Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
статья на тему

Леонова Елена Ивановна

Основные термины и принципы организации работы над проектами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

В современном обществе произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Содержание  и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности и развития теоретического мышления и основ теоретического сознания. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются: преобразование восприятия в наблюдение; словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление; развитие логической произвольной смысловой памяти; произвольное внимание, произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации, а также анализ, рефлексия, планирование (планирование внутреннего плана действий, способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Основные термины и принципы организации работы над проектами

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1.Направлены на достижение конкретных целей;

2.Включают        в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3.Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4.В определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

*формирование позитивной самооценки, самоуважения.

*формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

*умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

*способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

*формирование социально адекватных способов поведения

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  • формирование умения решать творческие задачи.
  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

   Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. Критерием выбора темы может быть опыт учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

 Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с  трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

Проекты отличаются друг от друга:

  • результатом:
  • поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
  • -мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, и т. д.);
  • числом детей:
  • индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
  • работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);
  • коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);
  • продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  • числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
  • набором и иерархией ролей;
  • соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  • необходимостью привлечения взрослых.

   Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными  способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель, помогает детям соизмерять свои желания и возможности.

 Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования. Опытом такой работы я хотела бы с вами поделиться.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Младший школьный возраст — начальный этап вхождения в проектную деятельность. Несколько лет являюсь руководителем кружка по декоративно-прикладному творчеству «Чудесная мастерская». Содержание программы «Декоративное творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, окружающего мира) в освоении различных видов и техник искусства. За время работы было использовано  несколько направлений декоративно- прикладного искусства: это и работа с глиной «Дымковская игрушка», в 2010 году мы принимали участие в проекте «50 классных проектов» и получили грамоту победителей, папье-маше (изготовление кукол) для театральных постановок с использованием кукол, масок, декораций, сделанных своими руками (участвуем в школьных концертах), лепка (пластинография) участвуем в выставках, работа с бросовым материалом и другое. Ежегодно участвуем выставке (отчет кружков) и получаем грамоты за хорошие результаты.  С 2011года  наша работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность. В 2013-2014 уч. году работали над проектом «По пути к милосердию…». Этот проект был реализован на муниципальном уровне в конкурсе «Белый ангел России». Также в моей практике имеются и презентации проектов в рамках курсов учебных предметов: «Моя малая родина» (это цикл презентаций), «Профессии», «Математика вокруг нас», «Числа в пословицах и поговорках», «Азбука» и другие.

Сроки выполнения проектов зависят от содержания, целей и задач проекта. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.

Литература:

Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников , М.,Вентана-Граф.,2002 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...