«СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА».
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Направленность: социально-педагогическая.
Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Цель: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.
Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
- Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- Развивать образное и логическое мышление;
- Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Отличительная особенность.
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1-4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
В 1 - м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_papka.rar | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Истоки. «СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА». 1-й класс.
Цель:
Воспитание заботливого отношения к родителям, развитие способности дарить им радость.
Развитие образного мышления (узнавание отдельных образов, соотнесение с личным опытом)
Социокультурное развитие личности. Развитие способности ценить каждое слово.
Актуальность: Семья всегда была, есть и будет основной средой воспитания ребенка.
Оборудование: Лучики солнышка, солнышко, цв. карандаши, сердечки.
Ход урока:
1. Орг. момент: Присоединение:
- Добрый день дорогие дети и наши уважаемые гости, родители и близкие люди (поприветствуем гостей)
Мне очень приятно сегодня видеть всех ВАС в этом уютном классе.
Давайте улыбнемся друг другу и отправимся в увлекательный путь по нашей светлой Истоковской дороге.
А наша дорога: ЭТО - СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.
Вступление: (читаю) Рано-рано встает ясно солнышко и согревает землю своими лучами. Улыбаются, умываясь росой цветочки, травинки, деревца. Все живое радуется восходящему солнышку. Золотисто-алым светом наполняется вся Земля, весь мир…
2. Беседа: (читаю четверостишье)
- Как из-за леса, леса синего
Показалось солнышко ясное,
Солнышко ясное, да румяное,
Солнышко теплое, да пригожее.
Птички ранние поют, да не нарадуются…
(2,3 – читают дети)
- Прислушайтесь…(музыка)
- Чему же радуются птички? (показалось солнышко-теплое, светлое,румяное, милое)
- Почему? (наступает новый день, ласковый, добрый)
- Что происходит утром? (встает солнышко)
- Как мы можем заметить, что солнышко встало? (лучики освещают комнату, становится тепло…)
И ты проснулся..
- Что мы можем услышать с вами в этот момент? (шаги)
- Кто это может быть? (мама) - Что делает мама? Зачем и как?
- Что мы слышим в этот момент? мамины слова---с добрым утром…
- А что почувствовали? (тепло душевное)
- Что бы вам хотелось сказать в ответ мамочке?
Практическая работа:
Подумайте, какие слова может притягивать к себе слово МАМА… ИТАК:
- К нам в комнату вошли солнышко и мама…
- Что общего у них? Похожи ли они? Чем? (солнышко - тепло, мама - душевное тепло)
4. Читаю:
Мама и солнышко очень похожи:
Мама - любимая, солнышко тоже.
На доске: мама и лучики.
5. ЧИТАЮТ СТИХИ:
1.
Папа для мамы сажает цветок
Мама для папы готовит пирог
Бабушка гладит Катины платья
Катя стирает рубашки для братьев
Младшему все мастерят самолет,
Весело в доме работа идет.
А почему? Это очень понятно.
Радостно делать друг- другу приятно.
- А почему весело в доме работа идет? (все заботятся друг о друге)
6. Ответьте пожалуйста мне на вопросы:
Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора!»?
Кто помог Вам собраться в школу?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку кто налить?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Кто помог вам сделать поделки на выставку?
7. Поясняю: папы и мамы бабушки и дедушки, сестры и братья.
- А сейчас представим, что они все рядом с нами:
8.Ресурсный круг:
Подведем итог всему, что мы с вами сказали. Представим, что они рядом с нами:
(передаем сердечко и говорим:
- что я вижу… Я вижу…
- что я слышу… Я слышу…
- что я чувствую… Я чувствую….)
- Как можно назвать всех тех, кто нас окружает? (близкие и родные люди)
- И все они заботятся о нас……..
- А мы можем о ком - нибудь заботиться, мы с вами уже взрослые люди. Может, кому то нужна и наша помощь…(забота о младших, о пожилых, о деревцах, птицах)
9. - А хотели ли бы вы поблагодарить своих близких за заботу о вас?
10. Практическая работа:
(изготовление открыток)
Сейчас мы постараемся в вашей работе выразить самые теплые, сердечные, солнечные слова, которые принесут вашим родителям большую радость. Слова благодарности надо произносить ласково. Тихо. Глядя в глаза любимому человеку. Помните. Слово-сердечный дар, прокладывающий путь от любящей души к любящей душе.
11.Дети выходят с открытками к доске:
- Начинают со слов:
- Я хочу поблагодарить моих родных за то, что…
10. Рефлексия:
- Как вы думаете: приятно ли было слышать ваши слова пожелания ВАШИМ родным???
- Дорогие родители, какие чувства вы испытали, слушая слова ваших детей???
- Что ВАС радует в ваших детях?
11. А сейчас подойдите со своими пожеланиями к вашим родным и вручите им ваши открытки. Не забудьте поцеловать.
12. Итог урока.
Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудную минуту. Твои родители - самые близкие тебе люди. Люби и береги их.
13.Спасибо за урок.
14. Благодарение.
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите, милые, родные,
У нас ведь, кроме ВАС, дороже нет людей.
Как говорится, ДЕТИ- радость в жизни,
А ВЫ для нас - опора в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Десять заповедей для мамы и папы.
Десять заповедей для мамы и папы....
10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника
В заповедях даны рекомендации для продителей будущих первоклассников...
мама и папа в жизни ребёнка
Мама и папа в жизни ребёнка. Или разница в воспитании....
10 советов для мамы и папы
10 советов для мамы и папы...
10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫБУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА...
МАМЫ и ПАПЫ для ВАС!!! Занимательные дистанционные занятия для дошкольников и школьников и их родителей!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6369855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","width":"480"}}]] Фольклорные странички Кроша и его...