Проверь себя. Общение устное и письменное. Урок риторики в 4 классе
план-конспект урока (4 класс) по теме
Проверь себя. Общение устное и письменное. Тип урока: актуализация знаний и умений. В урок включены упражнения, направленные на развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki_no1.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова Юлия Леонидовна
Урок № 1.
Тема: Проверь себя. Общение устное и письменное.
Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о чтении и письменной речи как видах речевой деятельности.
Задачи: вспомнить изученное о речевой ситуации, о её компонентах: кому, кто, что, зачем говорит;
развивать коммуникативные способности, воображение;
воспитывать культуру речи.
Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы по чтению, картина И. Репина, портрет К. Паустовского.
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Ход урока.
- Организационный этап.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
- Воспроизведение и коррекция знаний , умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Речевая разминка.
- Откройте таблицу №2. Прочитайте её название. («Страница мудрости»)
- Почему она так названа?
- Прочитайте задание.
- Прочитайте высказывание К. Паустовского. ( Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь.)
- Как понимаете слова К. Паустовского?
- Я вам желаю полюбить всей душой русский язык – богатый, могучий, непобедимый и не превращаться в дикаря.
- Прошло лето, но оставило в нашей памяти неизгладимый след.
- Давайте вспомним о прекрасных летних деньках.
- Мне ,например, очень повезло. Я отдыхала на море. Там я видела…..
- Кто расскажет о своих воспоминаниях?
- Дайте оценку рассказу своих одноклассников.
- Я согласна с тем , что в рассказах ребят были речевые ошибки, поэтому поработаем над развитием речи.
- Я предлагаю поработать с таблицами и индивидуальными картами..
Карточка №1.
- Употреби слова в правильном значении.
Головной/главный (вагон, начальник).
Различные/отличные (мнения, результаты).
Костный/костистый (карп, мозг).
- Подбери слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.
Солнечный…, яркое…., жаркий…., купаться…., загорать…., отличное…, весёлые…., собирать…., собираться…., плавать…. .
А) Используя словосочетания, составьте распространенное предложение.
Б) Используя словосочетания, составьте нераспространенное предложение.
3. Подбери к словам синонимы.
Беззаботный-…, блестеть-…, блестящий-…, вежливый-…, весёлый-…, вкусный-…, голубой-…., гостеприимный-… .
Слова для справок: радушный, лазурный, лакомый, ликующий, обходительный, лучистый, искриться, беспечный.
3.Подбери к словам антонимы.
Блестеть-.., весёлый-.., ветреный-…, восход-…, глубокий-…, город-…, греть-…, горячий-… .
Слова для справок: мерцать, скучный, безветренный, т закат, мелкий, село, охлаждать, холодный.
- Что объединяет слова в карточке? ( на тему «Лето»)
2. Работа в группах.
- Используя материал в карточке, составьте рассказ на тему « Летние каникулы».
- Оцените работу групп.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какие качества человека начинаются на эти буквы?
К А Р И Т О Р И
- Какими качествами обладаете вы?
- Эти качества вам обязательно пригодятся в вашей работе.
- Соберите из данных букв слово. (риторика)
- Что вы помните об уроках риторики ? Что запомнилось?
-Какие задачи поставите перед собой на урок?
2. Знакомство с учебником.
- Положите перед собой учебник .
- Рассмотрите его.
- О чем узнаем с вами в 4 классе?
- В каком разделе встретились известные сведения вам?
IV. Актуализация знаний.
- Как называется первый раздел? (Общение.)
- Что такое общение? Обратимся к толковому словарю. (Общение – установление и развитие контактов между людьми.)
- Можно ли сказать, что мы с вами общаемся?
- Какое у нас общение?
- Откройте учебник на странице 6 №1 . Рассмотрите рисунки-символы. Расскажите, что они означают. ( 1) говорение, 2) слушание, 3) чтение, 4) письмо )
Физминутка.
- Я буду зачитывать вам пословицы и поговорки ,а вы будете хлопать или топать.
- Если в пословице говориться о письменной речи или чтении – вы хлопаете, а если – о говорении и слушании – вы топаете.
1. Хорошо, кто хорошо говорит, еще лучше, кто хорошо слушает.
2. Поменьше говори, побольше услышишь.
3. Хорошая речь слаще мёда.
4. Пишут не пером, а умом.
5. Кто много читает, тот много знает.
6. Написанное не пропадает.
7. Газеты читаю, потому всё знаю.
8. Книга- твой друг, без неё как без рук.
V. Применение знаний и умений в новой системе.
Работа в парах.
- Поработайте в парах и выполните задание № 3 на странице 8.
- Соберитесь в группы и обсудите символы, которые вы создали.
- Что по вашему мнению является главным при общении?
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Работа над картиной И.Е. Репина «Письмо турецкому султану».
- Рассмотрите картину И.Е. Репина «Письмо турецкому султану».
- Что вы видите на переднем плане?
- Какими вы видите запорожцев?
- Опишите писаря.
- Послушайте историю создания этой картины. (Рассказывает подготовленный ученик)
- Какие виды речевой деятельности нашли отражение в этой картине?
-Трудно или легко писать писарю коллективное письмо? Почему?
VII . Итог урока. Рефлексия.
- Чему был посвящен наш урок?
- Что нового вы узнали? Где могут пригодиться вам новые знания?
- Какими видами речевой деятельности вы владеете?
- Поднимите карточки ( У или П ) ,какой речью вы владеете хорошо.
- Что нужно всегда помнить при общении ? (быть вежливым собеседником)
VIII. Домашнее задание.
- Пользуясь тем видом речевой деятельности, которым хорошо владеете, напишите сочинение или составьте рассказ на тему «Поездка к морю » по плану.
1. Вступление: почему приятно побывать на море. («О море! Ты зовёшь к себе.»)
2. Дорога к морю. («Но путь к морскому берегу далёк»)
3. Вот оно, море! (Первые впечатления.) («Морская даль открылась предо мной»)
4. Каким бывает море. (описание моря в тихую и штормовую погоду) .(«То тихая рябь, то волненье, то шторм.»)
5. На пляже. («Как хорошо здесь время проводить.»)
6. Прогулки (впечатление от морского побережья, приморская растительность). («Здесь по-другому всё, и всё так интересно.»)
7. Возвращение домой («В обратный путь пора, до встречи, море.»)
8. Заключение: понравилась ли поездка и почему («Вернувшись, вспоминаем всё, что было.»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".
презентация к уроку риторики устная и письменная речь....
Конспект урока по математике Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения.»Школа России 4 класс
Цели деятельности учителя: Проверить уровень освоения программного материалаПланируемые результаты:предметные: Понимает конкретный смысла действий деления, знает взаимосвязи между компонентами действи...
Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________
Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...
Конспект урока "Устные и письменные приемы вычислений" 4 класс УМК "ШКола России"
Устные и письменные приемы вычислений...
Презентация. «Жизнь города и села» Проверим себя и оценим свои достижения. Окружающий мир 2 класс
Материал предназначен для учителей начальных классов...
Технологическая карта урока Математики «Устные и письменные приёмы вычисления» (4 класс, УМК Школа России)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формировать умения навыков использовать письменные и устные приёмы вычисления. Задачи урока Дидактические:1) Познакомить ...