Программы оценки качества школьного образования в РФ.
статья на тему
Целью программы является повышение качество образования и улучшение результатов обучения. Лозунг этой программы – «Когда дети учатся, нации процветают». В рамках программы осуществляются инициативы, направленные на повышение качества образования: формирование корпуса экспертов международного уровня для оценки качества образования, создание адекватной образовательной политики на основе принятия управленческих решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stishukova_statya.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программы оценки качества школьного образования в РФ.
С октября 2008 г. Россия вошла в число стран, которые объединяются в сфере образования, приняв программу «Russia Education Aid for Development» [[1]] (READ, «Содействие образованию в целях развития»). Правительство РФ и Международный банк реконструкции и развития приняли программу для стран с низким доходом. Целью этой программы было повысить качество образования и улучшить результаты обучения. Лозунг этой программы – «Когда дети учатся, нации процветают». В рамках программы осуществляются инициативы, направленные на повышение качества образования: формирование корпуса экспертов международного уровня для оценки качества образования, создание адекватной образовательной политики на основе принятия управленческих решений. Московская высшая школа социальных и образовательных наук осуществляет подготовку специалистов по программе «Менеджмент в сфере образования» со специализацией «Оценка качества образовательных систем». В рамках «Russia Education Aid for Development» в России ввели международные программы оценки качества образования.
TIMSS создана для измерения образовательных достижений школьников 4-х и 8-х классов в целях улучшения преподавания математики и естественных наук. Это исследование проводится четырехлетними циклами с 1995 г. Исследование было проведено в 2011 г. [[2]] и в перспективе будет проведено 2015 г. TIMSS организует международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievement). Это независимая международная организация, работает с 1959 г. представляет собой сообщество научно-исследовательских центров: Служба тестирования в области образования США, Канадский центр статистики, Секретариат международной ассоциации по оценке образовательных достижений Нидерландов, Центр обработки данных Международной ассоциации по оценке образовательных достижений Германии и др. В России за данное исследование отвечает Центр оценки качества образования Института содержания общего образования Российской академии образования, Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. TIMSS направлен на выявление динамики образовательных результатов на конец начальной школы и на конец средней школы. TIMSS – самое масштабное исследование по количеству стран и по количеству учеников. TIMSS – самое долгосрочное исследование. TIMSS является пятым исследованием рейтинге в рамках программы IEA. Разработчики сохраняют принципы исследования учебных достижений на протяжении десятилетий. Страны могут посмотреть динамику учебных достижений за долгий период времени. Результаты исследований опубликованы в энциклопедии «Образовательная политика и учебная программа в области математики и науки». Результаты помогают понять различия в преподавании математики и естественных наук в разных странах. Особое внимание уделено выходным результатам школьников 8-х классов. TIMSS связана с содержанием предмета и изучаемыми темами, исходя из этого, можно выявить степень соответствия содержания учебного предмета каждой из стран-участниц. Тестовые задания представляют собой вопросы по математике и по естествознанию. Задания делятся на задания с выбором ответа и на задания со свободным ответом, удельный вес заданий со свободным ответом повысился – это отражает тенденцию в составлении тестов, где отдается предпочтение свободному ответу. Российские школьники хуже всего справляются с заданиями по теории вероятности, которая более полно отражена в школьной программе США и Канады. Не смотря на это, российские школьники показывают результаты, значительно превосходящие средние международные показатели.
Международное исследование PIRLS [[3]] (Progress in International Reading Literacy Study) направлено на изучение качества чтения и понимания текста. Проводится международной ассоциацией по оценке учебных достижений. Эта ассоциация входит в международную организацию, которая проводит TIMSS. Первое исследование PIRLS было проведено в 2001 г., второе в 2006 г, третье в 2011 г. Целью этого исследования была проверка результатов грамотности чтения учащихся 4-х классов. PIRLS опирается на национальные исследовательские центры. Исследование оценивает такие вторичные факторы как домашние виды деятельности, читательские привычки и отношение к чтению, школьные программы и организация обучения, учительская квалификация и методы обучения.
Международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA [[4]] (Programme for International Student Assessment) проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). PISA создана для измерения ключевых компетентностей школьников пятнадцати лет и определения нужности знаний для последующей жизни. PISA проводится раз в три года, первое исследование проведено в 2000 г. Предметные области PISA – чтение, математика, естественные науки. С 2003 г. введено ещё одно направление тестирования – способность решать различные проблемы. Задания включают в себя отдельный текст и вопросы к нему. Более половины вопросов предполагают свободный ответ, вопросы с готовыми вариантами составляют 30%, вопросы с творческими ответами – 12 %. В международном мониторинге превалируют задания по математике: 54 задания по математике (всего 85 вопросов), 8 заданий по чтению (всего 28 вопросов), 13 заданий по естествознанию (всего 35 вопросов) и 10 заданий по решению проблем (всего 19 вопросов). Международный консорциум состоит из Нидерландского национального института педагогических измерений, Службы педагогического тестирования США, Национального института исследований в области образования Японии и др. Руководит работой международного консорциума Австралийский совет педагогических исследований (Australian Council for Education Research). PISA оценивает общеучебные достижения учащихся 15-и летнего возраста. Основная цель мониторинга PISA: оценка useful knowledge, полученных в школе. Также оцениваются вторичные факторы: семьи учащихся, дополнительная информация о самих учащихся, характеристика системы образования. У программы PISA есть критики, которые считают исследование некорректным, т.к. оно основано не на школьной программе, а на возможности детей решать нестандартные задачи и владение детьми нерутинной когнитивной группой навыков. Исследование PISA показало, что
российские школьники не могут применить научные знания на практике.
С 1995 г. РФ является регулярным участником перечисленных международных исследований. РФ не имела системы национального оценивания, и международные исследования заняли эту нишу.
Программа оценки уровня математической подготовки школьника «Кенгуру» также международное исследование, которое вышло из национального оценивания математических навыков школьников Австралии. В 1991 г. исследование было проведено во Франции, а в России оно проводится с 1994 г. по инициативе Санкт-Петербургского Математического общества. Начиная с 1995 г., проведением конкурса руководит Российский оргкомитет, созданный в Санкт-Петербурге при Институте продуктивного обучения Российской академии образования. Деятельность оргкомитета поддерживается Санкт-Петербургским Математическим обществом и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена. Непосредственную организационную работу взял на себя Центр технологии тестирования «Кенгуру плюс» [[5]]. На начальном этапе исследование представляло собой конкурс, который оценивал учебные умения по математике учеников 2-10 классов, содержал 3 раздела, один из которых был представлен нестандартными задачами. С 2003 г. осуществляется мониторинг выходных знаний выпускных классов школ. С 2008 г. конкурс перерос в мониторинг математической подготовки выпускников начальных классов. С 2006 г. осуществляется мониторинг выходных знаний учеников средней школы. Также осуществляется входной контроль знаний в 5 и 7 классах.
В мониторинг включены задания по алгебре и анализу, по геометрии. В мониторинге наблюдается большой удельный вес заданий, которые проверяют навыки логических рассуждений.
На современном этапе «Кенгуру» не только конкурс-аналог олимпиады для всех учащихся, но и масштабный проект оценки математических знаний и умений.
С 2000 г. ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» [[6]]. Конкурс курирует Институт лингвистики РГГУ, г. Москва. Задания представляют собой вопросы с выбором ответа, заданий со свободным ответом нет. Конкурс пока не является программой по оценке лингвистических знаний учащихся, но организаторами ведется статистика правильных ответов, что является первой ступенью к созданию национальной программы оценки лингвистических умений.
С 2006 г. на всей территории РФ проводится ЕГЭ [[7]], который с 2009 г. является основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в Российской Федерации. Программа контролирует выходные знания школьников выпускных классов. Вопросы тестов основаны на школьной программе. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. С 2011 г. предпринимаются попытки создать региональные системы оценки качества образования, в том числе и учебных умений и навыков учащихся. Мотивируются такие попытки несовершенством ЕГЭ, различием целей и задач ЕГЭ и любой другой системы оценки качества обученности.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предполагает создание независимой национальной оценки качества образования. Министерство образования разработало методические рекомендации по системе оценки качества от 14.10.2013 г. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки до 2008 г. Болотов В.А., вице-президент Российской академии образования [[8]] ставит перед будущим национальным проектом оценки качества образования, следующие задачи:
1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.
Предлагается комплексный подход для создания оценки качества образования в РФ, который будет включать анализ всех полученных данных. [[9]]
[1] Россия содействия образованию в целях развития целевого фонда: http://www.minfin.ru/
[2] TIMSS 2011 Международные результаты в области математики. http://timssandpirls.bc.edu/
[3]Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости. http://timssandpirls.bc.edu
[4]Программа международной оценки учащихся (PISA) http://nces.ed.gov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются методы оценки инклюзивного образования в трёх основных моделях, реализуемых на практике....
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...
Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе"
Разработка процедур и технологий оценки качества изобразительного образования....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...
Эссе «Международная программа оценки качества образования PIRLS»
Эссе «Международная программа оценки качества образования PIRLS»...