"Портфолио учащегося"
статья на тему
В последнее время вопросы, касающиеся портфолио, становятся все более актуальными. Большинство Российских школ уже применяют на практике портфолио учеников, во многих европейских странах его уже активно используют и считают одной из главных образовательных новинок в этом веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
К. А. Волкова
Портфолио учащегося.
В последнее время вопросы, касающиеся портфолио, становятся все более актуальными. Большинство Российских школ уже применяют на практике портфолио учеников, во многих европейских странах его уже активно используют и считают одной из главных образовательных новинок в этом веке.
Современные авторы книг по портфолио убеждены в том, что портфолио является основным элементом модернизации системы образования во всём мире. Под модернизацией системы образования понимают ее приведение в полное соответствие с современными требованиями цивилизации во всех сферах жизни.
Слово «portfolio» пришло к нам из итальянского языка, и переводиться просто как «портфель». Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой из сферы бизнеса и политики. Существует масса определений «портфолио учащегося», объединив их можно сказать, что портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных образовательных достижений учащегося, которое формируется лично учеником и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами в определённый период его обучения.
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио:
1. в зависимости от цели, ради которой собирается портфолио, существуют:
- портфолио-собственность (собирается для себя);
- портфолио-отчет (собирается для учителя).
2. по содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
- портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;
- проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
- тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы. [3]
Создание единых европейских образцов портфолио (например, «Европейский языковой портфолио», принятый Советом Европы) соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году. Таким образом, портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников.
2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения и самообучения.
3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения.
4. Формирует умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников. [1]
Доктор философии С.Дж.Пейп и доктор педагогических наук Мурат Чошанов, признанные специалисты в области философии педагогики, считают, что «педагогическая идея учебного портфолио как формы оценки предполагает:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку».
Принятие этой позиции выводит школы (и учителей), применяющих портфолио в образовательном процессе, на принципиально иную позицию по сравнению с традиционным обучением: ученик в этой технологии является субъектом собственной деятельности. [2]
Можно сказать, что любое портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.
К преимуществам портфолио можно отнести:
- В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
- Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
- Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
- Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
- Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио.
Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:
– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.
В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Проанализировав многочисленную литературу, посвященную использованию портфолио в системе образования, можно сделать вывод – портфолио на сегодняшний день позволяет в значительной степени модернизировать процесс обучения. В частности портфолио позволит выстроить учебный процесс таким образом, что он будет направлен на формирование личностных качеств каждого ученика. Портфолио в образовании является лишь инструментом, который, при грамотном использовании, позволит создать условия для качественного образования в России.
Список литературы:
- Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. 2004, № 2. - с. 48-56.
- Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. – 1998. – № 3. – С.76.
- Светенко, Т.В. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащихся начальной школы
Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...
Портфолио учащихся начальных классов
Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов. Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....

Портфолио учащихся начальных классов
Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что...
Портфолио учащихся начальной школы
Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...

Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...