Компетентностный подход в исследовательской деятельности обучающегося начальной школы. (Николаева Валентина Васильевна, учитель высшей категории МБОУ "СОШ №2 города Чебоксары)
статья по теме
“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто"
А. Сент-Дьердьи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в современных условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя так же должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых учебных компетенций? Вот вопросы, которые сегодня стоят перед учителем. Именно, поэтому ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является компетентностный подход, согласно которому под компетентностью понимают качество личности, проявляющейся в деятельности, основанной на знании и опыте.
Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно. Вот почему говорить о компетентности можно только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Формирование компетентности идет не только через изучение учебных предметов, но и через другие формы организации школьной деятельности. Такой деятельностью стала внеурочная деятельность учеников начальной школы МБОУ «СОШ №2»
В формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения.
Известный ученый А.И. Савенков предлагает методику организации исследовательской деятельности младших школьников, но в основном она направлена на работу с «одаренными» детьми. В моей работе рассматривается возможность организации учебно-исследовательской деятельности всех без исключения младших школьников с помощью исследовательского метода. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
В основе метода исследований лежит:
- развитие познавательных умений и навыков;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умения интегрировать знания из различных наук;
- умение критически мыслить.
Опишу мой опыт организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников:
Исследовательской деятельностью с детьми в начальной школе я занимаюсь четыре года, не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе. Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, ведь дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Большое значение в подобной деятельности школьников имеют программы и учебники, по которым занимается класс, технологии используемые учителем. В рамках образовательной системы «Школа 2100» тщательно разработана проблемно-диологическая технология. Умелое и последовательное применение учителем данной технологии позволит развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивать творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения.
Учебно-исследовательский процесс необходимо строить, следуя определенной методологии. Первым этапом в моей работе стало анкетирование учащихся. В результате анкетирования детей выявилось их понимание значения слова «исследование». Я установила исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определила 7 направлений: животные, растения, медицина, техника, история, искусство и психология. Основным принципом в исследовательской деятельности обучающихся начальных классов являются строки:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Проблематику исследовательских работ определила интересы детей, а дети данного возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по – своему все объясняют (то есть, выдвигают гипотезы). Это стало вторым этапом в работе над исследованием. Например, Максимов Егор " На стене кабинете моего отца на протяжении многих лет висел странный прибор. Заинтересовавшись указанным прибором, однажды, я спросил у папы, а что это такое? Сняв его со стены, он мне рассказал, что это - волосной гигрометр, достаточно старый вид приборов, которым измеряют влажность воздуха. Из-за его простоты использования в работе и надежности, нахождение рабочего материала-волоса всегда под рукой, волосной гигрометр до сих пор остается одним из рабочих приборов, используемых людьми при измерении влажности воздуха.
Заинтересовавшийся тем, как устроен и как работает этот прибор, какие, какого цвета, чьи волосы используются в приборе, я решил написать по этой теме исследовательскую работу". Исходя из выдвинутой гипотезы, тема становится интересной и актуальной для ребенка. Интересные гипотезы на счёт тревожности выдвинул Андреев Александр" У девочек факторов тревожности больше, чем у мальчиков. У «отличников» уровень тревожности ниже, чем у других"
Надя Бычкова, исследовав памятники, находящихся по Московскому проспекту, пришла к выводу - памятники в нашем городе нужны:
- 1. Чтобы люди не забывали свою историю (Мемориал в Парке победы, деревянная скульптура в парке 500-летия «Чебоксарцы едут в Москву»).
- 2. Чтобы любили Чувашию («Мать-покровительница», «Древо жизни»).
- 3. Чтобы люди помнили и гордились своими земляками: героями, учеными, писателями и другими знаменитыми людьми (памятники А.Г.Николаеву, К.В.Иванову, М.Сеспелю, И.Я. Яковлеву, С.Федорову, П.Е.Егорову, Н.Я.Бичурину).
- 4. Чтобы призывать людей к миру, добру, единению (Добрый Ангел мира, Композиция «Единение народов и культур», «Древо жизни»).
- 5. Чтобы повышать людям настроение («Скамьи примирения», памятник героям книги «Двенадцать стульев»).
Отдельным направлением стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в исследовательской деятельности детей. У Кати Орловой родители работают врачами. Так девочка выбрала исследовательскую работу по медицинской направленности на тему «Аллергия у детей младшего школьного возраста» В ходе своих исследований Катя сделала следующие выводы:
1. Примерно у половины (54,3%) опрошенных детей младших классов имеются аллергические реакции, чаще у девочек (18, что составляет 62,0%), чем у мальчиков (7, что составляет 41,4%). Среди детей, относящих себя к болеющим, хотя и редко, аллергическая реакция встречается чаще (8 детей, 50,0%), чем среди относящих себя к здоровым детям (10 детей, 33,3%).
2. У детей выявляется разный спектр значимых аллергенов. Причинно-значимыми аллергенами наиболее часто выступают аллергены пищевых продуктов (60,0%). Часто аллергическую реакцию связывают с укусами насекомых (7 учеников, 24,0%), с домашней пылью (5 учеников, 20,0%).
3. У большинства опрошенных родители не имеют аллергических заболеваний, у трёх человек родители страдают аллергией.
4. Преобладающим клиническим проявлением аллергических реакций у детей явились слезотечение, покраснение глаз – аллергический конъюнктивит (12 случаев, 48,0%). Частыми проявлениями аллергии являются покраснение кожи, сыпь, кожный зуд – аллергический дерматит (7 случаев, 28,0%), затрудненное свистящее дыхание – бронхиальная астма (6 случаев, 24,0%), опухший красный нос и выделения из носа – аллергический ринит (5 случаев, 20,0%).
5. Среди опрошенных учеников в предупреждении аллергических реакций больше всего акцентируют внимание на ограничении контакта с аллергенами. На использование лекарственных препаратов против аллергии указывают 7 детей (24%).
Третьим этапом стало проведение цикла занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни каждого человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательской работы. Организованная работа по направлениям, позволила на данном этапе обсудить значимые вопросы и каждому определить для себя план действий, поставить задачи. На этом этапе планирование учебно–исследовательской деятельности осуществлялось при помощи педагога. Отдельное время, а это четвертый этап выделяется для посещения библиотек и изучения литературных источников. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок начинает действовать самостоятельно, задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект и сделать сообщение по результатам исследования. Сегодня в своем арсенале дети с помощью взрослых активно используют Интернет. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети с удовольствием показывают свои наблюдения с помощью красочных рисунков, схем, диаграмм, дают образные сравнения, делают выводы, составляют рукописные книги, памятки, альбомы и журналы по своей теме, презентации к работе
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Информация получена в результате практического участия в опытах. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Пятый этап работы. В работу подключаются родители, учитель и совместно создают презентации своих работ.
Для этого требуется:
- дать определение основным понятиям;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все известные парадоксы;
- ранжировать свои идеи;
- предложить метафоры и сравнения;
- выработать метафоры и умозаключения;
- сделать выводы;
- указать пути дальнейшего изучения явления;
- продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Школьники оформили результаты работы исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, видеофрагментов, сочинений-сказок, фотоотчетов и другие форм.
Результат работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения слушателям.
Исследовательская деятельность с позиции компетентностного подхода способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток прочных знаний по выбранной теме порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Здесь помощь педагога необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжить исследование. Наша практика работы над исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Радость, интерес, творческий поиск, споры - вот составляющие исследовательской деятельности.
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность младших школьников - это путь развития индивидуальности ребёнка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (В. В. Николаева учитель высшей категории МБОУ «СОШ №2» г. Чебоксары)
К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь
В.А.Сухомлинский
В исследовательском поиске детская потребность обусловлена биологически - ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы изначально развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.
По моему мнению, приоритетным направлением системы обучения и воспитания, поэтому является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры.
Начиная с первого класса, в работе используются разные игры и занятия, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, что помогает осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Важный из этапов - это тренировочные занятия с классом, которые дают возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
Например, предлагаю задание - приготовить рассказ о собаке. Моя задача - подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Лучше и интереснее пойдёт работа, если этих методов больше. Определили последовательность работы - начинаем собирать материал. Нужно создать схему-рисунок, так как эти сведения тяжело удержать в голове или записать, потому, что у первоклассников нет пока навыков письма. Ребёнок изобретает различные значки, делает краткие записи. Это свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей.
Уже начиная со второго класса необходимо работать над формированием умений, задавать вопросы, видеть проблемы, выдвигать предположения. Ребёнок уже может давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента. Он сможет сделать выводы и умозаключения. Для этого можно предложить задание: «Посмотрите на мир глазами своего друга». Конечно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. В рамках этого задания выполняются следующие упражнения:
- продолжи неоконченное стихотворение;
- составь рассказ от имени кошки, от облака
- напишите изложение об одном дне вашей воображаемой жизни
- назови, как можно больше действие в предмета (например, самолёт - летает, приземляется, набирает и т. д.).
Самыми эффективными формами и методами, формирующими исследовательские навыки у детей младшего школьного возраста, являются беседы, опыты, наблюдения и экскурсии.
Некоторые проводимые исследования, опыты в дальнейшем являются практической частью учебного проекта или исследовательской работы.
В начальной школе своеобразие исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для учителя главное – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Родители, участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, имеют возможность сблизиться с детьми. Они делают открытия и для себя в различных областях знаний. Такая работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Дети вместе с родителями, выполняют несложные исследования по наблюдениям, фотографируют, помогают подбирать информацию для обоснования проектов и готовят защиту работы.
От природы наши дети любознательны. Я стараюсь направить моих учеников в нужное и полезное для них русло. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, ребята ведут себя по-разному: одни втягивают в свою работу родителей, другие с азартом и активно ищут информацию для своих исследований по энциклопедиям. Но иногда есть и такие, которых приходится брать в помощники. Только тогда ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Отсюда следует - исследовательская деятельность младшего школьника - это не просто один из методов обучения, а путь формирования жизнедеятельности ребёнка. Наличие у детей потребности узнавать новое – вот главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе. Исследовательская деятельность обучающего позволяет раскрыть его индивидуальные особенности. И это даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Так в 2014-2015 учебном году ученики 1-го класса, Никитина Елена с работой «Небо голубое», «Школьный мел»- Иванов Павел, Низова Анна -«Как найти свою снежинку» в школе и в ЧГУ во Всероссийском фестивале наук заняли призовые места.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям: 1. Осуществление коллективных и индивидуальных исследований, в процессе которых учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. Например, при проведении 1-го сентября классного часа о многонациональности России, учащиеся всё дружно ответили, что они чуваши, отсюда родилась тема исследования: «В какой национальной культуре мои корни?». Проблема: противоречие между потребностью и возможностью знать свою национальность и отсутствием знаний по данной теме. Цель: организовать поиск сведений по теме исследования. Задачи учащихся: найти информацию о своей национальности; выяснить, какие ещё национальности представлены в классном коллективе; найти наиболее интересные отличительные черты культуры своего народа; подготовить презентацию – защиту своего исследования. Методы исследования: опрос родителей и учащихся, поиск информации в различных источниках, наблюдение и т. д. 2. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, работа со словарями и другими источниками информации.
В 2015-2016 учебном году, учащиеся 2 Б класса Никитина Елена с темой ПРАЗДНИК ДЛИНОЮ В МЕСЯЦ ИЛИ АДВЕНТ - КАЛЕНДАРЬ" и Елисеенко Алеся с темой: «Водяные мельницы» заняли 1 место в Чувашском государственном университете на научно-практической конферении Регионального фестиваля «ЧГУ -2015» «Человек. Учёный. Гражданин» в секции «Первый шаг в науку»
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с методами исследований. Для этого на уроках, используя игры, путешествия, сказочный материал, учу выделять главное в теме исследования, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады. Учащиеся самостоятельно проводят опросы, анкетирования, интервьюирование необходимые для исследовательской работы. Учитель оказывает консультативную помощь по ходу исследования. Проблематику исследовательских работ определила интересы детей, а дети данного возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по – своему все объясняют (то есть, выдвигают гипотезы). Это стало вторым этапом в работе над исследованием. 2013- 2014 учебный год. Например, Максимов Егор в своей работе пишет: " На стене кабинете моего отца на протяжении многих лет висел странный прибор. Заинтересовавшись указанным прибором, однажды, я спросил у папы, а что это такое? Сняв его со стены, он мне рассказал, что это - волосной гигрометр, достаточно старый вид приборов, которым измеряют влажность воздуха. Из-за его простоты использования в работе и надежности, нахождение рабочего материала-волоса всегда под рукой, волосной гигрометр до сих пор остается одним из рабочих приборов, используемых людьми при измерении влажности воздуха.
Заинтересовавшийся тем, как устроен и как работает этот прибор, какие, какого цвета, чьи волосы используются в приборе, я решил написать по этой теме исследовательскую работу". Исходя из выдвинутой гипотезы, тема становится интересной и актуальной для ребенка. Интересные гипотезы на счёт тревожности выдвинул Андреев Александр" У девочек факторов тревожности больше, чем у мальчиков. У «отличников» уровень тревожности ниже, чем у других"
Надя Бычкова, исследовав памятники, находящихся по Московскому проспекту, пришла к выводу - памятники в нашем городе нужны:
1. Чтобы люди не забывали свою историю (Мемориал в Парке победы, деревянная скульптура в парке 500-летия «Чебоксарцы едут в Москву»).
2. Чтобы любили Чувашию («Мать-покровительница», «Древо жизни»).
3. Чтобы люди помнили и гордились своими земляками: героями, учеными, писателями и другими знаменитыми людьми (памятники А.Г.Николаеву, К.В.Иванову, М.Сеспелю, И.Я. Яковлеву, С.Федорову, П.Е.Егорову, Н.Я.Бичурину).
4. Чтобы призывать людей к миру, добру, единению (Добрый Ангел мира, Композиция «Единение народов и культур», «Древо жизни»).
5. Чтобы повышать людям настроение («Скамьи примирения», памятник героям книги «Двенадцать стульев»).
В 4 классе обучающиеся уже добиваются высоких результатов. Так, в районной 12 научно-практическая конференции «Открытие юных 2014» заняли 2 место – Христофорова Дарья («Живопись в моей жизни»)
3 место – Максимов Егор (Мисс «Влажность»)
В городской научно-практической конференции младших школьников "Я – исследователь" Максимов Егор с работой «Мисс «Влажность» занял 3 место
В Республиканской научно-практическая конференция младших школьников "Я – исследователь" в 2014 году Максимов Егор занял 3 место.
В приобщении детей к исследовательской деятельности, конечно же, важен не результат, а процесс. Главное цель учителя заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен.
Вывод: исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Из стен школы выводит процесс обучения и воспитания в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература
- Белых, С, Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых / Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - с.68-74..
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. Педагогика. Психология. Управление., М., 2003.
- Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Начальная школа + до и после. – 2007. №9.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8.
- Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 314 с.
- Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М. : Просвещение, 2011. С.6
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы посредством изобразительного искусства
Исследовательская деятельность на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности способствует общему развитию обучающихся, развитию их творческих способностей, приобретению ребёнком новых знаний ...
Компетентностный подход по формированию ууд обучающихся начальной школы.
Компетентностный подход по формированию УУД обучающихся еачальной школы....
Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы он...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Исследовательская деятельность в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района» Деменковой Юлии Леонтьевны.
Доклад из опыта работы...
Формирование основ научно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы
Помощь учителю в организации проектной деятельности в начальной школе...
Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).
Развитие исследовательского поведения учащихся начальной школы на уроках русского языка....