Конспект факультативного занятия по риторике "Как построен текст".
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Данное занятие построено в соответствии с требованиями предъявляемые к занятиям риторикой в начальной школе авторской программой Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100»
Тема: «Как построен текст» 1 класс, 2-ая часть, с.42-43.
Цель: научить учащихся выделять начало, основную часть, конец текста.
Личностные результаты:
· осознавать роль речи в жизни людей;
· соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
· реализовывать простое высказывание на заданную тему;
· самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;
· учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
· делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты:
· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
· находить по абзацным отступам смысловые части текста;
· выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ritorike.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое задание по курсу
«Риторика как учебный предмет в начальной школе»
выполнила Фирсова Ольга Андреевна.
Конспект факультативного занятия по риторике.
Тема: «Как построен текст» 1 класс, 2-ая часть, с.42-43.
Цель: научить учащихся выделять начало, основную часть, конец текста.
Личностные результаты:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;
- учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.
Этап занятия | Ход занятия | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Здравствуйте, ребята. Рада вас всех сегодня видеть. Садитесь, пожалуйста. | Учащиеся приветствуют учителя и садятся на свои места. |
Речевая разминка | Начнем мы наше занятие сегодня с речевой разминки. Вспомните, для чего нам нужна речевая разминка? Совершенно верно, начнем с дыхания. Дыхание: «Математик». Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух – счет до 5; добрать воздух от 5 до 1. |
|
Следующие упражнения помогут нам разогреть наш речевой аппарат. Артикуляция: «Дудочка» С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). «Заборчик» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. |
| |
Чтение блоков: На доске надпись: Ха-Ха-Ха Да-Да-Да Прочитайте слоги сначала с ударением на первый слог, потом на второй слог, потом на третий слог. |
| |
А теперь потренируемся в произнесении чистоговорок: На доске надпись: Ча-ча-ча – вот так удача. Чу-чу-чу – кулича хочу. Чи-чи-чи – пеки куличи. Сначала я вам прочитаю так, как нужно, а потом мы все вместе хором попробуем очень чисто проговорить. |
| |
Объяснение нового | Прочитайте рассказ. Можно ли его назвать текстом? Почему? О ком этот текст? Что делала собака вначале? Кого увидела собака в речке? Почему собака бросила свой кусок мяса? Удалось ли собаке отнять чужое мясо? Почему? Что произошло со «своим» мясом? С чем осталась собака? Каждый текст состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. В данном тексте начало - это первое предложение: «Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо». Основная часть: «Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло». Концовка: «И осталась собака ни с чем». | Чтение текста вслух одним из учащихся. Текст о собачке. Собака шла через реку и несла в зубах мясо. Собака увидела в речке другую собаку с куском мяса. Потому что ей захотелось еще один кусок мяса. Нет. Потому что другого мяса «вовсе не было». «А свое волной унесло». И осталась собака ни с чем. |
Первичное закрепление | с.42 «Собери текст» (работа в парах) Текст из учебника напечатан на листочках и разрезан на три части. Задание: Попробуйте определить, какая часть является началом, какая основной частью, а какая концовкой, и соберите текст. Работать вам придется в парах, поэтому давайте вспомним правило работы в парах. Давайте проверим, что у вас получилось. Молодцы! А теперь в рабочих тетрадях раскрасьте начало – красным цветом, основную часть – желтым цветом, концовку – зеленым цветом. |
Работая в парах, учащиеся создают текст. После фронтальной проверки, учащиеся раскрашивают в рабочих тетрадях начало – красным цветом, основную часть – желтым цветом, концовку – зеленым цветом. |
Ортологичес-кая пятиминутка | Отгадайте, пожалуйста, загадку. Раньше был он сорняком, На доске появляется картинка с изображением щавеля и надпись Я щиплю щаве´ль. Мы щиплем щаве´ль. Ты щиплешь щаве´ль. Он щиплет щаве´ль. Они щиплют щаве´ль. Прочитайте. Как произнести правильно? Давайте расставим ударения. Прочитаем хором, правильно расставляя ударения. | Это щавель. Фронтальная работа учащихся по заданию. |
Самостоятельная работа | Что нового мы узнали сегодня? Молодцы! А теперь возвращаемся к нашим тетрадям. с.43 Работа с текстом «Про петушка и курочку». Задание: Прочитай текст. Найди в тексте «начало», «основную часть», «концовку». Сделай пометки зеленым карандашом между частями текста. Теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаши и проверьте работу своего товарища. Если работа выполнена верно, нарисуйте на полях улыбающееся солнышко. | Мы узнали, что каждый текст состоит из 3 частей: начала, основной части и концовки. Самостоятельная работа. Проверка в парах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость
материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...
Конспект к занятию Тема: "Слово. Предложение. Текст".
Тема: "Слово. Предложение. Текст"....
конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС
конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС...
Конспект внеклассного занятия-экскурсии «Храмы, построенные в честь князя Владимира»
Данное мероприятие нацеленно на обогощение словарного запаса воспитанников, знакомство с городами и с историей России....
План-конспект факультативного занятия "Тайны слова"
План-конспект факультативного занятия "Тайны слова" разработан в соответствии с возрастными особенностями для детей 1ого класса в условиях дистанционного обучения....
Конспект внеурочного занятия «Учимся пересказывать художественный текст подробно» (4 класс)
Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством подробного пересказа художественного текста.Планируемые результаты:Предметные результаты:знать понятие «подробный пересказ текста»...
Конспект внеурочного занятия «Учимся инсценировать художественный текст» (4 класс)
Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством инсценировки художественного текста.Планируемые результаты: Предметные результаты:расширить знания у обучающихся о инсценировке как о литерат...