Новые образовательные технологии в образовании.
статья на тему

Гнутова Елена Леонидовна

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnoogii.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Гнутова Елена Леонидовна ГБОУ СОШ с. Озерки

Новые образовательные технологии в учебном процессе.

        В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

        В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  •  Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В нашем понятии педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

        Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, её структурой, средствами, методами и формами. В процессе обучения предметам и в воспитательной работе я использую  исследовательские и развивающие образовательные  технологии.

Образовательная технология

использование

результат

Адаптивная система обучения А.С.Границкой  

Работая над темой «Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в учебном процессе»  я осуществляю  формирование самостоятельности в процессе коллективной учебно – познавательной деятельности, применяю АСО: работу в парах постоянного и сменного состава (статистических, динамических, вариационных), выявляю отношение учащихся к самостоятельной деятельности и потребность учащихся в педагогическом руководстве, оцениваю формируемые качества самостоятельной деятельности. (1-4 класс)

При такой организации урока я могу выделить 60-80% времени для индивидуальной работы с учениками, что позволяет повысить уровень успеваемости, заставляет учащегося постоянно думать и

надеяться только на себя. Работа в парах способствует  развитию коммуникабельности у учащихся, умению оценивать свою работу и работу товарища, повышает уровень самостоятельности.

П.М.Эрдниев

«Укрупнённые дидактические единицы»

ЕДЕ – это локальная система понятий, объединённых на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

 

Учащиеся одновременно изучают  взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание (1 класс), умножение и деление (2 класс), сравнение противоположных понятий, составление родственных и аналогичных понятий: уравнение и неравенства (1-4 класс).

Любое задание требует от учеников не механического действия, а осмысленного решения. Знания, даваемые блоком, воспринимаются и лучше усваиваются детьми. Дети учатся с интересом и хорошими результатами, у них развивается память, мышление, внимание, исчезает перед трудностями в обучении материала.

Технология перспективно-опережающего обучения

С.Н. Лысенковой

 

 Использование метода опережающего обучения, которое заключается в том, что трудная тема изучается не в заданные программой часы, а намного раньше. При этом тема раскрывается медленно и последовательно. В обсуждение вовлекаются сначала сильные ученики, затем средние и лишь потом слабые.

Использование метода «комментируемое управление»: ученик вслух  объявляет, что в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса:

- письмо элементов букв, цифр (1-4 класс);

- проговаривание слов (1-4 класс);

- решение задач (1-4 класс);

- запись и разбор предложений (2-4 класс).

Использование в работе опорных схем: блочное введение словарных слов (1-4 класс), использование опорных индивидуальных таблиц при изучении правил правописания безударных гласных, сомнительных согласных, написание предлогов и приставок, непроизносимых согласных, схем – опор при сложении и вычитании 1,2,3,4,5 и т.д (1-3 класс).

В результате комментируемого управления средний и слабый ученики тянутся за сильным, развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

При использовании метода опережающего обучения  получается, что все дети понемногу учат друг друга. И когда по программе приходит время изучать ту или иную тему, даже слабые ученики уже хорошо в ней ориентируются.

Опорные схемы помогают учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Вырабатывается хорошая дикция, ясная речь.

Гуманно – личностная технология 

Ш.А. Амонашвили.

Направляю энергию детей  на переживание счастья жизни, счастья познания, счастья общения, счастья взросления.

Использование на уроках обучения грамоте следующих приёмов: «Собери слова в коробку» (1 класс), произношение слов «растянуто, медленно и шёпотом» (1-2 класс), «лови звук» (1 класс), «нашёптывание на ухо» (1 класс), «допускание ошибок» (1-4 класс), игра в структурный анализ слова ( 1 класс), «закрой глаза и представь» (1-2 класс), использование на уроках  математики зрительных диктантов (1-2 класс), показ ответов на пальцах с закрытыми глазами (1-2 класс), осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, многообразие и т.д.) (1-4 класс).

Использование перечисленных выше приёмов способствует повышению интереса у ребёнка к изучаемому предмету, повышению активности. Дети обучены самоанализу и самооценке.

Зоровьесберегающие технологии.

Оптимально сочетает специфические и общепедагогические методы в соответствии с методическими принципами.

  1. Соблюдение   режима школьных занятий.
  2. Построение урока с учетом работоспособности детей.
  3. Использование оздоровительных двигательных, зрительных минуток на уроках.
  4. Использование наглядности.
  5. Выполнение гигиенических требований к уроку.
  6. Благоприятный эмоциональный настрой на уроке.
  7. Использует  на уроках комплексно - нейтрализующие приемы.
  8. Организация и проведение уроков здоровья.
  9. Организация тренинга с учащимися с ослабленным здоровьем.
  10. Выполнение на уроках литературного чтения упражнений на дыхание («потушить свечу», «подуть на горячее молоко», «дунуть на одуванчик», наклон вперёд – вдох – выдох, произнося гласные звуки и т.д.)

(Все виды используются с 1-4 класс).

Вырабатывает привычку к правильному образу жизни, правильному питанию, дыханию.

Увеличивается работоспособность учащихся  в течение дня и недели.

 Технология активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся:

игровые приемы.

 

Создание на любом этапе урока игровых приёмов и ситуаций. Использование обучающих, тренировочных, познавательных, творческих, психотехнических игр с предметами и без них, сюжетных, ролевых, драматизации и т.д.  

 Игры используются на всех уроках учебного плана:

« Потерялась буква»

( обучение грамоте);

«Восстанови цепочку»  (математика 1-4 класс)

«Распредели по частям речи» (русский язык 2-4 класс);

« Мы – геологи»

( природоведение 3-4 класс) и др.

«Фантазеры» (2-4 класс),  «Задачи» (2-4 класс).

Способствуют обогащению и закреплению словарного запаса у школьников, связной речи, обучению счёту, развивают память, наблюдательность, развивается познавательный интерес к предметам, активизируется мыслительная деятельность учащихся.  в зависимости от назначения игры.

 

Развивается богатое  творческое, свободное воображение, раскрепощенное мышление.

элементы развивающих технологий:

поисковая работа

 - Ордена и медали.

На уроке кубановедения «Мой родной город»  - 3 класс

- Почему наш город назвали Кореновск? 2 класс

- Почему так названа улица, на которой я живу? 3 класс

- Что означают слова атаман, курень, майдан.  4 класс

Для ответа на поставленные вопросы ученики ведут поисковую работу, обращаясь к энциклопедиям, словарям,  посещая городской музей.

решение проблемных    ситуаций

На каждом уроке дети сами определяют тему урока по опорным словам. (2-4 класс)

На уроке математики « Единицы длины. Сантиметр» (1 класс) была создана проблемная ситуация:

- Почему, измеряя рост удава, у сказочных героев получились разные результаты?

Необходимым условием для выполнения заданий является использование учащимися приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Решая проблемную ситуацию, дети пришли к выводу, что единица измерения должна быть единой.

Многие проблемные задания дают «толчок мысли и продвигают учеников к открытиям».

исследовательская работа

На уроке истории « Тайны истории» было предложено: 1.Исследовать знакомые вещи и предметы прошлого.

- Что вы можете сказать об этих вещах? (3 класс)

- Когда и где их использовал человек?

2. Разделить предметы прошлого на три группы (устные, письменные, вещественные) – 3 класс

- Какие три группы исторических источников вы определили?

Глубокие и прочные знания, интерес к предмету и к учению.

Технология личностно  - ориентированного обучения

Строит учебный процесс таким образом, чтобы  обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности. Для этого включает в работу задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями. (1-4 класс)

 

Формирует у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач.

« Технология раннего интенсивного обучения грамоте»

Н.А. Зайцева

Успешно применяется на уроках обучения грамоте работа по слоговым таблицам,  песням-плакатам, схемам.  ( 1 класс)

(Приложение №4, виды работ  по   слоговым таблицам, песни-плакаты).

Работа с таблицами сопровождается ритмическими движениями детей, что способствует их оживлению и более быстрому и лучшему запоминанию изучаемого материала.

Повышается интерес к чтению, развитие осознанного чтения,

 раннее интеллектуальное развитие.  

Технология дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

Рассматривает как возможность индивидуализации в условиях одного класса.

Использует в работе разноуровневые по трудности задания, карточки, домашние задания, творческие работы, тесты, контрольные работы, опорные схемы  при решении задач, написании сочинений и изложений. (2-4 класс)

В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Возможен переход учащихся из одной группы в другую. Это обуславливается изменением в уровне развития ученика. Такая работа помогает мне организовать взаимопроверку работы друг у друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий.

Даёт возможность вести учёт в обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

«Технология развития оптимального чтения»

В.П.Зайцева

По литературному чтению: ежеурочные 5 минутки чтения (2-4 класс), ежедневные зрительные диктанты (2-4 класс), жужжащее чтение (2-4 класс), артикуляционные упражнения (1-4 класс), пересказ содержания, составление вопросов к тексту, многократное чтение (1-4 класс), работа с пословицами и поговорками (1-4 класс).

По математике: использование сорбонок при усвоении таблицы умножения (2-3 класс), использование тренингов при изучении и закреплении различных видов вычислительных приёмов (2-4 класс).

 

Эти виды работы способствуют повышению скорости чтения, увеличению быстроты вычислительных умений. Для совершенствования вычислительных навыков применяю тренинги (ежеурочное решение примеров на время), фиксирую результат, тем самым могу отслеживать динамику роста каждого ученика.

«Технология интегрированного урока»

Интегрирует уроки, начиная с периода обучения грамоте:

обучение грамоте – письмо (1 класс), история - русский язык (3-4 класс), природоведение - русский язык (3-4 класс), музыка – изо 2-4 класс), литературное чтение – изо  (2-4 класс)и т.д.

Такие уроки способствуют  развитию эстетического вкуса, умению анализировать картины (пейзажи) русских художников и музыкальные произведения русских композиторов, вызывают повышение интереса к предмету.

Использование учителем современных информационно- коммуникативных технологий.

Использование интерактивной доски: на уроках, во внеурочное время, на занятиях с будущими первоклассниками:

  • Во внеурочное время: просмотр фильмов, прослушивание дисков, на классных часах (Парашютно- десантная служба, профессии моих родителей) и .т.д. ( 4 класс)
  • На занятиях с будущими первоклассниками – по электронному учебнику «Букварь».
  • На уроках – пользование электронными учебниками, составление уроков – презентаций, фрагментарное использование доски. (Показ презентаций с комментированием: фрагменты, уроки-презентации, игра, создание флипчартов).

Информационно-коммуникативные технологии

Пользование интерактивной доской, использование электронных учебников по русскому языку, математике, природоведению, истории, составление уроков-презентаций по математике, русскому языку, литературному чтению, природоведению.

Повышение уровня активности уч-ся на уроках, интереса к предмету, появление желания отвечать у доски у всех учащихся.

Использование электронного учебника

предмет

тема

класс

использует учебник  «Математика» 4 класс

математика

По всем изучаемым темам в 4 классе, при проведении арифметических диктантов.

4

использует учебник

«Русский язык» 4 класс

русский язык

При проведении словарной работы, по всем изучаемым темам в 4 классе.

4

использует учебник «Букварь»

обучение грамоте

При изучении букв на занятиях с будущими первоклассниками.

с будущими первоклассниками

использует учебник

 « Государственная

символика России»

история

кубановедение

 История создания гимна и герба России

3

использует учебник

 « Биология» 6 класс

природоведение

 Системы человеческого организма.

Животные.

Растения.

3

2, 3, 4

использует учебник

 « Биология» 9 класс

природоведение

Кожа человека.

Скелет.

Органы пищеварения.

Дыхательная система.

3

4

использует учебник

5-7классы «Нескучная математика с Мудрым Вороном, учим дроби».

математика

Дроби.

4

Таким образом, развитие школы, прогресс в отдельных направлениях её работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми и более эффективными, использование новых идей, технологий.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Данный материал показывает на практических примерах использование ИКТ-технологий на уроках в начальных классах....

Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования

Из опыта работы "Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования"...

4 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллектива...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательно

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образователь...