Современные образовательные технологии
материал на тему

Стеклова  Светлана Евгеньевна

Современные образовательные технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tekhnologii.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

1. Групповые технологии (И.В. Первина, В.К. Дьяченко) 

Цель использования:

- Обеспечение активности учебного процесса. 

- Достижение высокого уровня усвоения содержания. 

- Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. 

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему 

- дидактические игры 

- метод проектов 

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

         Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания. 

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).              

б) Инструктаж о последовательности работы. 

в) Раздача дидактического материала по группам. 

2) Групповая работа. 

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 

д) Распределение заданий внутри группы. 

е) Индивидуальное выполнение задания. 

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 

з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). 

и) Подведение итогов группового задания. 

3) Заключительная часть. 

к) Сообщение о результатах работы в группах. 

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия. 

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу. 

Данную технологию я чаще использую при  проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на уроках технологии. 

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. 

Например: урок-конференция, урок-экскурсия,  урок-путешествие, интегрированный урок и др. 

В результате использования групповых  технологии открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.

2. Информационно-коммуникативные технологии  (Д. Сэлф)

Цель использования:

- формирование умений работать с информацией

- развитие коммуникативных способностей

- подготовка личности «информационного общества»

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные     решения

- дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить. 

Данная технология мною на уроках используется:

- для проведения занятий

- для подготовки домашнего задания

- во внеклассной работе

Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:

1. Цветные рисунки и фото.

2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фото, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся.  

3. Интерактивные модели, рисунки, схемы.

4. Мультимедийные  презентации.

В результате использования ИКТ мы имеем:

- повышение мотивации учащихся при изучении предмета

- повышение темпа урока

- увеличение объема самостоятельных работ.

- расширение кругозора

- формирование навыка исследовательской деятельности

- обеспечение доступа к различным справочным материалам

- повышение процента успеваемости (100%) 

3. Технология проблемного обучения  (Д. Дьюи)

Цель использования технологии проблемного обучения:

- активизация и развитие качеств   продуктивного мышления

- развитие творческих способностей

- формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур

- стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явления, осознание значимости знаний

- развитие способностей к анализу, рефлексии

Порядок использования:

Изучение темы начинается с создания «Проблемной ситуации», затем проводится анализ, сравнение, обобщение, в итоге приходим к верному решению.

Уровни разрешения проблемной ситуации:

- осознание (фактологический уровень)

- осмысление (понятийный уровень)

- озарение (творческий уровень)

В своей практике для решения учебных проблем я использую:

1. Демонстрацию объектов изучения в натуральном виде или его изображение

2. Самостоятельное наблюдение учащимися, рассматривание и расчленение натурального раздаточного материала  в процессе практической работы.

3. Демонстрация эксперимента.

4. Решение проблемы путем самостоятельного выполнения учащимися учебного практического эксперимента.  

5.  Самонаблюдение

Результат использования:

Ученики учатся мыслить логично,  диалектически, творчески. Добытые знания превращаются в убеждения, ребята испытывают уверенность в своих возможностях и силах.

4. Игровые технологии

Основывается на методологических подходах теоретиков и практиков имитационных игр: М.М. Крюков, А.Л.Лившиц, В.Я.Платов,  Н.В. Сыскина, И.М.Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С.Шмаков, Г.П.Щедровицкий, Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров.

Цель использования:

- Обеспечение активности учебного процесса.  

- Достижение высокого уровня усвоения содержания материала.

- Развитие свободного творчества и самостоятельной деятельности учащихся. 

- Расширение кругозора, развитие речи, внимания, мышления.

Порядок использования игровых технологий:

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: 

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи

- учебная деятельность подчиняется правилам игры

- учебный материал используется в качестве ее средства

- в учебную деятельность  вводится  элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

В результате использования:

- Разработана система уроков с применением игровых технологий.

- Повысилась мотивация изучения предмета.

 -Наблюдается положительная динамика состояния здоровья учащихся, т.к. игровые технологии – это здоровьесберегающие технологии.

- Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике. 

- Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и обогащения знаний.

5. Разноуровневое обучение (Г.К.Селевко, В.В.Фирсов, В.А.Орлов)

Цель использования:

- Успешность освоения программного материала каждым учеником 

- Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей. 

Порядок использования:

- создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

- активно общаться с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

- обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения как учитель технологии использую: 

- Альтернативные задания для добровольного выполнения 

- Задания, содержание которых найдено учеником

- Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: 

- изучение нового материала;

- дифференцированная домашняя работа; 

-учет знаний на уроке; 

-текущая проверка усвоения пройденного материала;

- уроки закрепления.

В своей практике я использую индивидуальные виды практических работ по вариантам сложности. 

Результат использования:

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...