Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы.
статья на тему
Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы. Игровые задания и упражнения, способствующие развитию воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voobrazhenie.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: использование заданий на воображение как метода
коррекционной работы.
Задачей педагога при работе с детьми с ОВЗ VII вида является сообщение не только необходимых знаний учащимся, но и максимальное развитие у них познавательных процессов и самой личности ребенка. Хотелось бы обратить большое внимание на развитие такого сложного психического процесса, как воображение. Воображение детей с ОВЗ VII вида изучено меньше, чем такие процессы, как восприятие, представления, память, мышление, а ведь оно участвует во всех видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Педагог должен в своей практической работе находить и совершенствовать приемы, обогащающие, развивающие, активизирующие воображение детей. Важно всегда помнить о том, что воображение тесно связано с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Причем эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий. Для того чтобы ребенку понять предложенную ему задачу, ситуацию, он должен, прежде всего, ее представить, вообразить. Если это текст, то за словесным описанием надо «увидеть» образ: Если это рисунок, картина, чертеж, схема, то надо понять внутреннюю, содержательную роль каждого элемента изображения. Школьник должен уметь достраивать, перекомбинировать предложенный ему материал и создавать новые образцы - решения. Обучая приемам воображения, мы совершенствуем все психические процессы.
Чем более развитым окажется воображение ребенка, тем легче ему будет решать задачи, требующие как наглядно - образного, так и словесно-логического мышления. Вот почему воображение следует рассматривать как одно из средств коррекции всех психических процессов у детей с ОВЗ VII вида. Следует отметить, что в психологической и педагогической литературе есть много материалов, раскрывающих различные проблемы воображения нормально развивающихся детей. В их числе фундаментальные теоретические исследования (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьев, Г.Д.Кириллова, Е.Е.Кравцова, Р.Г.Натадзе, Н.Н.Палагина, С.Л.Рубинштейн, Д.В.Эльконини, В.С.Мухина и др.) и прекрасные практические работы, в которых даны конкретные рекомендации для развития воображения детей дошкольного и школьного возраста. Специальные исследования воображения детей с ОВЗ VII вида, с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых (М.М.Нудельман, Е.Г.Речицкая, В.ПЕрмаков, А.Г.Литвак, Е.А.Екжанова, С.К.Сиволапова, Е.А.Медведева, Н.П.Павлова, Ж.И.Шиф и др.) также содержат много ценного материала. Используя некоторые материалы названных выше авторов, хочу в свою очередь предложить вниманию коллег ряд упражнений и игровых заданий, апробированных мной в несколько измененном виде в работе с детьми с ОВЗ VII вида. Занятия, по моим наблюдениям, дали результат. Очень важно определить, когда, в какой момент включить эту работу в процесс коррекционно - развивающих занятий. Нельзя ее превращать в формальную тренировку. Она должна наполнять всю жизнь ребенка, но вместе с тем носить непринужденный характер, возникая как бы неожиданно, в связи стой или иной ситуацией. Например, вы с детьми оказались в лесопарке. Сколько возможностей появляется у педагога для пробуждения детской фантазии! «На что похожа эта засохшая веточка, а этот сучок?» и т.д. Тут может быть много предположений, но кому-то из ребят не приходит в голову ничего. Значит, позже, на уроке, надо показать ребенку те или иные предметы или их изображения, что поможет вызвать у него ассоциации и пробудить его воображение. Важнейшее условие для развития всех психических процессов - это обогащение представлений детей и пробуждение интереса к окружающему. В этом отношении в природе можно найти богатый материал, который удобно использовать для развития всех познавательных процессов, наблюдательности и способности увидеть в отдельных деталях целостный образ, что окажется полезным в ходе дальнейшей деятельности ребенка. Педагоги, хорошо зная возможности и индивидуальные особенности каждого ученика своего класса, сами определяют, какими приемами целесообразнее осуществлять коррекционное воздействие. В одних случаях это будет фронтальная работа с учетом учебного предмета и изучаемой темы: в других случаях потребуются индивидуальные занятия с учащимися.
Игровые задания и упражнения, способствующие развитию воображения.
№ 1. «Зашифрованные буквы»
Оборудование: таблицы с изображением, включающим элементы
разных букв.
Направленность задания: развитие зрительного восприятия,
актуализация образов памяти.
Ход работы.
Перед ребенком кладут поочередно карточки и просят написать
(назвать) буквы, которые «спрятались».
Эти изображения можно предложить всему классу, включив
соревновательный элемент («Кто назовет больше букв?») или, дав
индивидуально каждому карточку, на которой он должен написать
увиденные буквы.
Подобные игровые задания можно включать на уроках письма,
развития речи, во внеурочное время как развлекательные
упражнения.
№ 2. « Собери картинку»
Оборудование: Фигуры из картона, изображающие разные
предметы (дом, деревья, полоски для разбора, гриб, уточки, озеро,
птица).
Направленность задания: актуализация прошлого опыта, развитие
целостного восприятия образных представлений, составление
рассказа с опорой на картинки.
Ход работы.
Перед ребенком в беспорядке кладут отдельные фигуры и
предлагают составить картинку, а затем «сочинить» рассказ по ней.
Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а
затем каждый придумывает свой рассказ, после чего «творчество»
детей получает оценку.
№3. «Узнай, что хотел нарисовать художник»
Оборудование: четыре картинки с изображением элементов
рисунка.
Направленность задания: развитие целостного восприятия,
активизация образов памяти.
Ход работы.
Перед ребенком поочередно кладут картинки с недорисованными
элементами и просят сказать, что хотел нарисовать художник,
после чего предлагают дорисовать картинку.
Подобные задания можно включать в урок рисования либо в иные
уроки, предлагая соответствующий материал, например элементы
рисунка цветка или животного - на уроке природоведения.
№ 4. «Собери картинку из предлагаемых фигур»
Оборудование: вырезанные разного цвета и форм фигуры, среди
которых есть те, которые нужны, и те, которые не понадобятся
(прямоугольник коричневого цвета, трапеция красного цвета,
желтый полумесяц, три одинакового размера круга - желтого,
зеленого, синего цветов, четыре одинакового размера треугольника, из которых три - зеленого и один черного цвета; две полоски разной толщины - коричневого цвета; два разного размера полукруга коричневого и красного цветов; две фигуры птиц и две фигуры - контуры белки); текст:
Дети пошли на прогулку в парк. Перед ними стояли две ели. Под елочками они сразу нашли грибы. Светило яркое солнце, летали птицы. Вдруг дети увидели белочку. Они очень обрадовались. Направленность задания: активизация внимания, имеющегося опыта, образов памяти и представлений, совершенствование пространственных отношений, операции сравнения, развитие связной речи.
Ход работы.
Перед детьми раскладывают фигуры - «заместители» разных предметов и объясняют, что каждая фигурка заменяет тот или иной предмет, упоминаемый в рассказе, и что есть фигуры, о которых не будет речи в рассказе. Затем дается инструкция: «Внимательно слушайте то, что я буду читать, и выкладывайте фигурки, которые заменят елочку, солнышко, белочку, грибок, птичку. У вас получится картинка, и вы о ней расскажете». Занятие можно проводить фронтально на уроках развития речи, математики и др.
№ 5. «Волшебные пятна» (в основе тест Г.Роршаха)
Оборудование: 2-3 «пятна» синего и красного цвета, каждое на отдельном листе. Краски, кисточки.
Направленность задания: актуализация запаса общих сведений об окружающем, активизация представлений, образов памяти, восприятие элементов предмета или целого, восприятия цвета, побуждение эмоционального реагирования на причудливую форму или цвет, способности комбинировать и перестраивать элементы изображения.
Ход работы.
Перед детьми поочередно кладут листы, на них пятна, в которых, дав волю воображению, можно увидеть много разных образов. Ставится вопрос: «Что это может быть? На что это похоже?» Детей просят дорисовать пятно, чтобы получилось изображение того, что он вообразил.
№6. «Найди эту пирамиду»
Оборудование: Детская игрушка - пирамида из четырех колец и
чертежи, изображающие три пирамиды, из которых одна искомая.
Направленность задания: развитие пространственных
представлений на уроках математики.
Ход работы.
Перед ребенком - собранная пирамида и чертежи. Ему следует,
внимательно посмотрев на пирамиду, найти ее изображение.
№7 « Сочини историю» (рассказ, сказку)
Оборудование: даны опорные знаки (схематические изображения). Направленность задания: развитие имеющихся представлений наглядно-образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные зависимости, использовать помощь (в виде наглядных схематических опор), логично высказываться.
Ход работы.
Перед ребенком кладут рисунки и предлагают « сочинить» рассказ.
Можно проводить на разных уроках как фронтально, так и
индивидуально.
№ 8. «Составь рассказ»
Оборудование: картина с изображением некоторой ситуации (из
школьной или семейной жизни).
Направленность задания: учить использовать имеющийся опыт,
устанавливать причинно-следственные связи, воспринимать сюжет
в целом, логично излагать воспринятое и давать ему
эмоциональную оценку.
Ход работы.
Перед ребенком кладут картинку и просят ее рассмотреть.
Инструкция: «Составь рассказ по этой картинке, но обязательно
расскажи, что было до этого, что сейчас происходит и что будет
потом».
Работа проводится индивидуально и фронтально на уроках чтения,
развития речи.
Это задание может иметь другой вариант: ребенка просят
нарисовать начало (1-ю картинку) и конец рассказа (3-ю картинку).
№ 9. «Волшебное дерево»
Оборудование: листы бумаги и цветные карандаши.
Направленность задания: активизация прошлого опыта детей,
пробуждение интересов, эмоций.
Ход работы.
Детям предлагается нарисовать волшебное дерево, которое может быть не похожим ни на какие известные им деревья. А на веточках могут быть разные игрушки, птички, вкусные вещи - все, что они хотят.
Я привела лишь некоторые образцы заданий. Вы можете сами создать аналогичные с учетом возраста и уровня развития учащихся. Главное - работа должна быть систематической и целенаправленной. Важно помнить, что любое задание на воображение способствует совершенствованию функций, с которыми оно взаимосвязано. Совместная работа детей, коллективная оценка результатов работы каждого способствует также и формированию таких качеств личности, как адекватные самооценка и уровень притязаний, умение работать вместе и радоваться не только своим успехам, но и достижениям товарищей и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы работы
Воображение детей с интеллектуальной недостаточностью изучено меньше, чем такие процессы, как восприятие, представления, память, речь, мышление, а ведь оно участвует во всех видах д...
«Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с учащимися»
Выступление на МО «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с учащимися»...
Формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими различные недостатки в развитии».
Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в н...
Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с учащимися
Авторитет учителя определяется его отношением к преподаваемой науке, увлеченностью, которая передается ученикам, служит важным стимулом возникновения у них познавательного интереса. Увлеченность, е...
Выступление на семинаре по дефектологии «Творческий подход педагога к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа...
Методы коррекционной работы с детьми ЗПР
Методы коррекционной работы с детьми ЗПР...
«Анималотерапия - как один из методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Сообщение на тему "Анималотерапия"....