Профессиональная мотивация психолого-педагогической деятельности
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_motivatsiya.docx | 238.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная мотивация
психолого-педагогической деятельности
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Мотивация профессионального развития педагогов
образовательного учреждения: теоретический аспект вопроса
- Понятие мотивации и профессионального развития…………………………......4
- Теории мотивации………….....................................................................................5
- Мотивы профессионального развития педагогов
образовательного учреждения…………………………………………………………...7
1.4 Выбор путей мотивации педагогов………………………………………………..9
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации профессионального развития педагогов МКОУ СОШ пгт Кумены
2.1. Результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов…12
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Библиографический список……………………………………………………………………21
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования. На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших учителей и пополнения образовательных учреждений новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.
Необходимость изучения мотивации обусловлена и тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов. В связи с этим важно рассмотреть вопросы исследования выраженности тех или иных мотивов у педагогов средней общеобразовательной школы.
Состояние научной разработанности проблемы мотивации профессионального развития педагогов убеждает в том, что данная проблема исследуется на философском, психологическом и педагогическом уровнях.
Сущность, факторы и условия профессионального роста педагогов рассматриваются в работах А.А.Бодалева, Т.Г.Браже, Б.З.Вульфа, П.Т.Долгова, Л.М.Митиной и др. Исследователи характеризуют личность педагога, его образование, развитие и профессиональную деятельность как многоаспектную, сложную, развивающуюся систему.
Проблематика мотивации труда педагогов глубоко освещена учеными в различных аспектах: применительно к проблеме мотивации трудового поведения педагогов (В.Г.Асеев, А.Б.Бакурадзе, В.В.Гузеев, А.Маслоу и др.); применительно к проблеме психологии управления (Е.П.Ильин, Н.Н.Вересов и др.)с позиций основ управленческой деятельности и оценке поведения педагогов в условиях изменений (П.Мартин, Ш.Ричи и др.); применительно к проблеме преодоления сопротивления изменениям (К.М.Ушаков); с позиций экспертизы инновационной деятельности педагога (Т.Г.Новикова, А.С Прутченков и др.).
Изучение психолого-педагогической литературы и практика позволили выявить противоречия:
- между возрастающими требованиями к современному педагогу и снижением мотивации профессионального роста в условиях динамичных изменений системы образования;
- между объективной необходимостью профессионального развития педагогов и недостаточной компетентностью руководителя образовательного учреждения, не позволяющей обеспечить высокий уровень мотивации их профессионального роста;
- между высокой степенью теоретической разработанности вопросов мотивации труда педагогов и недостаточной разработанностью механизмов, обеспечивающих развитие мотивации профессионального развития педагогов.
Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Цель работы - анализ мотивации профессионального развития педагогов школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и особенности мотивации профессионального развития педагогов образовательного учреждения.
2. Рассмотреть основные формы и методы мотивации педагогов образовательного учреждения.
3. Провести анализ факторов, мотивирующих педагогов к эффективной работе, профессиональному развитию.
4. Обобщить результаты экспериментального исследования.
Объект исследования - мотивация профессионального развития педагогов.
Предмет исследования - характеристика мотивации профессионального развития педагогов МКОУ СОШ пгт Кумены.
Глава 1. Мотивация профессионального развития педагогов образовательного учреждения: теоретический аспект вопроса.
1.1. Понятие мотивации и профессионального развития.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей (по В.А.Дубровской). Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Мотивация персонала школы есть процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует»своего устранения.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Профессиональное развитие – это расширение знаний, умений и навыков по своей специальности.
М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост) учителя как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников[8]. Также близко определение профессионального роста, которое даёт Е. А. Ямбург (автор идеи адаптивной школы полного дня): «Профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми» [1].
Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями:
- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.
Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, отмечает М. М. Поташник, как бы учитель сам не заботился о своём профессиональном росте, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает школа. Таким образом, управление в школе, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого педагога.
Мотивация профессионального развития – процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.
1.2.Теории мотивации.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
Теория мотивации по А. Маслоу
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д. Речь идет о нормальных условиях труда, о заработной плате, позволяющей на приемлемом уровне удовлетворять физиологические потребности. Понятно, что именно решение данных вопросов в настоящее время проблематично, и поэтому руководителю нужно думать о возможностях компенсации. Педагоги также должны иметь достаточно времени для отдыха и восстановления сил, что, к сожалению, не всегда бывает. Здоровье и хорошая физическая форма работника – это такие же важные ресурсы, как его квалификация и опыт.
потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических или психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Удовлетворение в первую очередь означает наличие гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне. Для многих учителей именно этот фактор является решающим при выборе места работы, особенно когда руководитель прилагает максимум усилий для его моральной поддержки, например, в период аттестации работника.
социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство “локтя” и принадлежности к коллективу. Социальные контакты, которые педагоги устанавливают с коллегами, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на отношение к труду и профессиональному развитию.
потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, Поскольку человек часто отождествляет себя с организацией, в которой работает, то для него важно, чтобы в глазах других людей его организация представлялась как привлекательное и достойное место работы. Поэтому люди стремятся занять определенное место в организации, подчеркнуть это положение определенными символами статуса (наличие «своего» кабинета, «своего» стола в учительской, определенной манерой общения и т.п.). Сюда можно отнести также потребность в получении одобрения со стороны коллег, администрации школы, учащихся и их родителей.
потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. Такие педагоги стремятся работать на пределе своих возможностей, что делает их самыми ценным резервом организации [7].
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные (пирамида Маслоу).
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л. С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития.
Теория Выготского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно [2].
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л. С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
Эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
- Мотивы профессионального развития педагогов образовательного учреждения
Заинтересовать людей работой - значит реализовать планы. Заинтересовать учителей в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии своей школы.
Профессиональное развитие педагогов в школе может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Однако результаты такого развития будут складываться стихийно, под влиянием самых разнообразных факторов.
Н. В. Немова в книге «Управление методической работой в школе» (М. «Сентябрь», 1999, стр.141, 153) предлагает «Модель условий мотивации профессионального развития учителя». На основании данной модели можно выделить ведущие мотивы и стимулы к профессиональному развитию. Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов стимулирование, которое использует администрация в школе, должно быть комплексным, дифференцированным, гибким и оперативным. В целях повышения эффективности действия стимулов необходимо соблюдаться принципы доступности, ощутимости, постепенности. Данные позиции отражены в приведенной таблице:
Система мотивации и стимулирования
к профессиональному развитию
Мотивы к профессиональному развитию | Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития |
Мотив самостоятельности, реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности | 1.1.Открытие собственного мастер – класса для учителей округа или города. 1.2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы( расписание). 1.3.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта. 1.4.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы. |
Мотив личного развития, приобретения новой информации. | 2.1.Направление на стажировку или престижные курсы. 2.2.Предоставление времени на методическую работу(работа на дому) 2.3.Творческий отпуск в каникулярное время. 2.4.Дополнительные дни к отпуску. 2.5.Оплата научно-методической литературы. 2.6.Содействие в переподготовке по интересующей учителя, руководителя школы специальности. |
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха. | 3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары. 3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати. 3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях городского, областного значения. 3.4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы. 3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег. 3.6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей. 3.7 Рекомендация учителя для работы в вузе на подготовительном отделении. 3.8.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах. |
Потребность быть в коллективе | 4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы. |
Мотив стабильности, защищенности | 5.1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, родителей. 5.2.Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу. 5.3.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе. |
Мотив состязательности | 6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства. 6.2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства |
- Выбор путей мотивации педагогов. Методы мотивации и стимулирования работников общеобразовательной школы
Необходимо учитывать, что все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации руководителю поможет знание социально-психологических типов.
Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.
Профессионалы – высококлассные специалисты, работающие прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.
Творцы – это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.
Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют порой важные решения.
Учитывая данную типологию, руководитель в своей практике может использовать конкретные методы мотивации профессионального развития педагогов. При этом можно воспользоваться приведенной классификацией, сопоставляя ее с мотивами, на которые опирается тот или иной метод.
Методы и приемы мотивации
Группа методов | Потребности и мотивы | Методы и приемы мотивирования |
Административные | - Страх перед увольнением - Страх перед наказанием - Желание иметь стабильную работу - Желание формального признания заслуг | - Издание приказов и распоряжение; - объявление выговоров и благодарностей - Разработка и утверждение должностных инструкций и других регламентных документов - Аттестация педагогов - Предоставление дополнительных отпусков - Разумное распределение учебной нагрузки |
Экономические | - Обеспечение своего существования - Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности - Желание быть защищенным в случае экономических спадов - Мотив справедливости - Желание формального признания заслуг | - Премирование из внебюджетных фондов - Присвоение надбавок - Построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями) - Предоставление бесплатного питания в рамках школы и других возможных льгот (оздоровление, турпоездки и т.д.) - Предоставление социального пакета (больничные, отпуска и т.д.) - Предоставление возможности коммерческой деятельности на территории школы (репетиторство, платные кружки, платные дополнительные услуги и т.п.) |
Социально-психологические | Мотивы признания, самоуважения: - мотив получения уважения, признания заслуг, - мотив достижения успеха, - желание карьерного роста, - потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд, - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства, - другое | - Обобщение опыта работы, сообщение о нем в различных средствах массовой информации - Аттестация на более высокую квалификационную категорию - Предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам - Привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д. - Включение в резерв руководящих кадров - Перевод на самоконтроль, предоставление большей самостоятельности в действиях - Предоставление дополнительных полномочий - Организация внутришкольных конкурсов, направление на городские конкурсы - Рекомендация на присвоение званий - Благодарственные письма, грамоты |
Социально-психологические | Мотивы безопасности и комфорта: - желание иметь безопасное и комфортное рабочее место, - желание удобного режима работы, - желание спокойной работы без стрессов и конфликтов, - желание уверенности в завтрашнем дне, - другое | - Наличие профсоюзной организации, коллективного договора - Четкие должностные инструкции - Своевременное предоставление информации о проверках - Составление удобного расписания занятий - Корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки |
Социально-психологические | Мотивы принадлежности, общения: - ощущение себя как часть группы, - потребность в неформальном общении с руководством, - другое | - Повышение статуса образовательного учреждения - Поддержка существующих традиций - Совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.) - Поздравление со знаменитыми событиями в жизни педагога - Привлечение к общественной работе - Привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации |
Социально-психологические | Мотивы самореализации: - желание иметь интересную работу, - возможность реализовать свои идеи, планы, - желание профессионального и личностного роста, - другое | - Поручени желающим более сложных и ответственных, чем другим педагогам, заданий - Предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности - Привлечение к участию в инновационной деятельности - Поощрение инициатив, самостоятельности, организация внутришкольных конкурсов - Включение в коллективную деятельность (в состав творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов) |
Следует отметить, что использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия. Только такая комплексность гарантирует эффективность управленческого влияния.
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации профессионального развития педагогов МКОУ СОШ пгт Кумены Куменского района Кировской области
2.1. Результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов МКОУ СОШ пгт Кумены Куменского района Кировской области
Краткая информация об учреждении.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Кумены – самая крупная школа в Куменском районе. Школа со своими сложившимися традициями, стабильным коллективом, историей. Численность учащихся школы на 1 сентября 2012 года составляет 548 человек. Значительная часть детей школы имеет задатки и склонности к творческой деятельности, стремится получить углубленную подготовку по ряду предметов. С учетом этого в школе созданы классы с углубленным изучением отдельных предметов. Открыты 2 коррекционных класса (VII вида).
В школе работает 34 педагога (с совместителями и воспитателями), из них женщин – 30 (88%), мужчин – 4 человека (12%) . Средний возраст составляет 45 года.
Характеристика педагогического коллектива:
Образование, категория, награды | Количество учителей (без совместителей) |
Высшее образование | 27 (79%) |
Среднее специальное | 7 (21%) |
Вторая категория | 1 (3%) |
Первая категория | 13 (38,2%) |
Высшая категория |
|
Второе высшее образование | 3 (9%) |
Почётные звания: а) Отличник народного просвещения | 1 |
б) Почётный работник общего образования РФ | 3 |
в) Грамота Министерства образования РФ | 8 |
г) Грамота Департамента образования Кировской области | 16 |
д) Благодарственные письма района | 20 |
е) Грамота МУУО | 32 |
Отличник физкультуры и спорта | 1 |
Стаж работы:
Стаж | до 2 лет | 2 - 5 | 5 - 10 | 10 - 20 | свыше 20 лет |
Кол-во учителей | 2 | 2 | 1 | 7 | 22 |
Приведенные данные говорят о стабильности педагогического коллектива, достаточно высоком уровне профессионализма, вместе с тем, о возможности профессионального выгорания отдельных педагогов, старения коллектива.
Сегодня говорить о профессиональном развитии педагогов школы можно с позиции наблюдения и анализа их профессиональной деятельности. В школе по итогам года педагоги заполняют карты самоанализа своей деятельности. Следует отметить, что одним из показателей наличия здоровой профессиональной среды в школе, мотивации педагогической деятельности и профессионального развития в коллективе является постоянное участие педагогов в методических конкурсах. В этом году впервые проведен конкурс молодых педагогов «Открытие». Проведение мастер-классов, показательных уроков для родительской общественности, активное участие и подготовка учителями школьных семинаров, педсоветов, методических учеб, публикация педагогами своих научных статей, участие в конкурсах профессионального мастерства муниципального, Всероссийского уровней и многое другое.
Вместе с тем сегодня нужно говорить и о том, что не все учителя активно транслируют свой опыт работы даже на муниципальном уровне. Как правило, это одни и те же педагоги. Важно выявить причины такой низкой активности и способствовать их устранению.
Изучая вопросы мотивации профессионального развития педагогического коллектива, определилась некоторая картина мотивированности педагогов и их готовности к профессиональному росту.
Цель экспериментальной работы - выявление профессиональной и личностной позиции педагога.
Базой исследования явились педагоги МКОУ СОШ пгт Кумены. Выборка для исследования – 26 человек.
Ход исследования.
1 этап. На начальном этапе исследования были определены методики и диагностики для определения мотивации профессиональной деятельности педагога, мотивации профессионального развития педагога:
- методика «Мотивы педагогической профессии» (Т.Н.Сильченкова);
- методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»
( К.Замфира в модификации А.Реана);
- методика изучения факторов привлекательности профессии (предложена В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном);
- диагностика уровня готовности педагога к развитию: анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию», «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе».
2 этап. Проведение экспериментальной диагностической работы.
На данном этапе в определенные сроки было проведено анкетирование педагогов.
3 этап. Обработка полученных результатов и формулирование выводов.
В ходе данного этапа были обработаны и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.
1.Изучение мотивов педагогической профессии
(методика Т.Н.Сильченковой)
Цель применения данной методики – выявить значимость для педагогов мотивов к своей профессии.
Описание методики: Методика может применяться для диагностики мотивов выбора своей профессии. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики.
Инструкция: Проранжируйте в 5 бальной шкале (0-1-2-3-4-5) значимость для вас того или иного мотива к своей профессии.
Обработка результатов.
Подсчитывается ранг значимости (средний балл выборов) тех или иных факторов, влияющих на выбор профессии.
Интерпретация
На основании полученных результатов определяются основные мотивы осознанного выбора педагогической профессии.
В ходе обработки данных, полученных при проведении экспериментального исследования, были получены следующие результаты.
Выборка 8 человек.
Данные по изучению мотивов выбора педагогической профессии занесены в таблицу:
Фактор | Ранг |
интерес к учебному предмету | 4,6 |
желание обучать данному предмету | 4,5 |
стремление посвятить себя воспитанию детей | 3,6 |
осознание педагогических способностей | 4,2 |
желание иметь высшее образование | 3,6 |
представление об общественной важности, престиже педагогической профессии | 3,6 |
стремление к материальной обеспеченности | 2,5 |
так сложились обстоятельства | 1,1 |
Если выстроить ранжированный ряд, то получится следующая картина:
1. интерес к учебному предмету
2. желание обучать данному предмету
3. осознание педагогических способностей
4. - желание иметь высшее образование
- стремление посвятить себя воспитанию детей
- представление об общественной важности, престиже педагогической профессии
5. стремление к материальной обеспеченности
6. так сложились обстоятельства
Данное исследование чётко демонстрирует основные мотивы увлеченности своим предметом, осознанного выбора педагогической профессии, при понимании, что данный труд плохо оплачивается.
- Изучение мотивации профессиональной деятельности
(методика К. Замфира в модификации А. Реана).
Цель применения данной методики – выявить значимые для педагогов мотивы профессиональной деятельности.
Описание методики: Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики (Приложение 2).
Инструкция: Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале. Насколько для Вас актуален тот или иной мотив?
Обработка результатов.
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
Данные, полученные в результате проведения данной методики, занесены в таблицу:
В очень незначительной мере | В достаточно значительной мере | В небольшой, но и в немаленькой мере | В достаточно большой мере | В очень большой мере | |
1.Денежный заработок | 0% | 33,2% | 16,6% | 33,2% | 16,6% |
2.Стремление к продвижению по работе | 33,2% | 0% | 33,2% | 33,2% | 0% |
3.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег | 33,2% | 0% | 66,6% | 0% | 0% |
4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | 16,6% | 16,6% | 50% | 0% | 0% |
5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других | 0% | 33,2% | 16,6% | 33,2% | 0% |
6.Удовлетворение от самого процесса и результата работы | 0% | 16,6% | 0% | 50% | 33,2% |
7.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | 0% | 50% | 16,6% | 33,2% | 0% |
Подсчитывается показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Подсчитывается средний показатель для всей выборки.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВМ для всей выборки = сумма ВМ каждого/ 6
ВМ = 20,5/6=3,41
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВПМ для всей выборки = сумма ВПМ каждого/6
ВПМ =16,97/6=2,82
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
ВОМ для всей выборки = сумма ВОМ каждого/6
ВОМ=14,5/6=2,41
Полученный мотивационный комплекс
ВМ>ВПМ>ВОМ считается наилучшим, оптимальным.
Удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс, что и получилось: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной.
Полученный мотивационный комплекс показывает, что активность педагогов мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь позитивных результатов.
Полученный мотивационный комплекс показывает, что активность педагогов мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь позитивных результатов.
- Изучение способности педагогов к профессиональному развитию
(анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию», «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе» по Н.В.Немовой )
Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию»
Цель проведения анкетирования – выявить уровень стремления педагогов к саморазвитию, определить факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе.
Описание диагностики: Анкеты могут применяться для оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии Испытуемым предлагалось заполнить бланки анкет.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Обработка результатов.
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии
36- 54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий
15-35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития
Выборка 8 человек.
Данные анкетирования приведены в таблице:
Утверждение | Средний балл |
Я стремлюсь изучить себя | 4 |
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами | 4,1 |
Препятствия стимулируют мою активность | 2,7 |
Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя | 3,5 |
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время | 3,2 |
Я анализирую свои чувства и опыт | 4,1 |
Я много читаю | 3,6 |
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам | 3,2 |
Я верю в свои возможности | 3,9 |
Я стремлюсь быть более открытым человеком | 4,3 |
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | 4,3 |
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | 3,4 |
Я получаю удовольствие от освоения нового | 3,9 |
Возрастающая ответственность не пугает меня | 3,4 |
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе | 2,6 |
Общий балл | 74,2 |
55 и более баллов набрали 5 человек – 62,5% анкетируемых. Они активно реализуют свои потребности в саморазвитии.
36-54 балла набрали 3 человека – 37,5% анкетируемых. У данных педагогов нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
Выявив способности и стремления учителей к саморазвитию и профессиональному развитию, необходимо определить факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей. Для этого была проведена еще одна анкета
Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе».
Выборка 9 человек.
Данные анкетирования приведены в таблице:
Препятствующие факторы | |
Собственная инерция | 2,6 |
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач | 1,7 |
Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей | 2,5 |
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо принимающих перемены в Вас и стремление к новому | 2,4 |
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е. отсутствие объективной информации о себе | 2,1 |
Состояние здоровья | 2,5 |
Недостаток времени | 3,1 |
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства | 2,2 |
Общее число баллов | 19,1 |
Стимулирующие факторы | |
Методическая работа | 4,1 |
Обучение на курсах | 4,3 |
Пример и влияние коллег | 3,6 |
Пример и влияние руководителей | 3,2 |
Организация труда в школе | 3,3 |
Внимание руководителей к обозначенной проблеме | 2,8 |
Доверие | 4,2 |
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования | 3,6 |
Занятия самообразованием | 4 |
Интерес к работе | 3,7 |
Возрастающая ответственность | 4,5 |
Возможность получения признания в коллективе | 3,2 |
Общее число баллов | 44,5 |
Можно сделать вывод, что препятствующими профессиональному развитию факторами являются прежде всего личностные (состояние здоровья, собственная инерция), а также отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей. Недостаток времени отмечен как один из наиболее значимых препятствующих факторов.
При существующем интересе к своей работе (что немаловажно) среди стимулирующих факторов педагоги выделяют методическую работу, обучение на курсах, что в первую очередь и способствует повышению профессионального развития педагогов, но самое главное - это доверие. Достаточно высоко оценен такой фактор как интерес к работе и пример и влияние коллег.
- Изучение факторов привлекательности профессии
(методика, предложенная В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном)
Цель применения данной методики – выявить факторы привлекательности к своей профессии.
Описание методики: Методика может применяться для диагностики факторов привлекательности профессии. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики.
Инструкция. Отметьте те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б — что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.
Обработка результатов.
По каждому из факторов по следующей формуле подсчитывается коэффициент значимости:
где N — объем выборки (количество обследуемых), п+ — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, n- — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может измениться в пределах от - 1 до +1.
Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учитывая соотношение п + и п - . Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) еще не означает его полной незначимости. Необходимо, прежде всего, понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.
Выборка 6 человек.
Данные, полученные в результате проведения данной методики, занесены в таблицу:
Факторы | Коэффициент значимости |
1. Важность профессии в обществе | 1 |
2. Возможность работы с людьми | 1 |
3. Возможность профессиональной самореализации и карьерного роста | 0,6 |
4. Возможность достичь социального признания, уважения. | 0,4 |
5. Работа не вызывает переутомления | - 0,6 |
6. Зарплата устраивает | -0,4 |
7. Содержание работы соответствует моим убеждениям, ценностям | 0,8 |
8. Работа соответствует моим способностям, возможностям | 0,8 |
9. Благоприятный режим работы | 0,2 |
10. Профессиональная деятельность не приносит ущерб личным/семейным интересам | 0 |
11. Работа позволяет реализовать свои возможности, потребности | 0,6 |
12. Работа даёт определённые преимущества/ выгоды/льготы | 1 |
Из приведенных данных можно сделать вывод, что наиболее значимые позиции, которые выделяют педагоги, это важность работы с людьми, соответствие работы своим способностям и возможностям, убеждениям и ценностям, к тому же дает определенные льготы. Вместе с тем, большая часть педагогов отмечает, что работа приносит переутомление и низко оплачивается, а так же приносит ущерб личным и семейным отношениям. Сопоставив данные результаты с результатами предыдущими методик, прослеживается неудовлетворенность заработной платой и отсутствие престижа профессии в обществе.
Заключение
Из проведенного анализа можно сделать общие выводы:
- Педагоги школы в некоторых отношениях ощущают депрессивное состояние. Профессиональная жизнь предъявляет к ним все более высокие требования (на это сегодня указывают и новые тарифно-квалификационные характеристики педагога). Все больше усилий необходимо приложить педагогу, и при этом не всегда эти усилия могут быть по достоинству оценены (низкая заработная плата, несовершенство системы стимулирования). При возросшем уровне требований, несомненно, увеличивается и нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников.
- Возрастающая ответственность пугает педагогов. Часть учителей стремится избежать наказания и неприятностей, критики со стороны администрации и коллег.
- При отмеченном высоком факторе влияния примера руководителей отмечается невысокий уровень внимания руководителей к обозначенной учителем какой-либо проблемы.
- Вместе с тем, важно отметить, что педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету. Удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности являются положительными факторами, способствующими росту профессионализма учителя.
- Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту, потребность в достижении профессионального престижа и уважения со стороны коллег.
- Значительная часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации, что непосредственно способствует их профессиональному росту.
Таким образом, выявив способности и стремления учителей к саморазвитию и профессиональному развитию, необходимо устранить факторы препятствующие развитию и саморазвитию. Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Библиографический список
- Бакурадзе А., Джамулаев А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. - № 10. – 2007.
- Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. – 2010.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 1990.
- Лепешова Е. Мотивационный инструментарий руководителя школы // Директор школы. - № 4. – 2009.
- Мотивация персонала: методические рекомендации / составитель В. А. Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009, – 51 с.
- http://works.tarefer.ru/64/100254/index.html. Мотивация педагогической деятельности.
- Пономарева Г.М. Руководителю образовательного учреждения о работе с персоналом // Библиотека журнала «Директор школы». - № 6. – 2011.
- Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория.
Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1–4 классов. Исследована динамика уровня учебной мотивации в МБОУ «СОШ № 2» г.Олекмиснка Республика Саха (Якутия)...
Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями в условиях МКУ РЦ "Радуга"
Проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями и пути их решения...
Презентация "Система развития психолого - педагогической компетентности и профилактики негативных последствийпедагогической деятельности (профессиональная деформация)
В процессе организации самопрофилактики профессиональной деформации важно выделить особый пласт - знание психологии учащихся, их способностей, личностных способностей, ценностей и интересов. Ругать мо...
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...
Выступление на ШМО на тему "Психолого-педагогические основы деятельности учителя-дефектолога" 23.03.2018
Выступление на ШМО воспитателей. В докладе рассматриваются основные Психолого-педагогоические основы деятельности учителя-дефектолога"...