«СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА».
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Панина Наталья Николаевна

 

Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Направленность: социально-педагогическая.

Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Цель:  развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к по­ниманию сути Истоков;
  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
  3. Развивать образное и логическое мышление;
  4. Форми­ровать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целос­тное восприятие русского языка как языка великого народа и вели­кой литературы.

Отличительная особенность.

Предлагаемая программа является результатом совместной ра­боты автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогичес­кого университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной шко­ле и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на осно­ве системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1-4-м классах началь­ной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках началь­ной школы.

В 1 - м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Сис­тема духовно-нравственных ценностей формируется на основе си­стемообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда раз­вития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Программа  представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka.rar2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Истоки. «СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА». 1-й класс.

Цель:

Воспитание заботливого отношения к родителям, развитие способности дарить им радость.

Развитие образного мышления (узнавание отдельных образов, соотнесение с личным опытом)

Социокультурное развитие личности. Развитие способности ценить каждое слово.

Актуальность: Семья всегда была, есть и будет основной средой воспитания ребенка.

Оборудование: Лучики солнышка, солнышко, цв. карандаши, сердечки.

Ход урока:

1. Орг. момент: Присоединение:

- Добрый день дорогие дети и наши уважаемые гости, родители и близкие люди (поприветствуем гостей)

Мне очень приятно сегодня видеть всех ВАС в этом уютном классе.

Давайте улыбнемся друг другу и отправимся в увлекательный путь по нашей светлой Истоковской  дороге.

А наша дорога: ЭТО - СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.

Вступление: (читаю) Рано-рано встает ясно солнышко и согревает землю своими лучами. Улыбаются, умываясь росой цветочки, травинки, деревца. Все живое радуется восходящему солнышку. Золотисто-алым светом наполняется вся Земля, весь мир…

2. Беседа: (читаю четверостишье)

- Как из-за леса, леса синего

 Показалось солнышко ясное,

 Солнышко ясное, да румяное,

 Солнышко теплое, да пригожее.

 Птички ранние поют, да не нарадуются…

(2,3 – читают дети)

- Прислушайтесь…(музыка)

- Чему же радуются птички? (показалось солнышко-теплое, светлое,румяное, милое)

- Почему? (наступает новый день, ласковый, добрый)

- Что происходит утром? (встает солнышко)

- Как мы можем заметить, что солнышко встало? (лучики освещают комнату, становится тепло…)

И ты проснулся..

- Что мы можем услышать с вами в этот момент? (шаги)

- Кто это может быть? (мама)     - Что делает мама? Зачем и как?

- Что мы слышим в этот момент? мамины слова---с добрым утром…

- А что почувствовали? (тепло душевное)

- Что бы вам хотелось сказать в ответ мамочке?

Практическая работа:

Подумайте, какие слова может притягивать к себе слово МАМА… ИТАК:

- К нам в комнату вошли солнышко и мама…

- Что общего у них? Похожи ли они? Чем? (солнышко - тепло, мама - душевное тепло)

4. Читаю:

                 Мама и солнышко очень похожи:

       Мама  - любимая, солнышко тоже.

На доске: мама и лучики.

5. ЧИТАЮТ СТИХИ:

1.

Папа для мамы сажает цветок

 Мама для папы готовит пирог

 Бабушка гладит Катины платья

 Катя стирает рубашки для братьев

 Младшему все мастерят самолет,

 Весело в доме работа идет.

 А почему? Это очень понятно.

 Радостно делать друг- другу приятно.

- А почему весело в доме работа идет? (все заботятся друг о друге)

6. Ответьте  пожалуйста мне на вопросы:

Кто пришел ко мне с утра?  

Кто сказал: «Вставать пора!»?

Кто помог Вам собраться в школу?

  Кашу кто успел сварить?

  Чаю в чашку кто налить?

  Кто косички мне заплел?

  Целый дом один подмел?

  Кто ребячий любит смех?

  Кто на свете лучше всех?

  Кто помог вам сделать поделки на выставку?

7. Поясняю: папы и мамы бабушки и дедушки, сестры и братья.

- А сейчас представим, что они все рядом с нами:

8.Ресурсный круг:

Подведем итог всему, что мы с вами сказали. Представим, что они рядом с нами:

(передаем сердечко и говорим:

- что я вижу…             Я  вижу…

 

- что я слышу…            Я  слышу…

- что я чувствую…       Я чувствую….)

- Как можно назвать всех тех, кто нас окружает? (близкие и родные люди)

- И все они заботятся о нас……..

- А мы можем о ком - нибудь заботиться, мы с вами уже взрослые люди. Может,  кому то нужна и наша помощь…(забота о младших, о пожилых, о деревцах, птицах)

9. - А хотели ли бы вы  поблагодарить своих близких за заботу о вас?

10. Практическая работа:

(изготовление открыток)

Сейчас мы постараемся в вашей работе выразить самые теплые, сердечные, солнечные слова, которые принесут вашим родителям большую радость. Слова благодарности надо произносить ласково. Тихо. Глядя в глаза любимому человеку. Помните. Слово-сердечный дар, прокладывающий путь от любящей души к любящей душе.

11.Дети выходят с открытками к доске:

- Начинают со слов:

  • Я хочу поблагодарить моих родных за то, что…

10. Рефлексия:

- Как вы думаете: приятно ли было слышать ваши слова пожелания ВАШИМ родным???

- Дорогие родители, какие чувства вы испытали, слушая слова ваших детей???

- Что ВАС радует в ваших детях?

11. А сейчас подойдите со своими пожеланиями к вашим родным и вручите им ваши открытки. Не забудьте поцеловать.

12. Итог урока.

Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудную минуту. Твои родители - самые близкие тебе люди. Люби и береги их.

13.Спасибо за урок.

14.  Благодарение.

Незримо следуют родители за нами,

 И в радости, и в час, когда пришла беда,

 Они стремятся оградить нас от печалей,

 Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите, милые, родные,

 У нас ведь, кроме ВАС, дороже нет людей.

 Как говорится, ДЕТИ- радость в жизни,

 А ВЫ для нас - опора в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять заповедей для мамы и папы.

Десять заповедей для мамы и папы....

10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника

В заповедях даны рекомендации для продителей будущих первоклассников...

мама и папа в жизни ребёнка

Мама и папа в жизни ребёнка. Или разница в воспитании....

10 советов для мамы и папы

10 советов для мамы и папы...

10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫБУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА...

МАМЫ и ПАПЫ для ВАС!!! Занимательные дистанционные занятия для дошкольников и школьников и их родителей!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6369855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","width":"480"}}]] Фольклорные  странички  Кроша  и  его...