Активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения ИКТ.
учебно-методический материал на тему

Бабай Татьяна Николаевна

В докладе говорится о том, как средства ИКТ влияют на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust_aktiviz.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Августовской педагогической конференции.

Доклад подготовила Бабай Татьяна Николаевна – учитель начальных классов МОКУ СОШ с. Пригородного

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения ИКТ

Слайд 1.

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Слайд 2.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

•        игровая деятельность;

•        создание положительных эмоциональных ситуаций;

•        работа в парах;

•        проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Слайд 4. Применение ИКТ на уроках усиливает : - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1.        Принцип равенства позиций

2.        Принцип доверительности

3.        Принцип обратной связи

4.        Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.

Слайд 5. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

•        на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

•        обеспечивает наглядность;

•        привлекает большое количество дидактического материала;

•        повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

•        обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд 6. Применение ИКТ:

•        расширяет возможность самостоятельной деятельности;

•        формирует навык исследовательской деятельности;

•        обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

•        а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

•        сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

•        сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

•        обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Слайд 7. Основной целью применения ИКТ является:

•        развитие мышления

•        формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы.

Слайд 8

1.        метод анализа

2.        метод сравнения

3.        метод обобщения

4.        метод классификации

5.        формулировка понятий

6.        внутренний план действий

Слайд 9. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

1.        мультимедийные курсы

2.        презентации к урокам

3.        логические игры

4.        тестовые оболочки

5.        ресурсы Интернет

6.        электронные энциклопедии.

      В своей работе я широко использую различные ресурсы. Так в период обучения грамоте, применяю презентации направленные на развитие фонематического слуха: соотношение звучащего звука с картинкой, нахождение слов с изучаемым звуком, как по картинке, так и в мультфильмах. Визуализирующие процесс написания букв, определение места в слове, изучаемого звука. Различные упражнения и игры, направленные на развитие логического мышления. И многое другое. Но в последнее время, я практически на каждом уроке использую настольную видеокамеру, которая поступила в школу вместе с интерактивной доской. В учебниках встречается много таких заданий, где необходимо вставить пропущенную букву, восстановить деформированный текст и т. п. Данное устройство позволяет, можно сказать, в режиме онлайн выводить текст упражнения на доску и вставлять пропущенные буквы, находить и подчёркивать необходимые орфограммы, чего не сделаешь в учебнике. Ещё один продуктивный вид работы, который вызывает у учащихся большую активность – это работа над ошибками. Обычно как проходит выполнение работы над ошибками диктанта. Мы разбираем типичные ошибки и выполняем закрепительные упражнения. Но при использовании настольной видеокамеры, учащийся может визуально, со стороны взглянуть на свой диктант и прокомментировать допущенные ошибки. Тем учащимся, у которых не было допущено грамматических ошибок, я даю тексты с допущенными ошибками, но не отмеченными, что вызывает большую активность практически у всех учащихся без исключения. Данное устройство позволяет повысить объём учебного материала на уроке, развивает орфографическую зоркость и активизирует познавательную активность учащихся.

        

Слайд 24. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

•        повышает качество знаний

•        продвигает ребенка в общем развитии

•        помогает преодолеть трудности

•        вносит радость в жизнь ребенка

•        позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

•        создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы....

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования физкультминуток.

Статья на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования физкультминуток"....

«Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения ИКТ.»

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициат...

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством ИКТ

В статье рассказывается об активизации познавательной деятельности учащихся посредством ИКТ...

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения ИКТ. Обмен опытом

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, исследование; создание полож...