ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
методическая разработка по теме

Пирогова Наталия Александровна
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
 Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

п/п

Название
образовательной  технологии
(с указанием автора)

Цель использования
образовательной  

технологии

Описание порядка использования  
(алгоритм применения)  технологии в
практической профессиональной

деятельности

Результат использования
образовательной  

технологии

Игровые технологии Б. Н. Никитин, Л. А. Венгер,

А. П. Усова, В. Н. Аванесова. 

Использование игровых технологий позволяет достичь следующих целей:

1. Активизация деятельности учащихся путём вовлечения детей в коллективное творчество. 
2. Осмысление имеющегося у учащихся опыта и творческое применение его в новых условиях. 
3. Стимулирование учащихся к достижению цели и осознание путей достижения этой цели. 
4. Воссоздание и усвоение общественного опыта, который складываются в условиях самоопределения поведения. 

1)Предварительная подготовка: 
- отбор материала и обсуждение формы проведения игры;

- распределение ролей. 

2) Определение места игры в уроке или во внеурочной деятельности.

3) Проведение игры. 

4) Обсуждение итогов игры. 

На уроках применяются разнообразные игровые формы, обеспечивающие оптимальные условия для активной самостоятельной творческой работы, мышления и воображения учащихся. Используя классификацию игр в зависимости от дидактических целей игры, подбираются различные упражнения для каждого этапа урока.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

Игра стимулирует учащихся к учебной деятельности, у учащихся формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к познавательной деятельности, вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. На уроке создается положительный морально-психологический климат, повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся, правила игры создают условия для формирования умений управлять своим поведением.

Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер)

Создание проблемных ситуаций, а также активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, формирование способности самостоятельно усваивать любые понятия и действия.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют два этапа: 
- постановка учителем практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию; 
-учитель направляет учащихся на её решение, организует поиск решения: побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, логику рассуждения); определяет теоретические и практические задания , например, исследовательские. 
Успехов при использовании проблемной технологии можно добиться в следующей последовательности: 

1. Создание проблемной ситуации. 
2. Анализ проблемной ситуации. 
3. Постановка учебной проблемы. 
4. Решение учебной проблемы: 
- составление плана решения, 
- выдвижение предположения и обоснование гипотезы, 

- доказательство гипотезы, 

- проверка решения проблемы, 

- повторение и анализ процесса решения, выводы.

В работе используются разнообразные виды деятельности по разрешению проблемной ситуации: 
- проблемный фронтальный эксперимент; 

- проблемное решение задачи; 
- проблемные задания; 

- игровая проблемная ситуация. 

Учащиеся на таких уроках самостоятельно добывают новые знания; у них вырабатываются навыки умственных операций и действий; развиваются внимание, творческое воображение; догадка; повышается самооценка учащегося, уверенность в собственных силах; повышается уровень активности на уроках и увеличение качества знаний.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся

Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Пальчиковая гимнастика (проводится индивидуально или с классом, как часть занятия)

Цель:

- переключение внимания;

- улучшение координации и мелкой моторики рук, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Дыхательная гимнастика (используется наглядный материал, показ, звуковое, голосовое сопровождение.)

Цель:

-улучшение работы головного мозга, сердца, нервной и дыхательной системы организма;

- укрепление общего состояния здоровья;

-развитие умение управлять своим дыханием формирует умение управлять собой.

Гимнастика для глаз (любая гимнастика для глаз проводится стоя, выполняются 2-4 мин. При выполнении упражнений голова неподвижна. Используется наглядный материал, показ, ИКТ, музыкальное, звуковое, голосовое сопровождение).

Цель:

- предупреждение утомления;

- укрепление глазных мышц;

- снятие напряжения;

- общее оздоровление зрительного аппарата;

- благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Динамические паузы (во время занятий, по мере утомляемости детей, 2-5 мин. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности).

Цель:

-предупреждение утомляемости;

-удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности;

-создание атмосферы эмоционального комфорта, непринужденной обстановки, творчества;

-развитие чувства ритма, пластики, грации, умения владеть своим телом;

-совершенствование движений.

Повышение результативности воспитательно-образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни.

Технология проектной деятельности  (Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий)

Развитие исследовательской компетенции, познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свою деятельность, показать публично достигнутый результат

Этапы:

- погружение в проблему;

- постановка цели и задач;

- планирование работы;

- распределение задач между членами рабочей группы;

- поиск, сбор и структурирование необходимой информации;

- поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;

- оформление проекта;

- презентация результатов проектной деятельности;

 - оценка результатов.

Сформировано умение конструировать свою деятельность.

Развиты способности самостоятельного поиска, сбора необходимой информации для решения практических задач.

Сформировано умение выступать на конференциях с защитой проектов.

Сформированы умения объединяться в творческие группы по интересам, планировать и организовывать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

—Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов....

«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»

Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Я работаю по программе Образовательной системы «Школа 2100». «Школа 2100» сегодня - это личностно ориентированное, разви­вающее, вариативное, непрерывное образование. В рамках этой про­граммы выпущено...