Улыбнись улыбкою своей. Урок риторики в 4 классе
план-конспект урока (4 класс) по теме
Тема: Улыбнись улыбкою своей. Улыбка- несловесное средство общения.Тип урока: комбинированный урок. Разработаны упражнения , направленные на развитие речи. Урок содержит материал, обучающий детей написанию сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 3
Тема: Улыбнись улыбкою своей. Улыбка- несловесное средство общения.
Цель: познакомить с улыбкой как этикетным средством, с её значением;
Задачи: дать понятия “улыбка, ухмылка, усмешка”; познакомить с разновидностью улыбок; развивать коммуникативные способности, мышление, наблюдательность, тренировать умение чувствовать настроение окружающих, побуждать проявлять свои положительные эмоции;
воспитывать речевую культуру, укреплять чувство уважения к другим людям.
Оборудование: индивидуальные карты, запись песни, репродукции картин.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Как называется раздел, в котором работаем ? («Общение»)
- Что такое общение ?
1. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте ваше сочинение на тему «Снова в школу».
- Выскажите свое мнение. (Памятка «Анализ сочинения.»)
-Заметили ли вы какие –либо изменения в вашем общении с друзьями, одноклассниками?
- Как это проявлялось?
- Дайте совет вашим одноклассникам – тем , у кого общение не удаётся ещё.
- Чему будет посвящен наш урок?
- Какие задачи поставите перед собой?
- Актуализация знаний.
- Как думаете ,что ещё важно при общении?
-Послушайте песню ,она вам подскажет.
( грамзапись песни « Улыбка .»)
-Как понимаете слова « Поделись улыбкою своей, и она к тебе ещё не раз вернётся?»
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Разыгрывание сценки
-Ребята подготовим для вас сценку. Посмотрите.
Риторик (улыбаясь): Привет, ребята! Будем кататься?
Оля (улыбаясь): Привет!
Коля (хмуро): Привет! Как дела?
Риторик: Все хорошо! Так хочется покататься! А ты что-то невеселый сегодня. Что случилось?
Коля: Ничего не случилось. А почему ты спрашиваешь?
Риторик: Да потому что ты хмурый. Ни разу не улыбнулся.
Коля: Потому что я скоро должен уходить, а хочется покататься подольше.
Риторик: По-моему, все равно ты можешь улыбаться: впереди ролики, солнце светит, друзья с тобой.
Оля: Риторик прав. Помнишь, в песенке поется: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!» Я, например, стараюсь улыбаться почаще, когда встречаю знакомых и даже незнакомых, когда здороваюсь с ними и когда извиняюсь, и говорю спасибо, и даже когда спорю.
Коля: Я тоже стараюсь улыбаться — но чаще улыбаюсь, когда слышу чей-то смешной рассказ, например, анекдот, читаю веселые рассказы, смотрю веселые мультфильмы. Ну а когда мне весело, то и другим делается веселее.
Риторик: Ну вот, Коля, ты и улыбнулся. Правда, что улыбка, если ты улыбаешься, «не раз еще к тебе вернется».
- Как объяснила Оля слова песни « Улыбка»
- Какова главная мысль сценки?
V. Первичная проверка понимания.
- Сегодня наш урок посвящаем улыбке как этикетному средству общения.
-Итогом нашей работы будет сочинение на тему « Что скрывает улыбка.»
-С чего бы вы начали рассматривать тему урока ? (Что такое улыбка. )
(Примечание: всю информацию дети записывают в индивидуальную карточку, опираясь на которую затем будут писать сочинение.)
- Что такое улыбка?
Приём « корзина идей»
КОРЗИНА ИДЕЙ
- Найдите ответ на вопрос в учебнике на с. 25
- Зачитайте.
- Какие слова вы бы выделите? ( выражает приветствие, удовольствие, чувства)
- С чем нельзя путать улыбку? ( усмешка, ухмылка)
-Поработаем со словарем Ожегова.
- Зачитайте определение слов: улыбка, усмешка, ухмылка.
- Что хотели бы увидеть у окружающих людей на лице: усмешку или улыбку ?
- Какая бывает улыбка? Выберите и подчеркните в карточке.
( Добрая, весёлая, кривая, загадочная, внимательная , задумчивая, приветливая, едва заметная, очаровательная , нежная, искусственная, милая, дьявольская, игривая, мимолетная, дерзкая, кокетливая ,смущенная, сдержанная, белоснежная, притягивающая , дружеская, ласковая приветливая ,хитрая, ослепительная, сияющая. )
VI. Первичное закрепление.
- Рассмотрим репродукции картин известных художников, на которых изображены женщины. (С.17 № 20)
-Опишите улыбки женщин, опираясь на слова в карточке.
(1. Весёлая , приветливая, очаровательная , добрая ,белоснежная.
2. Едва заметная, загадочная, задумчивая, нежная , сдержанная.)
- О чём говорит улыбка на лице ?
- А согласны ли вы с тем ,что улыбка подчёркивает красоту лица ?
2. Работа в парах.
- Прочитайте задание на с. 17 № 19
- Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство».
- Какая часть текста произвела на вас особое впечатление?
-На какие строки вы обратили внимание?
- Сделайте вывод.
- О чем говорит улыбка?
Физминутка
(Под песню «Улыбка» девочки исполняют вместе с классом танцевальные движения)
3. Работа с текстом.
- Прочитайте отрывки из романа Л. Толстого «Война и мир» (с. 16 № 18).
- Найдите словосочетания со словом «улыбка».
- О чем говорит улыбка?
- Как она характеризует героев?
VII. Рефлексия. Итог урока.
–Что приятнее всего будет увидеть на лице человека: усмешку, улыбку, ухмылку?
– Каким может сделать лицо улыбка?
-Что выражает улыбка?
- Какая у вас улыбка ?
- У вас на партах лежат улыбки. Раскрасьте их тем цветом, какое у вас сейчас настроение?
- Поднимите, покажите и поделитесь своим хорошим настроением.
VII. Информация о домашнем задании.
-Составьте сложный план к вашему будущему сочинению « Что скрывает улыбка.»
Приложение.
Индивидуальная карта ученика.
Улыбка-
это…………………..
Она выражает…………………..
Улыбка бывает добрая, весёлая, кривая, загадочная, внимательная , задумчивая, приветливая, едва заметная, очаровательная , нежная, искусственная, милая, дьявольская, игривая, мимолетная, дерзкая, кокетливая ,смущенная, сдержанная, белоснежная, притягивающая , дружеская, ласковая приветливая ,хитрая, ослепительная, сияющая.
Она помогает………………………
Улыбка необходима……………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков риторики (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".
презентация к уроку риторики устная и письменная речь....
урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."
Эта презентация подготовлена к уроку по риторике по теме "Слушаем и стараемся понять"...
урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."
На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....
урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."
На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....
Урок риторики, 2 класс
Урок риторики по теме "Мимика и жесты"Цели. Познакомить детей с несловесными (не вербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать невербальные средства выразител...
Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________
Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...