Особенности говорения. Урок риторики в 4 классе
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок построени с использованием современных технологий. Учитель учит работать с текстовой информацией, развивает коммуникативные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no5.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 5
Тема: Особенности говорения.
Цель: выявить особенности говорения.
Задачи: вспомнить словесные и несловесные средства общения;
развивать коммуникативные способности, мышление, навыки выразительного чтения; воспитывать культуру речи.
Оборудование: карточки, папка по чтению.
Тип урока: урок повторения.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Рефлексия «Моё настроение. »
-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
-Нарисуёте, на что похоже ваше настроение сейчас.
-Напишите рядом своё имя так, чтобы вам захотелось улыбнуться.
II.Воспроизведение и коррекция знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
- Приём «Кластер»
УЛЫБКА
- Какие мысли рождаются у вас при слове «Улыбка»?
- Используя нашу запись, расскажите об улыбке.
2. Проверка домашнего задания.
-Зачитайте ваши размышления на тему « Что скрывает улыбка».
(Учащиеся слушают сочинения – рассуждения одноклассников и анализируют тексты, опираясь на памятку «Анализ сочинений.»)
- Чье сочинение-рассуждение вам понравилось?
-Подводя итог этому этапу урока, выскажу такое пожелание:
« Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй
Добрым словом, добрым делом ,
И улыбкою своею утешай и помогай.»
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Откройте папку и найдите таблицу № 2.
- Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого про себя.
(Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти.)
- Прочитайте его вслух. (читают несколько учеников)
- Как понимаете эти слова?
- Согласны ли вы с мнением Л. Н. Толстого?
IV. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.
Постановка целей и задач урока.
- Одинаково ли прочитали ребята это высказывание?
- В чем вы увидели различие?
голос мимика
тон жест
темп громкость
(Дети называют и на доске появляются слова)
Приём «Тонкие и толстые вопросы».
- Какие вопросы у вас возникают по этому поводу? Сформулируйте их, а мы попробуем ответить.
- Что объединяет эти слова? ( Средства общения )
- О чём сегодня поведём речь? ( Особенности говорения)
V. Применение знаний и умений в новой системе.
- Рассмотрите рисунок- схему на странице 28 в учебнике.
-Попробуйте его расшифровать .
( При говорении используется не только слово, но и темп- говорим быстрее, медленнее; громкость -тише , громче; пауза бывает разной длины)
- Сколько несловесных средств устного общения обозначено на схеме?
- Какие из средств устного общения не имеют отношения к голосу, хотя связаны с ним.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
- Выполним задание № 36. Прочитайте.
-Какую задачу ставят перед вами?
( Серьёзно - весело( тон)
Громко – тихо
Медленно – быстрее
Добрый – злой
Грустно - радостно
Шептать – кричать
Сочувствие- злорадство)
- Нужны ли данные средства общения нам в речи?
-Какую роль они играют?
2.Практическая работа.
- Предлагаю доказать это на практике.
-А для этого выполним упражнение №38.
- Прочитайте.
- Какие строки будете читать тише , громче, быстрее, медленнее?
-Отмечайте карандашом: Т- тише Г- громче Б- быстрее М - медленнее
-Прочтите теперь.
-Сравните ваше чтение.
-Какое чтение даёт яркое представление о том, что случилось?
-Благодаря чему?
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Прочтите задание № 39 и выполните его самостоятельно.
-Проверим.
- Кому удалось выразительное чтение?
- Что для этого сделал ученик?
- Работа в группах. Подготовка к конкурсу чтецов.
– Сейчас объявляю конкурс чтецов. Для этого вы поработаете над стихотворениями, выполните предложенные вам задания. А затем выберете человека, который будет защищать честь вашей группы.
( 1ряд -№40; 2ряд -№41; 3ряд - №42.)
(После подготовки ребята читают выразительно стихотворения, используя все средства общения.)
- Чьё чтение вам понравилось. Проанализируйте работу групп.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Какую речь приятно слушать?
-Только ли при чтении художественных произведений нужно говорить выразительно, играя голосом, меняя тон , темп своей речи?
- Используя полученные сегодня знания о несловесных средствах общения, дайте оценку своей работе на уроке, но так, чтобы я поняла.
IX. Информация о домашнем задании.
- Вы будете работать с текстом по карточке.
- Задание :
1. Восстанови текст. Запиши.
2. Прочитай его выразительно, пользуясь всеми средствами общения.
- Подготовься прочитать тест выразительно.
Карточка.
Отважный пингвинёнок.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков риторики (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".
презентация к уроку риторики устная и письменная речь....
урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."
Эта презентация подготовлена к уроку по риторике по теме "Слушаем и стараемся понять"...
урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."
На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....
урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."
На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....
Урок риторики, 2 класс
Урок риторики по теме "Мимика и жесты"Цели. Познакомить детей с несловесными (не вербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать невербальные средства выразител...
Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________
Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...