"Недостающее звено в обучении"
статья (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
"Недостающее звено в обучении".
"Цель образования не в обучении, а в способности и желании обучения;
не знание, а вдохновение".
Чарльз В. Элиот
Сегодня учителям приходится ставить перед собой вопросы:"Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?".
Современное, информационное общество запрашивает у школы человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: "научить жить", "научить учиться", "научить работать","научить жить вместе".
С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика составляет цель и основной результат образования на основе усвоения универсальных учебных действий (далее – УУД).
Что ученик должен знать? Современное начальное образование дает ответ не только на этот вопрос, но и формирует УУД (личностные, коммуникативные, познавательные) в регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности у школьников. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Так как происходит диссонанс между требованиями к учащимся и их возможностями реализовывать полученные знания. Необходим инструмент, который обеспечит успешность каждого учащегося, создаст оптимальную базу УУД для дальнейшего обучения. Я думаю, что таким инструментом, недостающим звеном в обучение, который развивает УУД, может стать курс "Мир деятельности" под редакцией Л.Г. Петерсон.
Курс «Учись учиться» является весьма актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, при переходе из дошкольного возраста в школьный в жизнь первокласс--ника входит учение как ведущая и обязательная деятельность, требующая от
него систематического организованного труда и новых УУД.
Во-вторых, при переходе из детского сада в школу первоклассники осваивают не
только новый вид деятельности (учебную деятельность), но и постигают новую социальную роль, роль ученика, значительным образом изменяется его социальное окружение, появляются не только одноклассники, но учителя, учащиеся других классов, т.е. школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок.
В-третьих, изменяется коренным образом весь его уклад и образ его жизни. Став первоклассником, ребенок приобретает не только новые права, но и обязанности, которые он обязан выполнять,, он вынужден подчиняться новым для него правилам школьной жизни, что в таком возрасте сопровождается тревожностью и страхом, он сталкивается с определенными трудностями, а опыта их преодоления практически не имеет. Всё это, несомненно, требует особой педагогической заботы и психологического сопровождения с первых дней пребывания первоклассника в школе.
В- четвертых, с первых дней обучения в школе к ребенку предъявляются требования, познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), учебной мотивации, черт характера, помогающих или мешающих успешно учиться.
Курс "Мир деятельности" - инструмент для грамотного, последовательного и продуктивного формирования УУД. Практическая значимость и необходимость такого надпредметного курса становится очевидна каждому, кто ознакомится с программой. Содержательно-методические линии, из которых состоит "Мир деятельности", включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС.
Основные виды УУД в ФГОС: | Основные линии курса «Мир деятельности» |
1. Регулятивные | 1. Организационно-рефлексивная |
2. Коммуникативные | 2. Коммуникативная |
3. Познавательные | 3. Познавательная |
4. Личностные | 4. Ценностная |
С первых же дней школьной жизни первоклассники пытаются «ответить на вопрос:" Что значит уметь учиться?",организовывать и управлять своей учебной деятельности ,получают опыт организации и управления своей учебной деятельностью. Этот курс помогает ребенку создать содержательный образ современного ученика, умеющего и желающего учиться.
Сегодня у меня обучается 29 учащихся. В 1 классе это были довольно «разноплановые» дети, которые не умели слушать и слышать не только учителя, но и самих себя. С 2012 года я начала работать над апробацией надпредметного курса "Мир деятельности",основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Я заметила, что мои ученики стали осознанно относится к учебе, делать задания с желанием, понимая, что от этого зависит результат. Они стали терпимее, доброжелательнее друг к другу.
Как же происходит формирование УУД?
Первичный опыт УУД учащиеся получают на предметных уроках, на которых они включены в учебную деятельность.
В надпредметном курсе "Мир деятельности" развивается мотивация к обучению и учащиеся получают знания УУД.
То есть:
- на предметных уроках - тренинг, самоконтроль, коррекция;
- в надпредметном курсе "Мир деятельности - контроль.
Надпредметный кур "Мир деятельности"помогает формировать у учащихся надпредметные умения, и помогает ответить на вопрос: "А зачем я каждый день хожу в школу?", что это значит "Уметь учиться?". Ребята с удовольствием работают на этих занятиях, они знакомятся с правилами поведения ученика в школе, ролью родителей и учителей в учебной деятельности. В ходе изучения данного курса, учащиеся сформулировали два основных шага успешной учебной деятельности современного ученика - первый шаг: "Что я не знаю?", и второй шаг: "Сам нахожу способ, для достижения поставленной цели".
На уроках курса «Мир деятельности» дети приобретают первый опыт «исследования», учатся фиксировать свои затруднения и проектировать выход из создавшейся ситуации, учатся самоконтролю, чувствуют «вкус открытия». Я думаю, что эти занятия способствуют повышению мотивации школьников к самостоятельному и осознанному учению, создают прекрасные условия для открытия ребёнком секретов своей успешной учёбы и помогают строить межличностные отношения.
Такие занятия как:
"Что такое диалог? Правило ведения диалога. Как быть понятым на уроке?"- развивают умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (коммуникативные УУД)
"Затруднение - мой помощник в учении", "Как проверить свою работу?" "Ставлю цель", "Планирование учебной деятельности" - развивает волевую саморегуляцию, оценку, целепологание, планирование, прогнозирование. ( регулятивные УУД)
"Как выяснить, что я не знаю?", " Пробное учебное действие" - обучают в постановке и решении проблем. формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем."Учусь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать", - помогают в установлении причинно- следственных связей, построение логической цепочки, рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование (познавательные УУД)
"Ценности нашей жизни.Знание.", "Что значит быть здоровым?", "Вера в себя" "Личные качества ученика", "Уважение и терпимость к другим" - способствуют развитию самоопределению, самообразованию, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личных ценностей.( личностные УУД).
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Спасибо авторам за прекрасное методическое пособие с программой, тематическим планированием, сценариями каждого урока, а также за современные демонстрационные материалы, CD-диск с презентациями. В методическом пособии содержатся рекомендации по работе с демонстрационным и раздаточным материалом, раскрываются смысл и цели каждого занятия. Курс "Мир деятельности", безусловно, заслуживает самых высоких оценок. Во всем прослеживается логика, научность, целостность, творчество.Благодаря этому у меня не возникает серьёзных затруднений в работе. Рубрики "Мои заметки", "Заметки на полях", "После урока" - замечательная находка авторов. Это возможность для учителя проявить творчество, инициативу, способ незамедлительно внести необходимые коррективы и делать систематически.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Глоба Светлана Николаевна
Образование: Южно-Сахалинский государственный педагогический институт 1992г. выпуска, по специальности педагогика и методика начального обучения.
Место работы: г.Корсаков МБОУ "СОШ№6" педагог начальных классов.
Стаж работы в занимаемой должности - 27 лет.
Квалификация высшая
Награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования Российской Федерации" -20.06.08г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...
"Недостающее звено в обучении"
Мое мнение и оценка курсу "Мир деятельности" Петерсон...
"Недостающее звено в обучении"
Мое мнение и оценка курсу "Мир деятельности" Петерсон...
"Недостающее звено в обучении"
Из опыта работы...
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников
выступление на МО...
Преемственность между начальным и средним звеном школьного обучения
В статье рассматривается процесс преемственности при переходе из начальной в среднюю школу....