Статья
статья на тему
Личносто- ориентированный подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lichnostno-_orietirovannyy_podkhod.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме
«Личностно-ориентированный подход в обучении школьников»
Выполнила:
Шакирова Д.Р.
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход (Learner-centred approach) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
- самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
- опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
- учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;
- учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
- целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;
- перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс писали о влиянии школы на формирование личности учащихся. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение. Роджерс так же подчеркивал, что по сложившейся традиции упор в образовании делался лишь на интеллектуальное развитие а не на личностное. Он выделял два основных направления в образовании: авторитарное и человекоконцентрированное, свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится.
У Роджерса существует два слова, характеризующих образовательный процесс: обучение и учение. Под обучением Роджерс понимает процесс воздействие учителя на учеников, а под учением — процесс развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся в результате их собственной деятельности. Он выделяет следующие установки учителя при использовании личностно-ориентированного метода: открытость учителя межличностному общению с учащимися, внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, в его возможностях и способностях, умение видеть мир глазами учащегося.
По мнению К. Роджерса — обучение должно нести за собой личностный рост и развитие. А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие личности учеников. Также необходимым условием является использование общих методических приемов. К таким приемом относятся: использование ресурсов чтения и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание разнообразных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы: склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения.
Также как и К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн считал, что «личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности». Психические свойства личности формируются и развиваются в процессе деятельности. С.Л.Рубинштейн говорит о том, что все личность проявляется в деятельности, в том числе и в учебной. При этом он ставит перед учителем вопросы, которые необходимо задать, прежде чем изучать развитие личности: что для ученика привлекательно, к чему он стремится ? Что он может? Что он есть ? Ответ на эти вопросы может дать полное представление о направленности, интересах и потребностях учащихся, изучить его способности, узнать, как ученик реализует их и, что немаловажно, узнать характер человека. С.Л.Рубинштейн говорит, что в процессе воспитания и обучения необходимо изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся, необходимо к каждому учащемуся находить индивидуализированный подход. Однако при этом не упоминается об одной из основных черт личностно-ориентированного подхода: об учете личностного опыта. Таким образом, С.Л.Рубинштейн исходит только из психического облика личности. (10) С.Л.Рубинштейн пишет о том, что «для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе воспитания и обучения». И далее: «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним».
Долгое время в России личность понималась как носитель социокультурных образцов, как выразитель их содержания. При этом личностно-ориентированная педагогика исходила из признания ведущей роли внешних воздействий, а не саморазвития отдельной личности. Индивидуальный же подход сводился к разделению учащихся на слабых, средних и сильных, а педагогическая коррекция осуществлялась через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом. Таким образом проводилась предметная дифференциация, а не личностный подход. Индивидуальные способности рассматривались через обучаемость, которую определяли как способность к усвоению знаний. А психологические модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных способностей, таких как: рефлексия, планирование, целеполагание.
Д.А.Леонтьев, анализируя научную деятельность А.Н.Леонтьева, пишет о том, что человек становится личностью только как субъект общественных отношений. Он указывает на направление развития личности, которое заключается в том, чтобы сначала «действовать, чтобы удовлетворять свои естественные потребности и влечения», а потом «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель» .
Авторы призывают учителей принимать ребенка таким, каков он есть на самом деле, пытаться проникнуть во внутренний мир ребенка и увидеть окружающее его глазами. При этом отмечают, что без инновационных преобразований не обойтись. На уроке должны быть созданы такие условия, которые способствуют развитию личности каждого ученика.
В.А.Петровский считает, что личностно-ориентированный подход имеет ряд принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, а также приоритетного старта. Он объясняет эти принципы таким образом:
- Вариативность: использование не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их опыта. При этом ответственность за этот принцип ложится на взрослых.
- Синтез: это технологии, которые вовлекают учащихся в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.
- Старт: вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее, создание благоприятных условий для дальнейшего изучения иностранного языка.
При этом авторы отмечают, что в процессе развития личности нужно ориентироваться и на развитие познавательной сферы учащихся (ощущений, восприятия, памяти и мышления). Также авторы ставят вопрос о том, что ученик должен быть полноправным субъектом учебной деятельности. Следовательно, он должен знать психологические закономерности, лежащие в основе познавательной, эмоциональной и волевой сфер. А спрашивать нужно не только результаты обучения, но и развитие личности. При этом ученики должны знать, что они в большей мере ответственны за развитие своей личности.
Также В.А.Петровский отмечает, что «быть личностью...означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания». Он приводит несколько доводов:
личность — это субъект собственной жизни (т.е.человек сам строит свои взаимоотношения с природным и социальным окружением);
личность — субъект предметной деятельности (т.е.человек в процессе жизни выступает как деятель);
личность — субъект общения (т.е.человек взаимодействует с другими людьми).
И.А.Зимняя отмечает, что младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней. При этом он осваивает новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. Через учебную деятельность школьник формирует отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям. И.А.Зимняя говорит, что такое отношение реализуется как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.
Теоретические основы личностно-ориентированного подхода на современном этапе.
Изменения, стремительно происходящие в нашем обществе в связи с переходом на новые отношения, оказали значительное влияние и на развитие образования. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является самосознательным, ответственным субъектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия. Именно поэтому особо актуальной на современном этапе развития общества становится проблема личностно-ориентированного подхода к образованию, понимание которого определили в 60-е годы XX столетия представители направления гуманистической психологии А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, В. Франкль, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребенка. Идея личностно-ориентированного подхода в нашей стране разрабатывалась с начала 80-х годов К. А. Абульхановой-Славской, И. А. Алексеевым, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневичем, А. А. Орловым, В. В. Сериковым, И. С. Якиманской и др. в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса.
Личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации и гуманитаризации всех звеньев образовательной системы – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь учащемуся в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации, самоутверждения. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.
Личностно-ориентированное художественно-эстетическое образование предполагает содействие раскрытию диапазона эстетического сознания каждой личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов) как личности неповторимой и уникальной, ее потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии и анализе). Результаты художественно-эстетического образования на личностно-ориентированном основании, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы общения, познания, практической деятельности человека. Очевидным является тот факт, что для осуществления на практике идей личностно-ориентированного художественно-эстетического воспитания в российских школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры. В современных условиях возрастает социальная роль учителя (и в особенности учителя начальной школы) как носителя национальной художественной культуры и значение эстетического образования будущих педагогов. Причем приоритетным следует признать ориентирование на развитие личности каждого «через искусство», а не равнодушное заучивание шаблонов, развитие мотивации к творчеству.
Построенное на принципах личностно-ориентированного подхода художественно-эстетическое образование учителя начальных классов способствует развитию и саморазвитию, поскольку базируется на выявлении его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности. Приоритетным признается право каждого на выбор собственного пути развития. Личностно-ориентированный подход характеризуется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. В современных условиях необходимо помочь каждому человеку в выстраивании собственной личности: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих проблем, освоить способы их решения, открыть мир собственного «Я» и научиться управлять им. Это в особой степени относится к учителю начальной школы.
Особенности осуществления личностно-ориентированного подхода в учебной деятельности общеобразовательной школы.
И. Лернер выделил два компонента содержания образования: базовый компонент, включающий систему знаний, умений и навыков, а также продвинутый компонент, содержащий опыт творческой деятельности (т.е. опыт переноса знаний, умений и навыков в новую, нестандартную ситуацию, опыт продуцирования новых знаний и способов деятельности) и опыт эмоционально – ценностного отношения ребенка к миру, к людям, к себе. Между этими компонентами существует связь: продвинутый компонент формируется на основе базового.
На освоение какого компонента содержания образования ориентировано традиционное обучение – наиболее распространенная дидактическая система? Уровень освоения какого компонента отражен в аттестате о среднем образовании?
Как Вы считаете, на формирование какого компонента – базового или продвинутого должна быть ориентирована система образования для того, чтобы после окончания школы ребенок мог успешно социализироваться в современном информационном обществе? Примите во внимание тот факт, что, если результатом образования признается базовый компонент, то продвинутый при этом не формируется. Если результат образования – продвинутый компонент – базовый в этом случае переходит из категории результата образования в средство для достижения результата образования.
«История дидактики свидетельствует о наличии по крайней мере двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно – ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях».
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование.
Личностно - ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
Модель личностно-ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребёнка. В данной модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность. Все модели личностно-ориентированного обучения условно разделены на три основные:
- социально-педагогическая;
- предметно-дидактическая;
- психологическая.
В основе личностно – ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:
-индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
-человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
-индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
-взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,
-самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...