Развитие творческих способностей на уроках литературы.
методическая разработка по теме

Сидоренко Ирина Геннадьевна

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.59 КБ
Файл master-klass.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Тема: Развитие творческих способностей на уроках литературы.

Учитель начальных классов:

 Сидоренко Ирина Геннадьевна

п. Боровский,

2012-2013 учебный год

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров.

Введение

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

    Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.    

Исследовательская деятельность на уроках литературы.

    В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

      Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и литературы, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.

      В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но  вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников  задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.

      На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

      В учебнике «Литературное чтение», Свиридовой В.Ю. многие задания имеют исследовательскую направленность:

  • Попробуй по рифмам вспомнить загадки.
  • Расставь перепутанные заголовки.
  • Продолжи текст так, чтобы получилась задача, сказка, рассказ «Ваня и Алена пошли в лес…»
  • Разыграй с друзьями эту сценку, продолжение.
  • Придумай любую забавную азбуку
  • Опиши свое домашнее животное как ученый и как писатель
  • О чем разговаривают между собой твои игрушки и др.

Во втором классе на помощь ребятам приходят знаменитый английский

сыщик Шерлок Холмс и его друг доктор Ватсон, которые  раскрыли немало тайн. Таким образом, продолжая исследовательскую работу, они ставят перед детьми новые цели и проблемы. Так на одном из уроков по теме «Погоня за секретами литературы…» дети знакомились с японской поэзией, сравнивали с русской, анализировали. В результате исследования ребята попытались сочинить свои хокку.

    Большую помощь в реализации исследовательской деятельности оказывает  тетрадь по литературному чтение С.В. Самыкиной, где не только задания, но многие работы требуют от ученика самостоятельного поиска и решение проблемы. Работы представлены в рубрике «Страничка исследователя».

   В настоящее время во 2А классе работает 5 исследовательских групп. Каждая группа имеет свое название и девиз.

    Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории и практики  позволил нам выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

  1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
  2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
  3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
  4. Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
  •  Педагог должен сам быть творческой личностью
  •  Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
  •  Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ Боровская СОШ № 1 Учитель начальных классов: Сидоренко Ирина Геннадьевна Исследовательская работа на уроках литературы

Слайд 2

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров.

Слайд 3

Учёные доказали 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 90% непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Слайд 4

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности

Слайд 5

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: · поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; · развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; · формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Слайд 6

Найдите и обведите все буквы А, подчеркните - Я Сбежала буква! Ай-ай-ай! Следы остались – точки. Какая буква? Отгадай Впиши на этой строчке. _______________________________________________ Яя __________________________._сама._ красива. буква!________

Слайд 7

А-13, Я-1 Сбеж а л а букв а ! А й- а й- а й! Следы ост а лись – точки. К а к а я букв а ? Отг а д а й Впиши н а той же строчке.

Слайд 10

Второй этап ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

Слайд 11

Продолжи текст так, чтобы получились задача, сказка, рассказ… Ваня и Алёна пошли в лес….

Слайд 12

Хокку Как прекрасна эта осень! Течет река! Кругом золотые монетки. Что видела она? Я любуюсь тобой природа. На вечном пути. Крупина Аня Кошкарова Даша Котенок уснул на моей постели, Проснулась солнце Ему уютно. И в тот же миг Найду другую Природа ожила. Речкалова Снежана . Тенюнин Ваня.

Слайд 13

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

Слайд 14

Попробуй по рифмам придумать загадки, стихотворения. Лес - залез Солнце - оконце Мишка – шишка Цветочки- листочки Мама – упрямо Книжка – мышка - Горка – корка крышка

Слайд 16

Приемы и методы, используемые на уроках литературы Составь план событий сказки, перескажи её, сопровождая иллюстрациями. C равнительный анализ народных сказок. Попробуй по рифмам вспомнить загадки. Расставь перепутанные заголовки. Придумай продолжение истории, в котором все закончится хорошо. Разыграй с друзьями эту сценку, продолжение. Придумай любую забавную азбуку Опиши свое домашнее животное как ученый и как писатель О чем разговаривают между собой твои игрушки и др.

Слайд 17

Работы учеников

Слайд 18

Защита проектов

Слайд 20

Компетентности педагога Педагог должен сам быть творческой личностью Педагог должен постоянно заниматься самообразованием Занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности Уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося Уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Слайд 21

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

Развитие творческих способностей на уроках чтения .

Развитие твоческих способностей на уроках чтения  .   Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Творчество– это создание ...

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

Развитие творческих способносте на уроках ИЗО, математики

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учится. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. ...


 

Комментарии

Сидоренко Ирина Геннадьевна

Активно использую ваши приемы по формированию креативного мышления у младших школьников.