Современные образовательные технологии : проблемное обучение (поДж.Дьюи); технологии перспективно-опережающего обучения; здоровьесберегающие технологии. Проблемное обучение (поДж.Дьюи) На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает: во-первых, усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых, усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих, развитие его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика, проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью - все это является обязательными условиями успешного обучения. Проблемное преподавание сегодня – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний в области лингвистики, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования. Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, но в последние годы решила осваивать технологию проблемного обучения комплексно. По мнению автора, проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ: 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. 2. В ходе решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. 3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся. 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. 5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении -воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального проблемного мышления. Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. "Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, больше внимания уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении, на мой взгляд, лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез, что я активно использую в своей практике. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов, особенно когда изучаются правила, тяжелее – если изучается аксиома, факт, не требующий доказательств. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся: - выявление проблемы, - формулирование, - поиск решения; - решение. Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Практическое применение технологии проблемного обучения было представлено на открытых уроках: « Подойти к созданию учебной проблемы можно не только через создание проблемной ситуации, но и через рассказанную легенду или интересный биографический факт. Решение учебной проблемы тоже можно искать не через гипотезы, а через подводящий диалог – ряд вопросов и заданий, приводящих к открытию нового знания. Это более легкий способ построения проблемного урока. Во внеурочной деятельности отдельные мои ученики тоже проявляют познавательный интерес и творчество, участвуя в разнообразных творческих конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах. Так, технология проблемного обучения позволяет открывать знания вместе с детьми, предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрасное и сопереживать чужой боли. На проблемном уроке идет творческое усвоение знаний. А моя задача как учителя - направить изучение учебного материала в нужное русло и не подменить их познавательный опыт своим. Технологии перспективно-опережающего обучения, когда каждый ученик получает возможность самостоятельно определять способы, средства поиска истины является составляющей проблемного обучения. Из-за огромного объема материала, многое из того, что учащимся необходимо знать, остается без внимания, или усваивается непрочно, тематическая лексика прежде всего. В связи с этим, теория опережающего обучения особенно актуальна. Используя фрагменты этой технологии, мои уроки изучения нового материала при работе в группах проходят успешнее. Например, при изучении темы «Природная зональность.» во 2 классе учащиеся делятся на группы самостоятельно, выбирают своего лидера и представляют интересы определенной субкультуры. Каждая группа получает опережающее задание. Задачи и детали ответов обсуждаю заранее с лидерами. В процессе подготовки и изучения разнообразной литературы урок оказался живым и актуальным. За время урока был отработан и систематизирован огромный материал учениками самостоятельно, получены хорошие оценки. Урок «Птичьи секреты» во 2 классе целиком основан на материале, собранном учащимися. Подборку информации делают по 2-3 человека. Главными условиями успешности проблемного обучения считаю: 1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы. 2. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного). 3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого. 4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с вниманием и поощрением. Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса считаю обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья. Важную роль отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения обозначена необходимость формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить обучающимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Мною используется следующий методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий. Методы: фронтальный; групповой; практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; метод индивидуальных занятий. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает: - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ) обучающихся; -использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); -введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; -строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; -индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития); - оптимизация учебной нагрузки; - проведение физминуток. Новизна и не традиционность учебного материала .позволяет ученику расслабиться, заинтересовывает его, вызывает новые эмоции, увлекая в мир познания казавшихся ему ранее скучных тем. Интерес может вызывать знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо событии, произощедшем в стране изучаемого языка. Аудирование всегда считается самым сложным и нелюбимым занятием детей, вызывая у них огромное напряжение и массу отрицательных эмоций. Но если начать работу со слов: "Сейчас я расскажу вам что-то интересное", построить своё говорение на привычной для учеников интонации, с использованием наглядности, мимики и жестов, трудные слова, обороты речи перевести самому учителю, то, конечно же, ученики воспримут такое сообщение, длящиеся 2-3 минуты совершенно в другом эмоциональном русле. Темы «Спорт и игры», «Здоровье» так же принципиально важны для особого изучения. Они знакомят с различными видами спорта, популярными не только в нашей стране, но и за рубежом. Используя активную лексику и высказывая аргументы "за” и "против” участия в различных спортивных соревнованиях, ученики отстаивают своё мнение. и грамматику, но и сделать урок интереснее. Игра на уроке: Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка. Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Игры хороши тем, что в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам. Слабый по языковой подготовке ученик в игре может быть первым, т.к. находчивость и сообразительность здесь иногда бывает важнее знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задачи помогают ребятам преодолеть стеснительность, которая мешает свободно употреблять в речи русские слова. Ребёнок быстро усваивает языковой материал и начинает говорить наравне со всеми. Детские игры трудно подразделить на типы, потому что их много и они разнообразны. Дети с удовольствием играют как в пассивные игры (они тщательно разработаны), так и в активные, подвижные. Их можно проводить на уроке, в холле школы, на улице, в командах из нескольких игроков и вдвоём. и объяснении правил. Применение сложившейся методики обучения с использованием вышеперечисленных методов как в учебной деятельности, так и во внеурочной, позволило повысить мотивацию к изучению русского языка и литературы во всех обучаемых классах. На одном уроке могут сочетаться несколько образовательных технологий.
Элементы образовательных технологий в структуре урока
№ п/п | Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Методы и приёмы
| 1 | Организационный момент. Актуализация знаний.
| Игровые технологии
| - Создание игровой ситуации -Деление класса на микрогруппы -Создание психологического микроклимата в классе |
|
| Коллективно творческое дело (КТД) | -Совместная деятельность - Эвристическая беседа |
|
| Здоровьесберегающий подход | -Оценка и корректировка осанки учащихся и освещения классной комнаты | 2 | Опрос домашнего задания | Информационно-коммуникационные технологии | -Беглый опрос по базовым понятиям -Интеллектуальная разминка -Взаимопроверка |
|
| Игровая технология | -Игра «Слова-перевёртыши» -Игра «Цифровой диктант» |
|
| Технология уровневой дифференциации | -Разноуровневые задания по карточкам -Использование тестовых оболочек | 3
| Сообщение темы и целей урока | Проблемное обучение | -Способ привлечения внимания, удивления -Создание проблемной ситуации -Метод ассоциаций |
|
| Педагогика сотрудничества | - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа | 4 | Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | -Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах |
|
| Гуманно-личностная технология | - Создание ситуации успеха |
|
| Компетентностно- ориентированное обучение | -Исследовательская работа в группах, парах |
|
| Информационно-коммуникативные технологии | - Знакомство с новым материалом с использованием ЦОР, разноуровневые задания -Работа с текстом |
|
| Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения |
|
| Опережающее обучение | -Пропедевтика знаний |
|
| Игровые технологии | -Игровая ситуация |
|
| Проблемное обучение | -Создание проблемной ситуации |
|
| Проектная технология | -Защита проектов | 5 | Физкультминутка | Здоровьесберегающий подход | Гимнастика для мышц тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию | 6 | Индивидуальная (самостоятельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | -Разноуровневые задания -Написание мини-сочинения |
|
| Информационно-коммуникативные технологии | -Тестирование с использованием тестовых оболочек -Разноуровневые задания |
|
| Исследовательская технология | -Поиск информации в учебниках, документах, словарях, сети Интернет | 7
| Подведение итогов урока. | Гуманно-личностная технология | - Создание ситуации успеха |
|
| Педагогика сотрудничества | - Коллективный вывод подведение итогов в паре (сравнение) | 8 | Рефлексия | Гуманно-личностная технология | - Создание ситуации успеха |
|
| Здоровьесберегающий подход | Тренинг «Что удалось, что не получилось и почему? Чему я научился на уроке?» | 9 | Домашнее задание | Технология уровневой дифференциации | -Составление кроссвордов, синквейнов -Подготовка сообщений, эссе по теме урока |
|
| Проектная технология | -Разработка проектов |
|
| Информационно-коммуникационная технология | -Составление презентаций |
Выводы: данные технологии помогли мне решить педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять их в учебной и во внеурочной деятельности. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 пос. Мостовского ______________ Л.В.Трутнева
Директор МБОУ СОШ № 2 пос. Мостовского____________ М.А.Самойленко
|