации научно-технической сферы и образования, потенциале образовательного учреждения, анализе педагогического опыта и детского спроса и раскрывает многообразие сфер применения персональных компьютеров, дает возможность творческого развития ребенка.
Учащиеся младшего школьного возраста должны получить первоначальные знания, умения, которые необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики и ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии"
Цели курса информатики для учащихся начальной школы:
- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию логического мышления;
- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Младший школьный возраст – это время игры, через которую ученик познает мир и поэтому, в настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.
Игра дает:
- возможность создать и сплотить коллектив.
- элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- понятие о чести, о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива.
Как в любой образовательной программе информатики, а также и как курса дополнительного образования, есть ожидаемые результаты.
Учащиеся начальной школы должны:
Понимать, что:
- В зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют «звуковой информацией», «зрительной информацией», «тактильной информацией», «обонятельной информацией» и «вкусовой информацией»;
- В зависимости от способа представления информации на бумаге и других носителях ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- Информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков
(букв, цифр, знаков препинания и др.);
- Информацию можно хранить, обрабатывать, передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- Человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- Человек может быть как источником, так и приемником информации;
Знать:
- Что данные – это закодированная информация;
- Что тексты и изображения – это информационные объекты;
- Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: в виде текста, рисунков, таблиц, чисел;
- Правила работы с компьютером и техники безопасности;
Уметь:
- Описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами;
- Называть и описывать различные средства и инструменты, помогающему человеку при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор, компьютер);
- Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- Кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- Работать с текстами и изображениями на экране компьютера;
- Осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
- Организовывать хранение, использование и передачу информации и данных пи помощи оглавлений, указателей, каталогов, справочников, записных книжек, Интернета;
- Пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- Использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, игр и для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы), запускать простейшие широко используемые прикладные программы;
- Создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Начиная изучения информатики еще в начальной школе, мы делаем первые шаги к достижению общих целей образования.
Предмет информатики в основной перечень предметов в начальной школе отсутствует, поэтому его можно ввести как курс дополнительного образования. Дети живут в век глобального развития информационных технологий. И, что делать ребенку: идти в ногу с современностью или …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс
Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...
Материал по курсу дополнительного образования "Земля и небо"
Разработки занятий объединения дополнительного образования "Земля и небо"....
Программа курса дополнительного образования «Физкульт-Ура!» 1 класс (в соответствии с ФГОС) на 2011 -2012 учебный год.
Программакурса дополнительного образования«Физкульт-Ура!»1 класс(в соответствии с ФГОС)на 2011 -2012 учебный год...
Программа курса дополнительного образования "Я-исследователь"
«Я - исследователь» относится к курсу дополнительного образования. Он помогает приобретению обучающимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска, знакомству и из...
Программа курса дополнительного образования «С чего начинается Родина»
Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учрежден...
Программа курса дополнительного образования «Подвижные игры» 2 класс (в соответствии с ФГОС) на 2013 -2014 учебный год
Программа составлена на основе:- программы. Г.А. Ворониной-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1...
Подготовка учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО в начальной школе через отделение дополнительного образования
В этой статье я рассказываю, как подготавливаю детей к сдаче норм ВФСК ГТО...