Рабочая программа по Жизнетворчеству 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Разработана на основе ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zhiznetvorchestvo_4_klass.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РМмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Старочеркасская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
НА ЗАСЕДАНИИ МО
ПРОТОКОЛ № __ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ:______________
ОТ «_____»_________2014г. КРИВОШАПКИНА Н.Н
ПРИКАЗ №___от «___»________2014г. . .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВУ
на 2014-2015 учебный год
4 класс
составитель программы
Шмакова Ирина Юрьевна
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО
НА МЕТОДСОВЕТЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ПРОТОКОЛ № ___ СОВЕТЕ
ОТ «___»________2014г. ПРОТОКОЛ № ___
от «___»_________2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана на основе авторской программы Валентины Николаевны Коновальчук «Жизнетворчество» в соответствии с требованиями ФГОС (2009 г.) и призвана расширить и углубить социально-правовую практику младших школьников.
Специфика курса «Жизнетворчество» состоит в том, что в нём представлен целостный образ творческого становления личности как субъекта собственной жизни и созидания мира, его проектирование, преобразование и конструирование доступными младшему школьнику средствами. Основополагающим в построении содержания интегрированного курса «Жизнетворчество» выступает развивающий эффект вариативного развивающего образования, заключающийся в самоорганизации личностной системы, реализуемой в самоутверждении и самореализации, в раскрытии творческого потенциала в деятельности, имеющей креативную направленность.
Он представляет собой объединение в единое целое содержания различных образовательных областей начального обучения (литература, развитие речи, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, физическая культура, ОБЖ, экология).Дети постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с природой, социальной средой через усвоение определённого круга проблем теоретического и практического жизнетворчества.
В центре внимания в курсе «Жизнетворчество» выступает личность, не только познающая мир и культуру, но и личность, познающая себя, реализующая свои образовательные потребности и преобразующая окружающий мир.
Таким образом, формирование социально-правовой практики и проективной культуры младших школьников обеспечивается путём освоения ценностей здорового образа жизни, способов поведения и приёмов самоанализа и самопознания, выбора и проектирования личностью собственного пути развития, а также овладения учащимися проективным отношением к миру, собственной жизни, к сотрудничеству с другими людьми.
Цель изучения курса «Жизнетворчество» состоит: в формировании целостного образа творческой личности, становления её как субъекта собственной жизни; созидании личностью самой себя, своих отношений с другими людьми, мира; вариативное, оригинальное конструирование и реализации собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности.
Личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования, определённые в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования соотносятся с результатами изучения курса «Жизнетворчество».
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Смыслообразование формирование ценностных –ориентации и смыслов учебной деятельности:
- познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое отношение к учёбе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учётом достижений);
- мотивы познавательных достижений социального признания;
- мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическое оценивание:
- понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих;
- знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенциональных, персональных, моральных;
- развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность;
- установка здорового и безопасного образа жизни;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
- формы моральной самооценки.
Самопознание:
Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребёнка к школе, учению, семье, сверстникам, себе, социальному миру:
- Я-концепции;
- социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая);
- самооценка.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации):
- преодоление эгоцентрической позиции ребёнка (понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир);
- уважение иной точки зрения (учёт позиции собеседника, ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной);
- обоснование и доказательство собственного мнения (способность понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета).
Коммуникация как кооперация, сотрудничество:
- согласование усилий по достижению общей цели (умение высказывать и аргументировать своё предложение);
- ориентация на партнёра по деятельности (способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимный контроль и взаимная помощь по ходу выполнения задания);
- умение договариваться, находить общее решение (умение и убеждать, и уступать; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).
Коммуникация как условие интериоризации, средство передачи информации и становления рефлексии:
- слово как средство обобщения и становления индивидуального сознания (способность речевого отображения как описания, объяснения; распределение ролей, определение функции каждого члена группы, планирование деятельности в групповой работе);
- коммуникативная функция речи (различия в умении взаимодействовать со сверстниками; проектные задания, специальные тренинговые упражнения);
- сознание и рефлексивность мышления ребёнка (планирование, контроль, оценка в форме громкой социализированной речи; самостоятельные занятия);
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Общеучебные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
- информационный поиск;
- знаково-символические действия;
- структурирование знаний;
- произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
- смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
- рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
- виды знаково-символических действий (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические действия:
- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждения;
- выдвижение гипотез, их обоснование;
- доказательство.
Постановка и решение проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов; к определению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:
- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
- развитие личностных структур сознания – ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания, самопознания, саморазвития;
- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:
- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъективных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности и ответственности;
- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах;
- использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи со взрослыми.
Предметными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:
4-й год обучения:
- ценностные ориентации;
- понимание важности нравственных поступков;
- умение детей общаться, выполнять совместную деятельность;
- творческое мышление;
- ориентация на здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Структура курса.
Введение
- Введение в процесс проектной деятельности. Изучение средств и способов деятельности из истории творчества и литературного творчества для организации собственной жизнедеятельности.
Я творю себя
- Создание проекта собственной жизнедеятельности. Осознание необходимости знаний человека о себе. Проблема происхождения человека: религиозная, инопланетная, материалистическая. Образ человека. Способы мышления и духовный мир. Здоровый образ жизни. Условия успешной учебы.
Я творю отношения
- Создание проекта собственной жизнедеятельности. Отношение к предметам, событиям, другим людям, к себе. Предметность чувств. Радость, доброта, сочувствие, чувство юмора. Сочувствие, милосердие, сопереживание как черты русского национального характера.
Я творю окружающий мир
- Создание проекта собственной жизнедеятельности. Природа как источник творчества человека.
Я творю свою жизнь
- Материальные и духовные блага природы. Задачи и функции как члена общества в охране природы. Способы творчества. Творчество, полезное людям.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия.
- В.Н.Коновальчук, Е.В,Иванкова, И.И.Мачуха «Моё жизнетворчество» четвёртый год обучения. Учебник – тетрадь. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.
- В.Н.Коновальчук Программа курса «Жизнетворчество» 1-4 года обучения. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
- В.Н.Коновальчук Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
ТСО (средства ИКТ)
Цифровые образовательные ресурсы:
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...