Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
статья (1 класс) по теме
В данной статье рассматривается проблема определения готовности ребенка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности.
Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения. Этому могут способствовать игры и задания, которые можно выполнять с ребенком.
Игры и задачи на классификацию по различным признакам
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
1. Дается набор разноцветных картинок. Ребенок должен найти два предмета одного цвета. (Например, белая машина – белый котенок,…).
2. Игра «Что такого цвета?». Взрослый называет какой-нибудь цвет и просит ребенка назвать как можно больше предметов такого же цвета. (Например, красный – помидор, клубника; желтый – цыпленок, солнце, лимон…). Аналогично можно играть в игру «Что такой формы?».
3. Взрослый просит ребенка назвать как можно больше предметов одного цвета (формы), среди находящихся в данном помещении (на столе, среди картинок и т.д.).
4. Игра «Бывает – не бывает». Взрослый называет цвета (или формы) предметов, а ребенок должен сказать бывает такое или нет. (Например, рыжий кот (бывает); зеленый тигр (не бывает).
5. Даются картинки предметов одного цвета (например, синего) и одна не закрашенная картинка (например, мяч). Потом задается вопрос «Каким цветом нужно закрасить мячик, чтоб он походил по цвету на остальные картинки).
6. Задания на отрицание. Нарисуй не круг, нарисуй не квадрат, нарисуй треугольник не красного цвета.
7. Найди лишний.
Игры и задачи на отношения больше, меньше, равно
Кошка больше, чем котенок,
А котенок - чем мышонок.
Так пускай я маленький,
Но зато удаленький.
1. Игра «Покажем столько же».
Детям показывается различное число карандашей, а они показывают столько же счетных палочек (если палочек нет, то можно показывать на пальцах).
2. Дается картинка подсолнуха. Дети должны нарисовать столько же семечек, сколько у подсолнуха лепестков.
3. Игра «Прыгни столько же». Детям предлагается прыгнуть столько раз, сколько:
- хвостов у кота (1);
- лап у собаки (4);
- сколько раз я хлопну и т.д.
4. Игра «Кто большой?». Дети должны на слух решить, какое животное является «большим», а какое «маленьким». Например, слон (большой), мышь (маленькая). Можно обозначать выбор (например большие предметы) хлопком, можно поднимать карточки разных цветов.
5. Дается картинка яблони с яблоками и дерево без плодов. Нарисовать на второй яблоне столько яблок, сколько на первой (больше яблок, меньше яблок).
6. Игра «Закончи предложение». Взрослый читает предложение, а ребенок его заканчивает:
- У ежика 5 грибов, а у белочки 3, значит у ежика грибов…(больше);
- Мане 6 лет, а Мише 7 лет, значит Мане лет …(меньше) и т.д.
7. Небольшие задачки.
- У Маши два яблока, а у Саши столько же. Сколько яблок у Саши?
- У Зины 3 конфеты, а у Веры не столько же. Сколько конфет у Веры?
- Шел мальчик в школу, а навстречу ему еще один мальчик. Сколько мальчиков шло в школу ? (1)
- Бабушка связала всем своим внукам три шарфа. Сколько внуков у бабушки? (3)
- У Димы 8 тетрадей, а у Кати – 5. У кого больше тетрадей?
- В саду 3 яблони и 6 слив. Чего меньше в саду?
- Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 2 яблока, а брат – 1. У кого осталось больше? (У того, кто съел меньше, т.е. у брата).
В двух стаканах было по 8 орехов. Затем из одного стакана орехи высыпали на тарелку. Где орехов больше: во втором стакане или на тарелке? (Поровну).
Игры и задачи на обобщение и работу с множествами
Подарили мне игрушки:
Две машинки, танки, пушки,
Роту доблестных солдат
И блестящий автомат.
1. Возьмите существительные (кот, трава, рак, лес, дом, лев, собака, человек). Ребенок выбирает любое слово и, представляя этот предмет (можно глядя на картинку) как целое, делит его элементы. Сначала называет элементы вслух, а затем, по мере усвоения упражнения, мысленно перебирая элементы ставит палочки на бумаге. Например, кот – тело, лапы, когти, хвост, уши, глаза, шерсть и т.д. если элементы в этом предмете кончились, берите другое слово. Причем ребенок должен выполнять действия быстро (15-20) элементов в минуту.
2. Игра «Чудесный мешочек»: взрослый подбирает и складывает в мешочек картинки, кубики с различными группами однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины…). Вынимая по одному из мешочка, взрослый называет предмет и спрашивает, к какой группе он относится.
3. Игра «Поможем кукле»: В игре могут быть использованы предметы разного назначения, которые расположены на столе. Вы говорите: «Кукле Тане купили новую одежду. Поможем ей разобрать ее. Или собраться на прогулку». Ребенок выполняет поручение взрослого, выбирая только одежду (можно в соответствии со временем года). Затем предложите принести кукле мебель – для оборудования комнаты; игрушки, овощи и т.д.
4. Игра «Назови, что знаешь»: игра проводится с мячом. Взрослый бросает мяч и называет обобщающее слово, а ребенок ловит мяч и отвечает, называя 2-3 предмета. Можно игру построить и по-другому: называть ряд предметов, а ребенок говорит обобщающее слово. Например: кот, корова, собака, свинья – домашние животные, заяц, волк, лиса, лев – дикие животные и т.д.
5. Игра «Я знаю». Взрослый говорит вступительные слова, например: «Я знаю 5 деревьев:…». Ребенок должен перечислить деревья. Потом игру начинает ребенок и т.д.
6. Игра «Съедобное - несъедобное» (с мячом). Ребенок ловит мяч, если названный предмет съедобный, и не ловит, если несъедобный.
7. Игра «Четвертый лишний». Эту игру можно проводить с картинками или словесно. Взрослый называет предметы и объясняет: «Один предмет здесь лишний, найди его и назови». После того, как ребенок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались.
Игры и задачи на развитие внимания
Жил человек рассеянный
На улице Бассеяной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
С.Маршак
1. Взрослый просит ребенка назвать как можно больше предметов в комнате на букву «А», можно не предметы, а части, можно содержащие эту букву.
2. Игра «Повтори быстро». Взрослый договаривается с ребенком, чтобы повторял за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повтори». Далее идет диалог – «перестрелка»: повтори «стул». Ребенок говорит «стул». Повтори «дверь», скажи «улица», назови «яблоко» и т.д.
3. Закрась всех лягушек зеленым цветом, а львов оранжевым.
4. Помоги найти колобку его любимую букву «О». Обведи все найденные буквы в кружочек.
- Найди, чем отличаются эти снеговики.
- Найди отличный от остальных рисунок.
- Раскрась правильно (1-голубой, 2- желтый, 3-зеленый, 4-красный, 5-серый, 6-коричневый.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка. Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.Под психологической готовностью к школьн...
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Презентация является подспорьем психолгу при подготовке к родительскому собранию будущих первоклассников....
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Представлен материал выступления учителя на собрании родителей будущих первоклассников...
Проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе
Реферат по психологии "Проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе"...
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Что включает в себя психологическая готовность ребенка к обучению в школе....
«Психология дошкольного возраста» на тему: 1.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 2.Психологическая характеристика ребенка 5-7 лет.
Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ...
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
Консультация для родителей...