Материал по обобщению опыта учителя начальных классов
материал на тему
Обобщение опыта по теме: "Развитие творческого мышления на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_shvetsovoy_lv_mbou_krasnomayakovskaya_oosh.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
...Единственный путь, ведущий к знанию,
- это деятельность…
Бернард Шоу
Швецова Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Красномаяковская ООШ»
- Тема:
«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы через внеучебную деятельность».
- Условия возникновения и становления опыта.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Учебно-методический комплект «Школа России», по которому я работаю, сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Также изменились цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию и творчеству.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Учитель начальной школы призван учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Я считаю, что работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время.
- Актуальность и перспективность педагогического опыта.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
- Технология опыта.
Цель: обеспечить эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников: воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формировать позитивность самооценки, самоуважения.
2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
. умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формировать способность к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формировать умения решать творческие задачи.
5. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
5. Распространение опыта.
Мой опыт работы доказывает, что бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки русского языка и литературного чтения, а также и внеурочная деятельность. Всё это обеспечивает совершенствование личности ребенка, даёт целостное представление о мире и месте в нём человека, способствует не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формирует готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
На мой взгляд, важную роль в становлении ребёнка как личности играют родители. Поэтому в первом классе я огромное внимание уделила созданию семейного клуба «Дружная семейка», в котором работа строилась и строится по принципу взаимодействия СЕМЬЯ – КЛАСС – ШКОЛА. В конце первого полугодия 1 класса было проведено совместное мероприятие «Традиции моей семьи», где за круглым столом, в неформальной обстановке каждая семья рассказывала о своих истоках, традициях. Семейные посиделки закончились чаепитием. Таким образом, на первом этапе произошло моё знакомство с каждой семьёй. Следующим шагом в развитии семейного сотрудничества стали уроки русского языка и литературы. Определённая подборка упражнений и произведений по данной тематике помогла вспомнить нам с ребятами о семейных ценностях, дружбе, взаимовыручке и плавно перейти к созданию проекта «Моя семья». А итогом совместной работы стал коллективный проект «Мама, папа, я – дружная семья!», где ребята показали не только то, чему научились, но и усвоили уроки добра, милосердия, заботы о старших и младших.
Во втором классе созданию коллективного проекта «Моя малая родина» предшествовала такая же долгая и кропотливая работа детей и родителей. Работа над проектом была не только интересной, но и познавательной: в моём классе учатся дети из п. Красный Маяк и с. Смолино. Каждый учащийся познакомил нас с историей своего родного края, а для этого им нужно было прочитать вместе с родителями немало книг и поговорить со старожилами селений. Также мы с ребятами на уроке литературного чтения посетили наш школьный виртуальный музей, где познакомились с историей нашего посёлка и его почётными жителями. А на классном часе мы совершили экскурсию «Вокруг Красного Маяка».
Я не раз задаю себе один и тот же вопрос: Как создать ситуацию успеха и веры в свои силы у ребят? Ответ на все это я нахожу в совместной работе с детьми. На протяжении ряда лет веду театральный кружок «В гостях у сказки». Занятия проходят 2 раза в неделю. По моему мнению, новая театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании подрастающего поколения их духовной культуры-системы ценностей, мотивов поведения. Если в первом классе занятия носят больше пассивный характер (я сама готовлю костюмы и декорации, привлекая родителей). Со второго класса и далее главным принципом построения занятий является поиск индивидуальный и коллективный (самостоятельный выбор костюмов, разучивание ролей, собственное видение художественного образа). Своё театральное мастерство ребята показывают в детском саду, ребятам начальных классов, на внеклассных и общешкольных мероприятиях. И уже есть свои первые результаты в районе: в этом учебном году мы с ребятами заняли 3 место на конкурсе социальных проектов «Всё в наших руках». За три года интересной и плодотворной работы нами поставлено много спектаклей: «Курочка Ряба», « С Новым годом, теремок!», «Кошкин дом», первыми зрителями которого стали многие из вас, «Репка на новый лад», «Красная Шапочка», « Моя мама самая красивая!» и др. не без участия родителей, которые помогли в изготовлении декораций и костюмов. Результатом нашей работы стал коллективный проект «Играем, пробуем, творим…»
Я пришла к выводу, что в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Хочется отметить результативность внеурочной деятельности: многие дети пришли в первый класс с дефектами речи, некоторые были очень закомплексованы: плохо шли на контакт с товарищами по классу, боялись ответить на уроке. Занимаясь в кружках, ребята стали более коммуникабельными, раскрепощёнными, больше улыбаются, улучшилась речь. Им нравится играть, они очень хорошо вживаются в роли, любят выступать перед публикой. А самое главное: каждый ребёнок может получить свою минуту успеха, что позволяет воспитать в нём личность.
Ребята под моим руководством и с участием родителей создали проекты: «Мой посёлок». Здесь ребята рассказывали о своей малой родине, о её истоках; «Кулинарная книга», в которой собраны рецепты различных блюд. На презентации этого проекта мы даже смогли попробовать некоторые из них; «Мой ласковый и нежный зверь». В этом проекте ребята не только собирали информацию о кошках, но и изображали своего пушистого друга на рисунках, поделках из пластилина, бумаги и бисера и много других проектов.
На уроках русского языка и литературного чтения ребятами были созданы следующие проекты: «Рассказ о слове», «Семья слов», «Орфографический словарь», «Сочиняем сказку», «Богатства, отданные людям», «Зимняя страничка». Более подробно хочется остановиться на некоторых из них. Всем известно, что уроки русского языка нравятся далеко не всем учащимся. Я задумалась над этой проблемой и решила сделать уроки более запоминающимися и яркими. Когда мы работали над проектом «Орфографический словарь», перед нами стояло две задачи: непросто запомнить написание словарных слов, но и воплотить их вживую. Ребята работали в группах. Каждая выбирала одно словарное слово по теме: «Овощи», затем они прописывали его, выделяя трудные орфограммы; сочиняли правило в стихотворной форме, потом актёрски воплощали образ.
Примеры четверостиший:
МОРКОВЬ всегда пишите с «О»
И навсегда запомните,
Что на конце звучит она.
Все об этом помните.
ОГУРЕЦ на букву «О»,
Как колесо у трактора.
Правильно пиши его!
В огороде у меня выросла КАПУСТА.
Выделилась буква «А»
Из листочков вкусных.
По моему мнению, такие яркие моменты на уроке помогают детям быстро и надолго запомнить написание словарных слов.
Проекту «Сочиняем сказку» предшествовала подготовительная работа: повторили теорию с использованием интерактивной доски, где ребята классифицировали сказки по жанровым особенностям. Также на уроке литературного чтения провели игру «Путешествие по сказкам». Здесь учащиеся ещё раз вспомнили всё о сказках: просмотрели видеофрагменты, повторили их особенности, композицию. На следующем этапе работы ребята должны были сочинить по началу сказки её продолжение. Оформляли книжку с иллюстрациями к своей сказке и обыгрывали её. Таким образом, мы плавно подошли к выполнению проекта «Сочиняем сказку».
Несмотря на то, что проект «Богатства, отданные людям» выполнялся на уроке по окружающему миру, мне хочется уделить ему особое внимание. Когда мы с ребятами посетили школьный виртуальный музей, их внимание привлек знаменитый человек нашего посёлка, Чернышов Борис Михайлович – ветеран ВОВ, создатель школьного музея трудовой и боевой славы, соавтор книги «Вокруг Красного Маяка», руководитель духового оркестра, в прошлом учитель нашей школы. Так получилось, что в моём классе учится правнучка Бориса Михайловича, которая посвятила проект своему прадеду, ещё раз заинтересовав и побудив ребят рассказать о других людях, принёсших пользу своей малой родине. И на уроке литературного чтения в честь Дня победы многие учащиеся рассказывали о своих прадедах.
Я считаю, что такая работа учит ребят ответственности, сплочённости, сотрудничеству и продолжает работать мой принцип взаимодействия СЕМЬЯ – КЛАСС - ШКОЛА
Результативность внеурочной деятельности мне помогают определить различные методики. В первом классе в конце первой четверти с ребятами проводилась Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина,
А. Л. Венгера) цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Ребятам предлагалось ответить на вопросы: 1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь? Результаты опроса показали положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. В начале третьего класса уже возникла ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика».
В начале второго класса с учащимися была проведена методика «Цветик-семицветик», направленная на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний. Само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствовало о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов или в формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являлись варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствовали. Также определялись качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.
Наиболее часто здесь встречались ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять различные требования.
В конце третьего класса с ребятами проводилось анкетирование «Моя семья», в котором дети сами на опыте своей семьи составляли модель современной семьи. На вопрос: Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы семья была счастливой? Все отвечали одинаково: проводить время вместе, больше играть и устраивать совместные обеды и ужины. А на вопрос: Хотел бы, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей? Многие затруднялись ответить. Вопрос анкеты: Какая у тебя мечта? помог увидеть индивидуальную направленность каждого учащегося. Кто-то захотел стать художником, кто-то – поэтом, певицей, врачом, футболистом, космонавтом. Радует то, что у детей практически сформированы жизненные позиции, социализация их как личности проходит успешно.
В своей работе с детьми активно использую методику «РЕПКА»
(разработана преподавателями кафедры общей педагогики )
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
Учащимся предлагаются следующие вопросы:
1.Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак "-"); в колонке слева, напротив букв, поставь галочку, все изменения произошли благодаря занятиям в СЕКЦИЯХ И КРУЖКАХ:
По результатам мониторинга были определены такие качества личности, которые ребёнок сформировал к концу учебного года: 85% учащихся стали целеустремлёнными, умеющими планировать свою работу; 50% стали работать самостоятельно, без посторонней помощи; 100% отметили, что умеют работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна помощь, помогать и принимать помощь от других. На вопрос: Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе? Многие отметили: способность к рукоделию, способность быть артистом и вживаться в роль. Пробудить заложенное в каждом ребёнке начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни - к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности. В своей работе как и в любом новом начинании я испытывала определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и желание по отношению к обучающимся, а именно:
«научить учиться»,
«научить жить»,
«научить жить вместе»,
«научить работать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта учителя начальных классов Титовой Е.В.
Участие в конкурсе педагогического мастерства учителей школ Красносельского района Санкт-Петербурга. Предоставление материала, обобщенного учителем....
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.
Идея использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...
обобщение опыта учителя начальных классов Пугиевой Ольги Николаевны
Подготовка дошкольников к школьному обучению в рамках реализации ФГОС в условиях села...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
Обобщение опыта учителя начальных классов «Привитие детям любви к литературному чтению»
Обобщение опыта учителя начальных классов МБОУ « Центр образования № 2» Колгановой Л.И. По теме: «Привитие детям любви к литературному чтению»...