разработка и фиксация планируемых результатов
методическая разработка по теме
В данной работе представлен опыт оценивания планируемых результатов согласно требованиям ФГОС. Работа опубликована в сборнике 2014года. "Педагогический опыт.Инновации. Мастерство". Ссылка сборника прилагается.
http://http://uo-kansk.ru/UserFiles/soveshaniy_seminari/sborniki_rabot/sbornik_rabot_2014.pdf .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ж.А.Москова, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Абанская ООШ№1
«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников»
М.Барбер
Разработка и фиксация планируемых результатов
Главная цель современной школы не только научить ученика учиться, но и уметь контролировать свои действия, т. е оценивать себя в различных ситуациях.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания.
Я считаю, что улучшение обучения зависит от активного включения учеников в процесс своего собственного учения, от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников.
С введением ФГОС одним из важных вопросов образования остаётся разработка и фиксация планируемых результатов. Как отследить и чем измерить результат?
Основная моя задача: развивать у ученика умения самостоятельно оценивать свои действия, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки; так же мотивировать его на успех, избавиться от страха перед оцениванием.
На начальном этапе результаты измеряли вместе с детьми, отмечали цветом,
шкалой, плюсом, минусом.
Каждый этап своего урока заканчиваю самооценкой каждого уч-ся, где он фиксирует на листе, насколько он усвоил конкретное умение. Сам урок заканчиваю рефлексией, в результате чего, глядя на лист достижений, ребята оговаривают то, что ими усвоено и в чём они испытывают затруднения.
Лист достижений учащихся.
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | |
Определяю цели-результаты | Формулирую правило, что такое суффикс | Формулирую правило проверки суффиксов –ик -ек | Применяю правило | Составляю модель, алгоритм к правилу | Анализирую свою работу | |
№1 | ||||||
№2 |
Со 2 класса стала разрабатывать предметные листы по темам, где фиксирую детское оценивание и своё.
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | ||||||
Определяю предложения по цели высказывания | Определяю интонацию предложения | Определяю границы предложений | Знаю правила написания предложения | Применяю правила при написании предложений | ||||||
сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | |
Лиза | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - |
Роман | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + |
Глядя в эту таблицу, видно насколько объективно оценивали себя ребята, и с кем по какому умению надо провести ИГЗ.
Чтобы работа была более плодотворной, класс поделила на группы:
- с трудом усваивают новый материал
- хорошо усваивают, но бывают затруднения
- быстро усваивают новое
Ребята, которые быстро усваивают программный материал, работают над продуктивными, олимпиадными заданиями. Проблема - мало заданий продуктивного характера в учебной литературе по программе «Школа России». Приходится тратить много времени на составление таких заданий.
Со следующей группой ребят идёт объяснение материала необходимого уровня с включением заданий программного уровня.
Слабо усваивавшие дети - неоднократное объяснение и отработка материала на заданиях необходимого уровня. (На 3)
Веду дополнительный журнал для фиксации работы с детьми программного материала. В этот журнал прописываю все умения, которые проверялись в проверочной или контрольной работе. И за каждое выставляю отметку, а затем вывожу средний балл.
С 3 класса ввела алгоритм самооценки (технология оценивания образовательных достижений Д.Д. Данилов)
Первое время это было 4 шага, затем 5-8 шаг.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1_й шаг. Что нужно было сделать в этом задании?
2_й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3_й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой.
4_й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей! То помощью.
5_й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания
6_й шаг. Каков был уровень задачи! задания?
(Необходимый уровень.)
(Программный уровень.)
7_й шаг. Определи уровень успешности.
8_й шаг. Определи отметку, которую ты себе поставишь.
Когда ввела алгоритм, в первую очередь просила оценивать себя наиболее подготовленных учеников, глядя на алгоритм, пошагово. Очень хорошо, когда ребята не боятся говорить о том, что у них не получается, где они испытывают затруднения.
Хочу обратить внимание, что за задание новой темы, если выполнено всё – отметка 5. На следующий день за это же самое задание – отметка 4. За задание новой темы отметку выставляю с разрешения ученика.
В результате этой работы ученик учится оценивать свои действия адекватно. И чётко понимает, почему получил четыре, а не пять.
Оценивание помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.
Таблица требований
Тест по теме: «Состав слова»
Выбор правильного утверждения о корне | Нахождение группы родственных слов | Определение в словах корня и окончания | Выбор правильных утверждений о составе слова | Разбор слов по составу | Итого | |
А. Лена | 2(5) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
А. Галя | 2 | 5 | 2 | 2 | 2(5) | 3 |
Б. Лиза | 2(5) | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 |
В. Дмитрий | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Г. Вилена | 2 (5) | 5 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Г. Алина | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
И. Анна | 2(5) | 5 | 4 | 4 | 2 (5) | 5 |
К. Анна | 2(5) | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
К. Денис | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Л. Антон | 2(5) | 2 (5) | 3 | 4 | 4 | 4 |
Н. Яна | 5 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
С. Карина | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Т. Карина | 5 | 2 (5) | 3 | 3 | 5 | 4 |
(В скобках указана отметка после пересдачи умения)
Проведя к/работу, за каждую задачу в графу умения, которое проверяла, выставляю отметку, затем вывожу средний балл. Ученик не может отказаться от этой отметки, но имеет право пересдачи в течение 1-2 дней. Оцениваю по следующей шкале:
необходимый уровень – решение типовой задачи;
программный уровень – решение нестандартной задачи (где нужно применить новые знания, либо старые знания, но в новой ситуации).
Такая форма работы даёт ребёнку шанс на исправление пробелов и не влияет на отметку. У ребят появился интерес к занятиям, позитивное отношение друг к другу, желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка достижений планируемых результатов. ФГОС.
Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение "обязательного минимума содержания образовани...

Планируемые результаты освоения учебной программы. Соотнесение требований к результатам согласно УМК и планируемых результатов. Структура рабочей программы по ФГОС. Воронина Н.И., учитель МБОУ СОШ №3 г. Шебекино Белгородской обл.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего об...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.
Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...
Планируемые результаты по ФГОС. Методическая разработка урока музыки в 3 классе по теме "Песни о Великой Отечественной войне" к 70-летию Великой Победы, 2015г.
Методическая разработка включает пояснительную записку, технологическую карту урока музыки....

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: три основные группы результатов
Презентация: методическая памятка( Методические рекомендации школьника по учебному проектированию, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)...

Планирование результатов обучения. Формирование личностных планируемых результатов при составлении поурочного плана.
Как организовать процесс достижения планируемых результатов? Какие педагогические технологии выступают наиболее эффективными средствами достижения планируемых результатов?...

«Разработка системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Оценка достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе.Раздел по физической, теоретической и технической подготовке....