"Портфолио учащегося"
статья на тему
В последнее время вопросы, касающиеся портфолио, становятся все более актуальными. Большинство Российских школ уже применяют на практике портфолио учеников, во многих европейских странах его уже активно используют и считают одной из главных образовательных новинок в этом веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchashchegosya.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
К. А. Волкова
Портфолио учащегося.
В последнее время вопросы, касающиеся портфолио, становятся все более актуальными. Большинство Российских школ уже применяют на практике портфолио учеников, во многих европейских странах его уже активно используют и считают одной из главных образовательных новинок в этом веке.
Современные авторы книг по портфолио убеждены в том, что портфолио является основным элементом модернизации системы образования во всём мире. Под модернизацией системы образования понимают ее приведение в полное соответствие с современными требованиями цивилизации во всех сферах жизни.
Слово «portfolio» пришло к нам из итальянского языка, и переводиться просто как «портфель». Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой из сферы бизнеса и политики. Существует масса определений «портфолио учащегося», объединив их можно сказать, что портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных образовательных достижений учащегося, которое формируется лично учеником и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами в определённый период его обучения.
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио:
1. в зависимости от цели, ради которой собирается портфолио, существуют:
- портфолио-собственность (собирается для себя);
- портфолио-отчет (собирается для учителя).
2. по содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
- портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;
- проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
- тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы. [3]
Создание единых европейских образцов портфолио (например, «Европейский языковой портфолио», принятый Советом Европы) соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году. Таким образом, портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников.
2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения и самообучения.
3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения.
4. Формирует умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников. [1]
Доктор философии С.Дж.Пейп и доктор педагогических наук Мурат Чошанов, признанные специалисты в области философии педагогики, считают, что «педагогическая идея учебного портфолио как формы оценки предполагает:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку».
Принятие этой позиции выводит школы (и учителей), применяющих портфолио в образовательном процессе, на принципиально иную позицию по сравнению с традиционным обучением: ученик в этой технологии является субъектом собственной деятельности. [2]
Можно сказать, что любое портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.
К преимуществам портфолио можно отнести:
- В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
- Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
- Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
- Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
- Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио.
Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:
– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.
В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Проанализировав многочисленную литературу, посвященную использованию портфолио в системе образования, можно сделать вывод – портфолио на сегодняшний день позволяет в значительной степени модернизировать процесс обучения. В частности портфолио позволит выстроить учебный процесс таким образом, что он будет направлен на формирование личностных качеств каждого ученика. Портфолио в образовании является лишь инструментом, который, при грамотном использовании, позволит создать условия для качественного образования в России.
Список литературы:
- Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. 2004, № 2. - с. 48-56.
- Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. – 1998. – № 3. – С.76.
- Светенко, Т.В. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учащихся начальной школы
Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...
Портфолио учащихся.
Предлагаю оформление порфолио учащихся 1-4 классов....
Портфолио учащихся начальных классов
Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов. Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....
Портфолио учащихся начальных классов
Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что...
Портфолио учащихся начальной школы
Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...
Портфолио учащегося
Структура портфолио учащегося начальной школы...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...