Проект "Церковь села Ловцы".
проект на тему

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………...2

2.Глава 1. “Анатомия” учебного проекта………………………………………………….

1.1 Основные требования к проекту………………………………………………….

1.2 Презентация проектов……………………………………………………………..

        1.3. Готовность младших школьников к проектной деятельности…………………

3.Глава 2.Особенности осуществления творческого проекта в начальной школе……..

            2.1 Метод проектов в урочное и внеурочное время…………………………………

        2.2Реализация творческих  проектов в начальной  школе…………………………..

        2.3 Практическая часть проекта «Преданья старины глубокой». …………………..

4.Заключение…………………………………………………………………………………

5.Список литературы…………………………………………………………………………

6.Приложение …………………………………………………………………………………

Введение

        Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;  
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

        Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

        Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

        На долю учителя  выпадает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952). Метод проектов как один из способов организации учебно -  познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для меня представляет интерес его использование креативного характера процессу изучения окружающего мира, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.

        Данная проблема  обусловила направление и тему моего исследования: «Реализация творческих  проектов в начальной  школе».

Цели:

  • Определить возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы;
  • Разработать и реализовать творческий   проект;
  • Выявить уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.

Глава 1. “Анатомия” учебного проекта.

1.1 Основные требования к проекту.

        В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

        Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев,   – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

        Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

        Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

        Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

        Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико – ориентированный проект   нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

        По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

        Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.

        Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

1.2 Презентация проектов.

        Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных    технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.

        В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

        Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

1.3. Готовность младших школьников к проектной деятельности.

        Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста. По мнению многих отечественных психологов и педагогов, эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

        Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

        Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

        Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

        При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

        Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

        В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

        Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Глава 2.Особенности осуществления творческого проекта в начальной школе.

2.1 Метод проектов в урочное и внеурочное время.

        Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

        В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы - учитель УЧЕНИК

Последний этап - УЧИТЕЛЬ ученик

        Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

        Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

        Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

        На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

        После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

        Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Под методом проектов в образовательной области “Технология” мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

        Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

        Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

2.2Реализация творческих  проектов в начальной  школе.

        Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для меня представляет интерес его при изучении внеурочной деятельности, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.

        Данная проблема  обусловила направление и тему моего исследования: «Реализация творческих  проектов в начальной  школе».

Цели:

  • Формирования у учащихся пониманию и уважению культурных и национальных традиций;
  • Развития ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;
  • Формирование базовых национальных ценностей.

Задачи:

  • Воспитание благородного отношения к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его духовным и культурным ценностям;
  • Воспитание уважительного отношения ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям;
  • Предоставление учащимся возможности реализовать свой творческий потенциал в процессе поисковой деятельности;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация;
  • Формирование навыков различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации, умения презентовать результаты своей деятельности.

Исследование проходило в селе Ловцы Луховицкого района Московской области.

Название проекта:«Преданья старины далекой. Храм Воскресения Христова с.Ловцы». Данный проект был реализован в 4 классе.

Проект:

  •  интегрированный    и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
  • долгосрочный (2 месяца);
  • предполагает работу индивидуальную творческую по интересам;
  •  предполагает внеурочную работу;
  • комплексный (познавательный, творческий,   информационно- поисковый);
  • применение  в разных сферах: школа,  досуг.

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.

Перед реализацией проекта с учащимися была проведена беседа: « Я выполняю проект», в ходе, которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. Поскольку ранее учащиеся не участвовали  в проектной деятельности.  Многие  учащиеся заинтересовались данной деятельностью, но и были такие, которые насторожились.

На одном из собраний родители были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей и совместными усилиями определили оптимальные форы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности как возможный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности детей.

Второй этап (планирование деятельности).

        Для реализации проекта учащиеся  определили тему своего исследования.  

Третий этап (практически- деятельностный).

Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно - популярной литературе.

Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).

Итог проекта - на классном часе учащиеся представляли свои проекты. Был выделен проект Кулаковой В. С этим проектом она приняла участие в  муниципальном конкурсе «Преданья старины далекой», где заняла 1-ое место.

2.3 Практическая часть проекта «Преданья старины глубокой».  

Церковь Воскресения Христова села Ловцы

        Я родилась и живу в старинном русском селе Ловцы. Наше село с очень богатой историей, и , к нашему сожалению, мы  историю села мало знаем. Мне очень интересно было побольше узнать об  истории  села и церкви Воскресения Христова. Использование различных источников и ресурсов  интернета помогли мне многое узнать об истории  села и истории церкви

 «Старинное «дворцовое» село Ловцы  Зарайского уезда Рязанской губернии стояло  на высоком левом берегу Оки в 40 верстах от уездного города.»

         Из выписки с писцовых книг 1674–1678 г. Артемона Жадовского с. Ловцы названо "селом дворцовым", жители которого "ловят рыбу на обиход великого государя в реке Оке…". Права жителей села на рыбную ловлю в Оке подтверждены в 1712 г. грамотой Петра.[1]

         Ловцы находятся в 40 км от Зарайска и 60 км от Рязани на левом берегу реки Оки. Свое название оно получило от занятия  жителей, основным промыслом которых была рыбная ловля. На месте теперешних  заливных лугов, по преданию, в старину рос вековой лес, а лет за 100 назад, по словам старожилов, стоял еще дровяной лес из ольхи, липы, березы, дуба, верб, ветлы. (Приложение, фотографии 1, 2)                                              

         В 1762 году Екатериною II наше село было  пожаловано капитанам Измайловского полка Александру Рославлеву и Михаилу Ласунскому. Крепостного права в чистом его виде у нас не было. Мои односельчане  всегда  были свободными и отличались вольнодумством.        

Издано в селе была церковь. На возвышенном месте стоит величественный храм с рядом отдельно стоящей колокольней. Они составляют комплекс разновременных построек. Это наша сегодняшняя церковь Воскресения Христова. (Приложение, фотографии 3,4)

Первоначально в с. Ловцах не было приходской церкви,  и оно было приписано к с. Озерицы. Но во второй половине XVII в. упоминается уже своя церковь с собственным причетом. Первое упоминание о церкви в селе Ловцы относится к 1676 . Из выписок окладной книги 1676 г., построенная  здесь деревянная церковь именовалась Ильинской.[2]

Время построения первоначальной каменной церкви во имя Воскресения Христова неизвестно.  Построение ныне действующей  каменной  церкви относится к XVIII веку, автор которой неизвестен.                 

        В 1827-1843 гг. взамен разобранного каменного храма сооружена существующая каменная церковь с теми же приделами. Строилась она на средства прихожан и благотворителей. Трапезная часть с престолами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Апостола и евангелиста Луки построена позднее, освящена в 1873 г. (Приложение, фотография 5)        

 В 1873 году церковь была перестроена. С ней аркой была соединена теплая трапезная (старая) церковь с двумя престолами: во имя Рождества Пресвятой Богородицы и святого Апостола и евангелиста Луки, перестроенная в 1827 году для зимнего богослужения заново.        В храмовый комплекс в Ловцах входит и стоящая отдельно, неподалеку, кирпичная колокольня, построенная в 1744 году.  (Приложение, фотографии 6, 7). Пятикупольный храм, с массивным световым барабаном, принадлежит к соборному типу. Церковь выполнена в стиле классицизма, имеет крестообразную форму, построена из кирпича. Крышу барабана венчают пять куполов. Отдельно стоит колокольня, построенная в стиле московского барокко. Церковь имеет три придела:

  • престол в честь Воскресения Христова — главный
  • престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы
  • престол в честь пророка Илии                        

К этому можно добавить   краткое описание неизвестного автора того времени: «Вся церковь внутри и снаружи оштукатурена, внутри расписана живописью; иконостасы везде новые (вызолоченные, 1873 год), колокольня при церкви, каменная же, стоит отдельно. Вокруг церкви сделана каменная ограда с железною решеткою. При церкви находятся три каменных здания: в первом располагались в одной половине богадельня, а в другой - женское училище, во втором - церковная лавка, а третье здание под сторожку». (Приложение, фотографии 8, 9)[3]        

  • Воскресенская церковь села Ловцы  была богата церковной утварью и святыми иконами.

        Церковная библиотека состояла из книг богослужебных (XIX века): святоотеческих творений, толкований, проповеднических сборников (Симеона Полоцкого, Стефана Яворского, Димитрия Ростовского и др.), законодательных книг (духовный регламент, кормчая 1787 года) и многих духовных журналов. Из церковных документов хранились: метрические книги - с 1796 года, исповедные - с 1826 года, приходорасходные записи, частный план на церковную землею и пр.        В расстоянии полуверсты от церкви Воскресенской находилась каменная кладбищенская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с каменною же колокольнею и каменной сторожкою, построенные в 1868 году на средства крестьянина Федора Федорова Левинского и других благотворителей. Вокруг этой равно как по дороге от нее к селу, сделана земляная насыпь». (Приложение, фотография 10)

        В 50-х годах (по воспоминаниям жителей села) по приказу председателя с/совета Потребухина Сергея Михайловича кладбищенская церковь была разрушена. И только в 2002 году на пожертвования местных жителей была установлена часовня на кладбище, в которой по настоящее время проходят богослужения. (Приложение, фотография 11)

        В штате церковном в разные годы состояли 2 и более священников, дьякон и псаломщик. По последнему штату положены: 2 священника, один дьякон и 2 псаломщика, на лицо же состояли: 2 священника, 2 дьякона, - из них один на   вакансии псаломщика, и 4 псаломщика, из них 3 сверхштатных. Содержание причта было  обеспечено доходами от земли (усадебной 1200 кв. саженей, огородной 3 десятины, и луговой – сенокосной 40 десятин и, кроме того, 3 участка луговой и лесной земли), процентами до 600 рублей с вкладов и доходов от прихожан.

Прихожан в 1888 году значилось 2.046 душ мужского пола и 2.122 душ женского пола.

Первоначально  Ловцы были заселены, как говорят, разными людьми, бежавшими сюда или от внешних врагов, или от помещиков, или от преследований власти; обыкновенно они носили фамилии по тем помещикам, городам и селам, от которых бежали, например, Куровых - по с. Курово, Бабыкиных - по с. Бабыкино, Бессоновых - по с. Бессоново и т.п.

 Церковь на селе играла большую роль в распространении грамотности среди местных жителей.

Большой вклад  в развитие народного образования  внес  протоиерей Михаил Дмитриевич Арбеков (1850-1928), прослужившего священником на приходе 52 года. Он «за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах по засвидетельствованию начальства Всемилостивейше награждён орденом св. Анны 3-й степени 3-го февраля 1903 года»,  «1 марта 1900 года епископом Рязанским Полиевктом дано благословение за поднесение ему от прихожан наперсного креста с украшением для ношения с преподанием Архипастырского благословения». [4]                                                                                                                      Арбеков Михаил Дмитриевич был определён к Воскресенской церкви села Ловцы в 1875 году на должность помощника настоятеля - псаломщика. Прибыв в село в 1875 году, в тот же год был рукоположен во дьякона, а затем и во священника, и находился при Воскресенском храме иереем и протоиереем до 1917 года .

        Михаил Дмитриевич Арбеков умер в селе Ловцы в 1928 году (31 января в 2 часа дня от инсульта) 78-ми лет от роду, похоронен на сельском кладбище.

        Александра Николаевна Арбекова, его жена, умерла в селе Ловцы в 1927 году 73-х лет от роду, и тоже  похоронена на нашем сельском кладбище.                В 1903 году в Ловцах был сильный пожар, который охватил все село. От пожара пострадала колокольня, колокола упали и разбились. На Коломенском заводе их перелили, и уже в 1907 году они находились на своем месте. Самый большой из них звенел так громко, что в разлив слышен был на 20 верст в округе.

        В своей рукописной книге « Жизнь одного человек с 1903 по 1970г.» наш односельчанин Бирюков Алексей Иванович пишет: «Я, как помню сам, с тех пор и веду свою запись биографии для себя         и, может быть, пригодится кому - нибудь в дальнейшем для переписи, как я помню 1903 год, когда у нас был очень сильный пожар, так что сгорело около 800 домов, так что сгорела колокольня и попадали колокола с ней. Колокольня  была построена отдельно от церкви, и когда загорелись балки, на которых висели колокола, были они деревянные, а железные балки от жара раскалились и прогнулись, поэтому и упали колокола».  

        Дальше он продолжает: « Когда был пожар в 1903 году, то колокола упали и разбились и их пришлось переливать везти в город Коломну, на что потребовалось очень много времени и у нас были подвешены колокола маленькие временно на козлах около церкви, до тех пор, пока была отремонтирована колокольня и колокола, которые были сданы на завод         Коломна, на это потребовалось продолжительное время. Когда перелили и привезли в Ловцы, это было в 1907 году в июне месяце, их привезли на барже от Коломенского завода.»

В своих воспоминаниях Бирюков А.И. пишет о том, что всех собрали         для того, чтобы «вывезти колокола с баржи до церкви», что «их везли на санях, которые были сделаны на заводе, когда их везли, то подкладывали под сани катки, по которым везли сани, везли народом привязаны были канаты, за которые и везли люди». Алексей Иванович вспоминает, как поднимали колокола на колокольню, сколько это потребовало сил        . (Приложение, копи страниц книги 12,13)[5]

Страшным временем испытаний для Русской Православной Церкви стал XX век. Времена лихолетья коснулось и села Ловцы.  Богослужение в храме прекратилось 14 октября 1937 года в праздник Покрова Божией Матери, когда во время богослужения в церковь ворвались люди, арестовали священника Василия и увезли в неизвестном направлении.

Храм был разорен и использовался под слесарную мастерскую для ремонта машин и тракторов, а также для складирования лакокрасочных материалов, а впоследствии и зерна.

         Все это ухудшило состояние храма: утрачены роспись и полы, повреждены стены, на сводах образовались трещины…(Приложение, фотографии 14-16)        

В конце 40-х -  начале 50-х годах из Зарайска в Ловцы приезжал священник для совершения треб. На Пасху богомольцы собирались в одном из домов и пели радостные песнопения. Случалось, что собрания «для славы Божией»  разгонялись местной властью.                                                                                                           Возрождение

Прошли те страшные времена... И вот в апреле 1991 года была создана община. В августе 1992 г. в село был направлен священник. Люди воспряли духом. Здание храма не сразу было передано общине. С 1992 года богослужение совершалось в домовой церкви – помещение, примыкающее к зданию администрации.        И вот         28 августа 1996 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы в пределе св. Николая Воскресенской церкви впервые после большого перерыва  совершена Божественная литургия.        

        Несмотря на то, что церковь долгое время использовалась под мастерские, автогараж, склад, но и сегодня  на фасаде и внутри церкви можно увидеть сохранившиеся чудом фрески, по которым мы можем представить себе красоту и великолепие  нашего храма. (Приложение, фотографии 17-20)                        

        В настоящее время настоятелем Воскресенского храма является протоирей Алексий Михайлов. Именно благодаря его усилиям и помощи жителей села  проведены следующие ремонтно-восстановительные работы:        

  • покрыли оцинкованным железом крышу  части летнего храма;
  • реставрирован купол в Никольском приделе;
  • в приделе Святого Николая сделан красивый иконостас;
  • в Никольском приделе сделаны полы и вставлены окна и другие работы. (Приложение, фотография 21)        

        В результате проведенных ремонтно-восстановительных работ богослужение проходит в Никольском приделе. (Приложение, фотографии 22-23)

        Церковь возвратили верующим в 1992 году, однако в силу малочисленности приходской общины и отсутствия спонсоров ремонтно-восстановительные работы продолжаются до настоящего времени.                                                        Но и сегодня в неотреставрированной части летнего храма мы можем увидеть престол Воскресения Христова (престол на Пасху), место, где располагался Ильинский престол. В зимнем храме расположены два других престола:         во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Святого Апостола и евангелиста Луки.

На сегодняшний день на приходе поддерживаются старые традиции: на Рождество Христово батюшка Алексий с певчими и воспитанниками воскресной школы ходят по домам "славить Христа". По воспоминаниям прихожан, которые с малолетства посещали храм и не утратили христианской веры, все это возобновлено в 1996 г.

        С 1993 г. При церкви  начала работать Воскресная школа, в которой воспитанники изучают Основы Православной культуры. Батюшка Алексей  проводит беседы и  с двумя группами детского сада. В школе 2 сентября он проводит   молебен, посвященный началу учебного года, окончание учебного года также заканчивается благодарственным молебном. Все учащиеся школы 7 декабря собираются на молебен, посвященный памяти Екатерины Великомученицы. Ведь первая школа, построенная в нашем селе в 1895г., была возведена купцом И.К. Ципулиным в память своей рано умершей дочери Екатерины. Мы помним и продолжаем христианские традиции нашего села.

Историю своего народа, историю своей малой Родины необходимо знать каждому настоящему гражданину своей страны. Прошлое уходит в историю. Забываются традиции, поэтому сейчас нужно сохранить то, что помнят старожилы.  

        Работая над проектом, я узнала  историю храма Воскресения Христова села Ловцы. Это очень заинтересовало меня, и я решила продолжить эту работу. Материал,  полученный в результате исследования, я предоставлю в школьный музей. Я так же расскажу своим одноклассникам об истории создания храма Воскресения Христова и о нелёгкой судьбе Храма  в годы отлучения от веры в Бога.

Приходит время для плодов –

Садовник обрезает ветви.

Христос Лоза принес Любовь,

Природная лоза, ответь Мне!

Вернитесь блудные к Отцу,

Вы – Божье племя, славьте ж Бога!

Пусть каждый сердцем воспоет:

Иисус – Христос – к Отцу Дорога!

                                                          (Олег Штейнер)

Заключение

        Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

        Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

        В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Список литературы

 1.Бирюков Алексей Иванович « Жизнь одного человека» с 1903 по 1970 гг.

  (Рукописная книга).

 2.Влазнев В. Материалы для историко-статистического очерка бывших Государевых рыбных ловцов сел ... Рязань, 1895

 3.Выписки окладной книги 1676 г.

4.Выписки с писцовых книг 1674–1678 г.  Артемона Жадовского

5.Дашкова Е. Записки.

6.Исторические вехи Луховицкого края // Официальный сайт Администрации Луховицкого муниципального района Московской области http://www.admlukhovitsy.ru/history/                                                                

7.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

11.Сайт Луховицкого благочиния Московский Патриархат, Московская Епархия.

12.Священник Иоанн Добролюбов:

«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии ныне существующих и упразднённых с списками их настоятелей за 17, 18 и19 ст. с библиографическими указаниями».   Том 1.  Издано в г. Зарайске в 1884 году

13.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005


[1] Выписки с писцовых книг 1674–1678 г.  Артемона Жадовского

[2] Выписки окладной книги 1676 г.

[3] Сайт Луховицкого благочиния Московский Патриархат, Московская Епархия.

[4] Исторические вехи Луховицкого края // Официальный сайт Администрации Луховицкого муниципального района Московской области

http://www.admlukhovitsy.ru/history/        

[5] Бирюков Алексей Иванович « Жизнь одного человека» с 1903 по 1970 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном. Урок о Царском Селе.

Компьютерная презентаиця к уроку "Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном"....

Устный журнал "Село, в котором я живу!"

Страницы устного журнала рассказывают об истории села, улиц, о жителях нашего села. На странице "Творческая" организуется групповая работа учащихся....

«Село моё неброское, любимое село»

Данная разработка классного часа поможет обобщить представление детей о родном селе, труде взрослых; воспитывает любовь к родному краю, подчеркнув, что наш край связан со всей стран...

Образовательное путешествие в Царском селе "Ворота Царского Села".

Интереснейшая форма внеклассной работы близкая к квесту и проекту. Карта для учащихся содержит конкретный маршрут образовательного путешествия, привязанный к определенному району Санкт-Петербурга. Но ...

ПРОЕКТ "МОЁ СЕЛО - СЕЛО РОДНОЕ"

Исторический, поисковый материал для "Краеведческой комнаты" ....

Город и село. Проект «Родной город (село)».

Город и село. Проект «Родной город (село)»....