Развитие творческих способностей на уроках литературы.
методическая разработка по теме
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.59 КБ |
![]() | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Тема: Развитие творческих способностей на уроках литературы.
Учитель начальных классов:
Сидоренко Ирина Геннадьевна
п. Боровский,
2012-2013 учебный год
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров.
Введение
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Исследовательская деятельность на уроках литературы.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и литературы, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.
На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.
В учебнике «Литературное чтение», Свиридовой В.Ю. многие задания имеют исследовательскую направленность:
- Попробуй по рифмам вспомнить загадки.
- Расставь перепутанные заголовки.
- Продолжи текст так, чтобы получилась задача, сказка, рассказ «Ваня и Алена пошли в лес…»
- Разыграй с друзьями эту сценку, продолжение.
- Придумай любую забавную азбуку
- Опиши свое домашнее животное как ученый и как писатель
- О чем разговаривают между собой твои игрушки и др.
Во втором классе на помощь ребятам приходят знаменитый английский
сыщик Шерлок Холмс и его друг доктор Ватсон, которые раскрыли немало тайн. Таким образом, продолжая исследовательскую работу, они ставят перед детьми новые цели и проблемы. Так на одном из уроков по теме «Погоня за секретами литературы…» дети знакомились с японской поэзией, сравнивали с русской, анализировали. В результате исследования ребята попытались сочинить свои хокку.
Большую помощь в реализации исследовательской деятельности оказывает тетрадь по литературному чтение С.В. Самыкиной, где не только задания, но многие работы требуют от ученика самостоятельного поиска и решение проблемы. Работы представлены в рубрике «Страничка исследователя».
В настоящее время во 2А классе работает 5 исследовательских групп. Каждая группа имеет свое название и девиз.
Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории и практики позволил нам выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
- Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
- Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
- Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
- Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
- Педагог должен сам быть творческой личностью
- Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
- Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
- Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
- Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Заключение
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров.
Учёные доказали 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 90% непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: · поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; · развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; · формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Найдите и обведите все буквы А, подчеркните - Я Сбежала буква! Ай-ай-ай! Следы остались – точки. Какая буква? Отгадай Впиши на этой строчке. _______________________________________________ Яя __________________________._сама._ красива. буква!________
А-13, Я-1 Сбеж а л а букв а ! А й- а й- а й! Следы ост а лись – точки. К а к а я букв а ? Отг а д а й Впиши н а той же строчке.
Второй этап ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников
Продолжи текст так, чтобы получились задача, сказка, рассказ… Ваня и Алёна пошли в лес….
Хокку Как прекрасна эта осень! Течет река! Кругом золотые монетки. Что видела она? Я любуюсь тобой природа. На вечном пути. Крупина Аня Кошкарова Даша Котенок уснул на моей постели, Проснулась солнце Ему уютно. И в тот же миг Найду другую Природа ожила. Речкалова Снежана . Тенюнин Ваня.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
Попробуй по рифмам придумать загадки, стихотворения. Лес - залез Солнце - оконце Мишка – шишка Цветочки- листочки Мама – упрямо Книжка – мышка - Горка – корка крышка
Приемы и методы, используемые на уроках литературы Составь план событий сказки, перескажи её, сопровождая иллюстрациями. C равнительный анализ народных сказок. Попробуй по рифмам вспомнить загадки. Расставь перепутанные заголовки. Придумай продолжение истории, в котором все закончится хорошо. Разыграй с друзьями эту сценку, продолжение. Придумай любую забавную азбуку Опиши свое домашнее животное как ученый и как писатель О чем разговаривают между собой твои игрушки и др.
Работы учеников
Защита проектов
Компетентности педагога Педагог должен сам быть творческой личностью Педагог должен постоянно заниматься самообразованием Занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности Уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося Уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-26779-1539224013.jpg)
Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....
Развитие творческих способностей на уроках чтения .
Развитие твоческих способностей на уроках чтения . Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Творчество– это создание ...
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/16/picture-78414.jpg)
Развитие творческих способносте на уроках ИЗО, математики
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учится. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-74663-1539239546.jpg)
"Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы в начальной школе"
Выступление на методическом объединении комплекса...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Чулкина С.А.
Активно использую ваши приемы по формированию креативного мышления у младших школьников.