Орфографическая зоркость
статья на тему

Веретенникова Светлана Павловна

В  своей  работе  для  повышения   орфографической   зоркости  у  детей  я  использую  разные методы,  способы  и  приемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_zorkost.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Я работаю над темой: «Формирование навыка орфографической зоркости на уроках русского языка, через разные формы организации учебной деятельности».

    Что же подтолкнуло меня работать над этой темой? Ребята постоянно допускали орфографические ошибки, хотя при этом могли наизусть ответить любое правило,- это один из случаев так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Далее, у детей был мал словарный запас – ввиду того, что телевидение вытеснило из дома книгу. Дети мало читают, а больше смотрят телевизор, играют в компьютер. Родители мало общаются с ребёнком и вообще пускают образование на самотёк. Дети читали слова с ошибками и не видели её, т.е. не обладали таким видом деятельности как – самоконтроль, самопроверка.

    Возможные причины таковы:

  - низкий уровень развития произвольности;

  - несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);

  - низкий уровень объёма распределения внимания;

  - низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

  - слабое развитие фонематического слуха,

  - низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

  - индивидуальные типологические особенности личности.

   Все эти причины подтолкнули меня создать систему работы над зоркостью к орфографии.

Я поставила перед собой цель: сформировать навык орфографической зоркости, используя при этом разные формы учебной деятельности.

     Лингвисты, психологи, методисты  подчеркивают  зависимость  результатов  обучения  орфографии  от  его  первоначального  этапа, от  того, насколько  развита  у  учащихся  способность,  обнаруживать  в словах  места,  которые  нужно  писать по  правилам. Значит  задача  учителя - формировать    орфографическую  зоркость  учащихся. Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфографической  задачи  возможно  при  условии,  если  ученик  видит  объект  применения  правила – орфограмму. Значит, умение  обнаруживать  орфограммы,  выступает  базовым  орфографическим  умением, залогом  грамотного  письма. Неумение  выделять  орфограммы  при  письме – одно  из  главных  причин, тормозящих  развитие  орфографического  навыка. Чтобы  найти  орфограмму, написание, требующее  проверки, необходимо воспринять  слово  и  осознать  в  нем  опасное  место.  Значит,  слово  и  орфограмма  в  нем, воспринимаемые  зрительно  или  на  слух,  являются  раздражителями.  Так  как  непосредственно  воспринимаемые  раздражители  в  орфографии  действуют  через  зрительный  и  слуховой  анализаторы,  целесообразно  рассмотреть  процессы  зрительного и  слухового  восприятия. При  зрительном  восприятии  необходимо  привлекать  внимание  детей   к  отличительным  чертам  орфограмм, упражнять  их  в  сравнении, проводить  анализ. Слуховое  восприятие, умение  определять  последовательность  звуков  составляют  основу  развития  не  только  устной,  но  и  письменной  речи.  Развитие  фонематического  слуха  оказывается  решающим  условием  при  постановке  орфографической  задачи – нахождения  орфограммы  и  определения  ее  типа.

    Что же такое орфографическая зоркость с научной точки зрения?

  Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаружить в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает так же умение обнаружить ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки и чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошие знания правил и умение их применять, т.е. школьник не видит орфограммы в процессе письма.

    Чтобы помочь ребёнку овладеть грамотным письмом, я стараюсь разнообразить формы деятельности учащихся. Очень важно  учитывать возможность учеников: уровень их подготовленности к усвоению изучаемого материала, к самостоятельной работе, отношению к учению, степень развитости самоконтроля, работоспособности.

    Чтобы сформировать орфографическую грамотность у каждого ученика, чтобы создать ситуацию успеха на уроках, я тщательно продумываю каждый этап урока и пытаюсь, как можно больше форм деятельности внести на каждый урок.

     Технология моей работы. Она заключается в следующем:

  • Подбор материала
  • Введение этого материала в урок
  • Анализ этой работы
  • Обобщение
  • Выработка перспектив на будущее

Изучая и читая М.Р. Львова «Правописание в начальных классах» - я поняла, что это должна быть настольная книга учителя начальных классов. Логическую характеристику по волнующему меня вопросу я нашла в его работе.

Львов писал: « При систематической тренировке зоркости автоматизируеся и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы»

    Для формирования устойчивых навыков и чтобы усвоение было в системе, я продумываю урок так, чтобы найти время для формирования орфографической зоркости на каждом уроке.

    На уроках русского языка я использую разные виды упражнений:

   - звуко-буквенный разбор слов;

   -развитие письменной речи – составление и запись предложений и текстов;

   -самодиктанты;

   -подбор двух или нескольких проверочных слов с целью самоконтроля;

   -фонетический и словообразовательный разбор слов и синтаксический разбор предложения;

   -проверка написанного и др.

    Можно выделить упражнения на развитие памяти:

   -письмо по памяти;

   -письмо с проговариванием;

   -списывание;

   -разные виды диктантов;

   -разные виды творческих работ, таких как:

         а) составление текста по картинке

         б) составление предложений (текстов) по опорным схемам

         в) грамматические зарядки.

    Так же применяю  карточки собственного изготовления. Карточки есть по всем темам, на несколько вариантов, разного уровня сложности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

    Орфографическая зоркость создаёт основу самопроверки письменных работ учащимися. Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки и указания, например:

ПРОВЕРЬ!

  1. Не пропустил ли ты буквы?
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные?

парные звонкие и глухие согласные?

  1. Трудные слова проверь по словарику!
  2. Не уверен – спроси у учителя!

По мере прохождения новых тем памятки дополняются, вводятся такие напоминания: «Проверь безударные окончания существительных!» и другие.

 Работая, я ощутила, что дети стали самостоятельнее, стали лучше изъясняться, стали наблюдательнее. Стараются давать полные, развёрнутые ответы. Все дети умеют работать с учебником, ориентироваться в нём.

  Работая, я замечаю, что большинство детей уже овладели необходимыми навыками орфографической зоркости и, например, словарные диктанты пишут грамотно, допуская незначительные ошибки. Но, наравне с этим постоянно веду работу со слабыми учащимися. И цель этой работы добиться грамотного письма у каждого ученика, через индивидуальную работу.

  И это всё, как я вижу, готовит основу для усвоения более сложного материала по русскому языку. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы.

В  своей  работе  для  повышения   орфографической   зоркости  у  детей  я  использую  следующие  способы  и  приемы. Провожу   диагностику  проверочных  работ.  Затем  разбиваю  класс  на  подгруппы  по  типам  орфографических  ошибок. Мною  были  подобраны  дидактические  задания,  формирующие  словообразовательные  и  грамматические  понятия,  развивающие  орфографические   навыки, сочетающиеся  с  заданиями  развлекательного  характера, имеющие  цель  развивать  внимание, логическое  мышление, любознательность, воображение  и  снятие  усталости. Эти  виды  занятий  проводятся  с  целью  более  глубокого  обобщения  и  систематизации  знаний  учащихся, выполнения  дифференцированных  практических  заданий  с  постепенным  наращиванием  трудностей.       Во  всех  рассмотренных  темах, особое  внимание  уделяется  закреплению  на  доступном  и  знакомом  материале.  В  конце  каждой  темы  дается  итоговый  тест. В  своей  работе  так  же  использую  таблицы-плакаты. Так  как  ученики  часто  не  видят  орфограммы,  поэтому  не  могут  ее  проверить  и,  как  следствие,  применить  полученные  знания  на  практике. Во  время  выполнения  различных  упражнений,  работы  над  ошибками  внимание  детей   обращаю  к  этим  таблицам. 

ПАРНЫЕ  ЗВОНКИЕ    И    ГЛУХИЕ   СОГЛАСНЫЕ     

 Б             В             Д              Г               Ж               З       

 П            Ф             Т              К               Ш              С

 В   КОРНЕ    СЛОВА    ПРОВЕРЯЙ   ТАК:     

   МОРОЗЫ  - МОРОЗ         

   ГРЯДА   -  ГРЯДКА

 БЕЗУДАРНЫЕ      ГЛАСНЫЕ    А, О, Е, И, Я   В   КОРНЕ                                СЛОВА   ПРОВЕРЯЙ    ТАК:         

ТРАВКА  -  ТРАВА       

ВОДЫ  --  ВОДА , ВОДИЧКА.

 

При  повторении  изученного  материала  предлагаю   учащимся  серии  карточек. В  каждой  карточке  представлены  три  задания. Например,  в  третьем  классе  предлагаю  карточки  для  работы  в  конце  четвертой  четверти.  

    

 Серия  № 1.   

   Карточка  № 1.

 1. Разбери  по  составу  слова Книжка     нагрузка     побег

 2.Вставь  пропущенные  буквы. Докажи

правописание  орфограмм        п__щат             бли__кий      к__вер                  кни__ка     сн__гири               холо__    с__довник              заря__ка

 3. Разбери  предложение,  подчеркни  подлежащее  и  сказуемое.  Выпиши  словосочетания.   

  Серия № 2.     

    Карточка  №  1.

1. Выпиши  слова  в  три  столбика  к  данным  схемам.

 Ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

 2. Выпиши  слова  в  три  столбика  и  подчеркни  орфограмму . в  1 – столбик – слова  с  безударной  гласной  , во  2 – столбик – слова  со  звонкой  или  глухой  согласной, в  3 – столбик – слова  с  непроизносимой  согласной. Конец,  овраг,  участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

 3. Разбери  предложение.  Подчеркни  главные  члены  предложения.  Надпиши,  над  каждым  словом  часть  речи.

 Развесила  желтая  осень  золотые  флажки.

 

 Серия  № 3.

 Карточка № 1.

1. Подбери  и  запиши  по  2  слова  к  схемам.

 2. Подбери  и  запиши  слова  в  два  столбика  ( по  3-4  слова  в  каждый  столбик) . в  1- столбик – слова  с  безударной  гласной,  проверяемой  ударением, во  2- столбик  - слова  с  парной  звонкой  или  глухой  согласной  на  конце, которую  нужно  проверять.

 3. Составь  предложение  по  вопросам.  Запиши  его.  Подчеркни  главные  члены  предложения. (Какой?)   (кто?)   (как?)     (что  делал ?)

 Все  эти  карточки в  предложенной  последовательности   будут  использоваться  не  только  в  3  классе  в  конце  года, но  и  в  4  классе  в  первой  четверти. Внимательное  и  точное  выполнение  предложенных   грамматических  заданий      поможет  осознанно  овладеть  орфографическим  навыком  грамотного  письма.    В   основе  грамотного      письма    лежит   аналитико-синтетическая  работа  над  слогом  и  словом, развитие  фонематического  слуха  и  умения  заменить  фонемы  соответствующими  буквами.

  Упражнения  по  выработке  орфографической  зоркости  можно  расположить  в     определенной  последовательности. Письмо  с  проговариванием (в  основе  этого    письма  - проговаривание      по  слогам). Списывание. Списывание основывается  на  проговаривании  по  слогам. Этот  вид  списывания    предполагает  большую  самостоятельность. Комментированное  письмо. Учащиеся  не  просто  проговаривают  слова  и  предложения, но  обосновывают  правописание  правилами, подбором  проверочных  слов. Письмо  под  диктовку  с  предварительной  подготовкой. Письмо  развивает  зрительную  память, речь, мышление, фонематический  слух. Письмо  под  диктовку. Творческие  работы. Систематически   проводя  указанные  выше  виды  работ, формирую      у  своих  учеников   орфографическую  зоркость. Результаты  контрольных  работ  позволяют  сделать  выводы, что  данная  система  оправдывает  себя, дает  неплохие  результаты. Диагностика  контрольных  работ  показывает  результаты  проделанной  работы.  Количество  орфографических  ошибок  постепенно  снижается. Например: У  Рупасова Дмитрия в  начале  года  орфографических ошибок  в  диктанте было до  1 0 , а  в  конце  года  4-5. У  Хафизовой Венеры-  с 7 –до 3. У  Шерстнёва Марселя-  с  8 -  до  2—3. У  Любиной Юли-  с 6– до 2.

На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. А нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к изучению русского языка у детей можно, если выявить, какие трудности встречает ученик, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Сложность обучения письму определяется тем, что этот процесс освоения двигательного навыка идет параллельно с формированием орфографического навыка.

В результате наблюдений я выделяю такие критерии плохого усвоения письма:

1) нестабильность графических форм (искажение почерка),

2) не усвоение написания букв, неправильное написание букв;

3) несоответствие фонематического написания букв, смешение и замена одних букв другими;

4) пропуски букв, не дописывание букв, слогов;

5) очень медленный темп письма;

6) тремор ( дрожание руки) при письме.

А какие же дети относятся к «контингенту риска»? Легко ли выделить детей с трудностями обучения письму и помочь ребенку преодолеть их?

Трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

1)      у детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха;

2)      у детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;

3)      у детей, у которых отмечаются или развиваются в течение первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно – психической сферы;

4)      у леворуких детей при переучивании;

5)      у детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

 Наряду с указанными трудностями отмечаются такие нарушения письма: искажение почерка, пропуски и замена букв, неправильное написание букв.

У ребенка с нарушением фонематического слуха отмечается замена при письме близких по артикуляции звуков (б – п), (д – т), (ж – ш) и другие.

У детей со слабым типом нервной системы и часто болеющих детей нарушается работоспособность.

Эти дети не дописывают слова, пропускают отдельные буквы, слоги.

В обучении письму трудности вызывают леворукие дети, которых родители заставляют писать, рисовать правой рукой. Практика показывает, что переучивать их нельзя.

Учитывая все вышеуказанное, я тщательно изучаю материал при подготовке к урокам. Стараюсь на уроках применять разные формы работы.

Главная цель каждого урока русского языка – это учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости – зрительному вниманию. Ведь слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну – в орфографическую.

Еще в первом классе ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух – звуками, а затем зрительно – буквами, применяя схемы, учу различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова. Это ключ для выработки орфографической зоркости.

Для закрепления правописания гласных и согласных в корне слова, в сочетаниях букв использую различные виды работ: например, такие, как: орфографический диктант (ОР.Д), работа над предложением(Р.П), работа по заданию (Р.З), работа по карточкам (Р.К), фонетический разбор (Ф.Р), зрительный диктант (З.Д), вставка пропущенной буквы (В.П.Б) и другие.

Ключом к грамотности правописания является многоразовое использование одной диктовки, например:

1)      Спишите слова. Подчеркните выделенные буквы, сочетания букв, вспомните правило.

Чужой, ручьи, ранний, ряды, голубь, скворечник, пружина, Казань, задача.

2)      Напишите слова, добавляя целый слог или сочетание букв.

…жой, ру…, ран…, …ды, го ..ь, скворе…ик, пру…на, …зань, зада… .

3) Напишите слова, добавляя целый слог или сочетание букв.

…жой, ру…, р.ды, го…ь, скворе…ик, пру…на, …зань, зада….

4)Спишите эти же слова. Подчеркните грамотные буквы (орфограммы).

5) Запишите эти же слова под диктовку. Проверьте обратной связью на уроке.

6) Запишите эти же слова на память.

Виды работ над предложениями:

1)      Деформированные предложения:

Огонек, в селе, потух, за рекою.

2)Предложения с пропущенными буквами в словах.

Р.бята шли к р.днику (по) у.кой тр.пинке.

3) Изменение слова так, чтобы предложение было правильным .

В (сентябрь) ребята пошли в (школа).

У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Поэтому на уроках часто применяю игровые моменты: «Кто быстрее?», соревнования между командами. Вставить пропущенные буквы:

прим...рение                               л…сник

к…тание                                     кр…сота

гол…довка                                  с…сна

з…рно                                         тр…ва

в…терок                                      ст…на

св…стеть                                     бл…стеть

Найти проверочные слова.

Игра «Угадайте слово!»

к…р…нд…ш                       д…ж…рн…й

л…ст….п…д                       м…р…зк…

Игра «Найди лишнее слово».

Коза, овца, окно, капуста, сосна. Объясни, почему это слово лишнее.

Портфель, пчела, лицо, письмо, гриб, число, свеча.

Игра «Запиши слова в два столбика».

Стена, заяц, плечо, земля, карандаш, корзина, цветок, воробей, ученик, перо.

По какому признаку разделили слова в два столбика?

Также оживляют уроки русского языка разные таблицы, кроссворды, схемы. Кроссворды использую при изучении непроизносимых согласных, удвоенных согласных, парных согласных в середине слова и т. д.

На уроках также использую перфокарты. Такая работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность. Перфокарты использую при изучении склонения имен существительных, падежные окончания и т. д.

При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Следовательно, надо стремиться развивать у детей этот вид памяти. С этой целью на каждом уроке русского языка провожу диктанты по методике И. П. Федоренко. Начинаю диктанты с цепочки, состоящей из двух слов. Далее цепочка увеличивается. Например: Пришла осень. Пришла золотая осень. Листья на деревьях желтеют. И т.д.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. Изучая новые подходы к этой работе, ознакомилась методикой Г.А.Бакулиной. Сущность этой методики заключается в том, что усиливается обучающий эффект, идет интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемых за счет субъективизации процесса обучения. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, сами формулируют тему словарно – орфографической работы. При этом предлагаемые упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память. Различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Все упражнения объединены в несколько групп, где школьники самостоятельно определяют новое слово. От урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Например: даны квадраты с точками. Ученики должны определить новое слово из «Словарика», если расположат прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них.

Другое задание: ОЗАБВТЕРАДК. Внимательно посмотреть на данную запись и назвать два слова из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке. Какие это слова? (Завтрак и обед).

Постепенно количество конкретных указаний, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается.

Даны семь разноцветных квадратов. Каждому квадрату соответствует определенная буква. Нужно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из «Словаря».

Овладение такого рода приемами в процессе обучения дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.

Также на уроках применяю индивидуальные карточки для учащихся. Карточки составляю по изученной теме для закрепления знаний.

Много лет мне в работе помогают тетради-словарики. Проверяя диктанты, письменные работы я выделяю слова, в которых ученики допускают ошибки. На уроках работаем над этими словами: проводим фонетический разбор, выделяем сильные и слабые позиции, определяем орфограмму, находим проверочные слова и записываем слова в тетради.

Тетрадь разделена на темы. С первого по четвертый класс накапливаются слова, которые встречаются на всех уроках.

Проблема над которой я работаю “Развитие орфографической зоркости”. Она является одной из главных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, на умении школьников осуществлять самоконтроль, т.е. осознавать все частные операции, необходимые для производства сложного действия, а так же обосновывать правильность своих действий. Эти сложные для учащихся задачи решаются не только в процессе первоначального изучения орфографического материала, но и при повторении.

Работу по совершенствованию орфографической зоркости я проводила в тесной связи с развитием речи учащихся (на уроках литературы). С целью словаря школьников использовала такие виды заданий:

· Лингвистический анализ текста;

· Восстановительный диктант (по выписанным словосочетаниям восстановить текст, сравнить с оригиналом, отредактировать);

· Речевые разминки (чтение хором, рядами, индивидуально);

С учащимися 3 класса в начале года завели словарики, куда в течении года вносили новые слова, записывали речевые разминки, составляли алгоритмы, таблицы. Словари дети красочно оформляли ( в конце года делали выставку, выбирали лучшие)

Для определения уровня пунктуационной и орфографической грамотности использовала разноуровневые тексты и карточки (как для группового, так и для индивидуального исследования).

В конце каждой четверти проводились зачеты по изученным темам, в двух направлениях устного (вопросы) и письменного (разборы). Класс делился на пять групп, в каждой выбирался “знаток”, который составлял вопросы и принимал зачет. Затем давал анализ оценки каждого из своей группы.

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

 В начальных классах три линии овладения правописанием:

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

2) обучение правописанию на основе запоминания;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил. 

Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она не легко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя.

Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

  1. углубление познавательных интересов;
  2. чёткий отбор и продуманную  структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
  3. использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
  4. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе4
  5. положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
  6. введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
  7. организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%, где индивидуальные различия очень велики.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.

        Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей появляется определённый автоматизм – основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте.

Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь. Немалый интерес представляет обучение вообще без изучения правил – на основе «языкового чувства», феноменальной зрительной памяти. Но пока, к сожалению, обучение «без правил» удаётся лишь в редких случаях.

В 3 классе продолжает углубляться грамматическое обоснование всех орфографических действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза, всё больше внедряется в практику орфографическое комментирование, решение орфографических задач, построение алгоритмов орфографических действий.

Рекомендуются в 4 четверти 3 класса провести ряд обследований учащихся, которые могут дать и обобщённое, и индивидуальное знание об уровне умений учащихся:

  1. срез орфографической зоркости: какой процент орфограмм на изучение темы видит и правильно определяет третьеклассник в тексте, хорошо понятом по содержанию, определённого объёма и за определённый отрезок времени ( при устной работе – 100 слов текста, взятого из учебника по чтению – не более 15 минут, при письменной – до 30 минут);
  2. срез лексического запаса, необходимого для проверки орфограмм типа звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слова; с этой целью даётся по 5 слов на ту и другую орфограммы и учащиеся при письменном выполнении задания за 10 минут должны подобрать как можно больше проверочных слов, затем произвести подсчёты ( 10 проверочных слов – минимальный уровень);
  3. срез грамматической обеспеченности орфографических действий: языковой анализ текста (30 слов за 10 минут);
  4. классификация ошибок, допущенных школьниками через месяц в диктантах, изложениях, сочинениях:

Алфавитные

Графические

Противореча-щие

фонетической и графической системе написания

Написание на основе понимания значений

На основе подбора проверочных слов

Прочие

Соединения букв

Высота букв

Жи-ши

Начало и конец предложения

Безударные гласные

Предлоги и пристав-ки

Пропуск

Нечёткость написания

Ча-ща

Имена собственные

Парные согласные

Не с глаголом

Замена

Чу-щу

Непроизносимые согласные

Оконча-ния

Перестановки

ЧК, чн, нч

Искажения

Ь – после шипящих

Возможна и другая классификация:

  1. невнимание, рассеянность, поспешность;
  2. не видит орфограмму (нет зоркости);
  3. орфограмму видит, но ошибочно определяет;
  4. допускает ошибку на одной из ступени алгоритма проверки;
  5. не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
  6. работает медленно, не успевает применить свои знания.

В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода памятки, помогающие детям найти ошибки.

Классификация ошибок учащихся

Рекомендуются в 4 четверти 3 класса провести ряд обследований учащихся, которые могут дать и обобщённое, и индивидуальное знание об уровне умений учащихся:

  1. срез орфографической зоркости: какой процент орфограмм на изучение темы видит и правильно определяет третьеклассник в тексте, хорошо понятом по содержанию, определённого объёма и за определённый отрезок времени ( при устной работе – 100 слов текста, взятого из учебника по чтению – не более 15 минут, при письменной – до 30 минут);
  2. срез лексического запаса, необходимого для проверки орфограмм типа звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слова; с этой целью даётся по 5 слов на ту и другую орфограммы и учащиеся при письменном выполнении задания за 10 минут должны подобрать как можно больше проверочных слов, затем произвести подсчёты ( 10 проверочных слов – минимальный уровень);
  3. срез грамматической обеспеченности орфографических действий: языковой анализ текста (30 слов за 10 минут);
  4. классификация ошибок, допущенных школьниками через месяц в диктантах, изложениях, сочинениях.

Большую помощь в обучении и воспитании грамотного человека приносит проведение различных внеклассных предметных мероприятий, привитие интереса к чтению, посещение школьной и городской библиотеки.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, оформление портфолио учащихся, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты, смарт уроки – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника...