ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса, Г.М. Селиверстова,, Ф.Т.Манзанова
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
В рабочей программе выдержаны требованиия новых стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературному чтению ппо ФГОС, 4 класс | 62.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ им ШЧ Сат с Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна
Рассмотрено и рекомендовано на заседании МО учителей начальной школы Протокол № ___от «__»_____2013г. | Руководитель МО учителей начальной школы_Бадан-оол ЧА __________________ | Утверждаю Директор школы:_____Кара-Сал О Х «__»_____________2013 г. |
Рабочая программа курса «Литературное чтение 4 класс»
Образовательная система «Школа России»
Для реализации программного содержания курса литературного чтения используются следующие учебники и учебные пособия:
1.Г.М.Селиверстова, Ф.Т. Манзанова. Литературное чтение, учебник для 4 класса тувинских школ Ч.1,2.
Рецензенты И. БИРЮКОВА, Л.С. Динчит
Рекомендовано Министерством образования и науки РТ. Кызыл 2011
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Программу разработали
учитель начальных классов
______________________________
Пояснительная записка.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы : Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой
Настоящая программа предназначена для начальных классов.
Цель программы:
Научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения , так и приемами понимания прочитанного.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.
- Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
- Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.
На уроках литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах, жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Программа 4 класса содержит следующие разделы:
- «Учись учиться»; Первое сентября – День знаний
- «Золотое царство листопада»; Осенний цвет. Осенний свет.
- «Спасибо лету красному!»; Нас греет лето красное.
- «Ничего сильнее хлеба нету на земле»; Хлеб – основа всей жизни
- «Здравствуй, матушка-зима!» Зима спешит, хлопочет…
Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения , включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 4до 8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.
На изучение литературного чтения отводится :
-всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).
В том числе :
-на проведение проверочных работ -
Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе.
В 4 классе продолжается освоение технологии формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности. Она видоизменяется , сохраняя при этом свою суть . Преобразование идет по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4-м классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться за счет креативной (творческой) области.
- Работа с текстом до чтения.
В 4-м классе художественный текст предстает перед читателем учеником не просто как самостоятельная ценность, а вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его книгах, жанровым особенностям текста.
В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:
- Этот этап становится частью домашнего задания . Прежде чем познакомиться дома с новым текстом, ребенок рассматривает иллюстрацию перед текстом, читает заглавие, имя, фамилию автора , мысленно высказывает предположение о теме, героях, содержании текста.
- Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.
- Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала , определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.
2.Работа с текстом во время чтения.
-Самостоятельное чтение текста про себя.
Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.
-Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.
В 4 классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации , т.е ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно переносится в большей степени на самостоятельную деятельность учащихся.
Учитель может дать задание детям при самостоятельном чтении продумать и записать вопросы , которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.
-Словарная работа
Так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем .
3.Работа с текстом после чтения.
Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных , обобщающих , активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию ) вопросов. На этом этапе возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся , подготовленными самостоятельно (обобщение и систематизация сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя).
В ряду творческих заданий , которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику « В океане света».
Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе.
В 4 классе можно выделить 3 типа урока внеклассного чтения:
1.по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;
2.знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:
- рассматривание книги, знакомство с писателем;
-чтение учителем фрагмента из любого текста;
-самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;
-самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;
3. Урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором3.
Список литературы.
1.Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве». 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2001
2.Бунеев Р.Н. В одном счастливом детстве (1, 2 ч.). Книга для чтения. – М.: Баласс, 2008.
3.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс – М.: Баласс.
4. Рыбъякова О.В «Развернутое тематическое планирование. Образовательная система «Школа 2100» 4 класс. -Волгоград, Учитель,2008.
Литературное чтение 4 класс.
Авторы: Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе программы стандарта начального общего образования для 1-4 классов национальной школы с родным языком обучения и программы по русскому языку для 1-4 классов тувинской школы Г.М.Селиверстовой и Ф.Т.Манзановой.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используются:
Литературное чтение. 4 класс : учеб. для 4 класса тувинских школ : в 2 ч. / сост. Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова. – Кызыл-2011.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 16.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 14.
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно - эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.
Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- Работать с различными видами текстов.
Требования к развитию речевых умений и навыков
при работе с текстом к концу 4 класса
Обучающиеся должны:
- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в мин;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;
- вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;
- составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 4 КЛАССА ТУВИНСКИХ ШКОЛ
в рамках учебно–методического комплекта «Школа России»
Дата | часы | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Личностные УУД | Коммуникативные УУд | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | |
1 | 3 сент | УЧИСЬ УЧИТЬСЯ.1 сентября – День знаний. Рассказ из газеты «Жили-были» «Доброго учебного года тебе!» с. 3 | Комби- нированный | Учись говорить о том, почему 1 сентября детям хочется в школу | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | Понимание и распознавание условных обозначений. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
2 | 4 сент | УЧИСЬ УЧИТЬСЯ «Ко всем наукам ключ» Р-з Э.Гуттуева «Этот простой русский язык» с. 6 | Комби- нированный | Учись говорить о том, почему ты учишь русский яз | Формирование познавательных мотивов –интереса к новому. Формирование основ гражданской идентичности личности. | Ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, отличной от собственной. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | |
2 | 10 сент | УЧИСЬ УЧИТЬСЯ «Ко всем наукам ключ» Р-з Э.Гуттуева «Этот простой русский язык» с. 6 | Комби- нированный | Учись говорить о том, почему ты учишь русский яз | Формирование познавательных мотивов –интереса к новому. Формирование основ гражданской идентичности личности. | Ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, отличной от собственной. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | |
3 | 11 сент | УЧИСЬ УЧИТЬСЯ Текст. Тема текста. Главная тема текста. Р-з по В.Драгунскому «1сентября» с. 12 | Комби- нированный | Учись определять тему текста и главную мысль текста | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов худ-ого стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона. | |
4 | 17 сент | УЧИСЬ УЧИТЬСЯ «Почему я знаю мало?» Стихи К.Мурзалиева «Почему?» с. 14 | Комби- нированный | Учись задавать вопрос «почему» и искать на него ответ | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона | |
5 | 18 сент | УЧИСЬ УЧИТЬСЯ «Пойми живой язык природы» Рассказ С.Иванова «Урок в лесу» с. 18 Стихи С.Маршака «Праздник леса» С. 20 | Комби- нированный | Учись добывать знания. Учись употреблять в своей речи слова и выражения изпрочитанных текстов | Сформированность учебных мотивов Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | Умение слушать учителя. Умение слушать и вступать в диалог. уважение иной точки зрения, отличной от собственной | Анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | |
6 | 24 сент | УЧИСЬ УЧИТЬСЯ «В жизни всё связано между собой» Рассказ по Г.Юдину «Цепочка событий» с. 22 | Комби- нированный | Учись выстаривать цепочку событий и предугадывать результат. | Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому. | Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественногостиля.Выбор оснований и критериев для сравнения,построение логической цепи рассуждений. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
7 | 25 сент | ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА «Осенний цвет. Осенний свет» С. 26 | Комби- нированный | «Учись видеть природу глазами и сердцем» | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
8 | 1 окт | ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА «Праздник природы и человека» Рассказ В.Пескова «Осень» с 30 | Комби- нированный | Учись понимать, что земля природа и человек – целое. | Сформированность учебных мотивов. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий. | |
9 | 2 окт | ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА «Четыре осени» Рассказ по В.Грошеву «осень по календарю российского земледельца» с. 32 | Комби- нированный | Учись узнавать народные приметы и запоминай их | Сформированность учебных мотивов. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий. | |
10 | 8 окт | ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА «Зашумел в лесу золотой дождь…» Рассказ Н.Сладкова «Золотой дождь» С. 36 | Комби- нированный | Учись находить в текстах сравнения и употреблять их в своей речи | Сформированность учебных мотивов. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Свободная ориентация и восприятие текста научного стиля. Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
11 | 9 окт | ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА Стихи К.Бальмонт «Осень» С.40 | Комби- нированный | Учись понимать настроение автора | Сформированность учебных мотивов Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | Умение слушать учителя. Умение слушать и вступать в диалог. уважение иной точки зрения, отличной от собственной | Анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | |
12 | 15 окт | ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА «Праздник цвета и тишины» с. 42 | УРР | Учись видеть картины природы глазами художника. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов. | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому,интерес к способу решения и общему способу действия. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника,учет разных мнений и умение обосновать собственное, умение договариваться, находить общее решение. | Постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное составление речевого высказывания в письменной форме, | Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана действий. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | |
13 | 16 окт | СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «Нас греет лето красное» Стихи «Спасибо лету красному!» Н.Берендгоф. С.46 | Комби- нированный | Учись видеть и понимать в тексте прямое и переносное значение слов | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать учителя. | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
14 | 22 окт | СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «Хорошее время лето!». Рассказ Л.Воронкова «Ягода-земляника» с. 50. | Комби- нированный | Учись видеть и понимать отношение автора к своим героям | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение договариваться , находить общее решение. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
15 | 23 окт | СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «У каждого есть «своя речка»» Рассказ «Речка моего детства» с 53. | Комби- нированный | Учись рассказывать о своей речке | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение договариваться , находить общее решение. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
16 | 29 окт | СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «Это вам на счастье. Это вам на радость. Это вам на веселье». Рассказ по Соколову-Микитову«Домик в лесу» с. 57 | Комби- нированный | Учись видеть то, что автор видит в картинках родной природы. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
17 | 30 окт | СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «Праздник на летнем лугу» Рассказ Соколова-Микитова «Сенокос» с.60 Стихи Е.Русакова «Сенокос» с. 61 | Комби- нированный | Учись видеть вместе с авторами красоту природы и радость труда | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
1 | 12 НОЯБ | СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «Так держать» Рассказ по Л.Чадамба «На сенокосе» с. 63 | Комби- нированный | Учись видеть вместе с авторами красоту природы и радость труда | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать учителя. | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
13 ноя | 2 | СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «Летний праздник на лугу» Составление р-за по репродукции картины АА Пластова «Сенокос» с. 66 | Урок развития речи | Учись видеть картины природы глазами художника. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов. | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности. | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
3 | 19 ноя | НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ «Хлеб – основа всей жизни» Рассказ по С. Максиму «Хлеб да соль» с.69 | Комби- нированный | Учись законам гостеприимства | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому,интерес к способу решения и общему способу действия. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника,учет разных мнений и умение обосновать собственное, умение договариваться, находить общее решение. | Постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное составление речевого высказывания в письменной форме, | Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана действий. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | |
4 | 20 ноя | НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ «…а на снежном колосочке держится земля» Стихи В.Орлова «Колосок» с. 71 | Комби- нированный | Учись говорить о хлебе, в котором хранится сила родной земли | Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение договариваться , находить общее решение. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | Выдвижение гипотез и их обоснование. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
5 | 26 ноя | НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ «Секреты «батонной няни»» Р-з по Г.Юрмину «Пекарь «батонная няня»» с . 72 | Комби- нированный | Учись рассказывать о том, как батоны на свет появляются | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
6 | 27 ноя | НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ «Как батоны на свет появляются» С.75 | Урок развития речи | Учись рассказывать о том, как делается хлеб на хлебозаводе. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
7 | 3 дек | НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ «Тёплый хлеб! Душистый хлеб! Вкусный хлеб!» Рассказ по М.Борисовой «Тёплый хлеб» с.76 | Комби- нированный | Учись видеть, что объединяет людей | Сформированность учебных мотивов. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
8 | 4 дек | ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА! «Зима спешит, хлопочет…» Стихи О.Высотской «Мастерица зима» с. 80 | Комби- нированный | Учись видеть, что объединяет людей | Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно). Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Познакомить со средствами художественной выразительности. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Умение слушать собеседника. | Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий. | |
9 | 10 дек | ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА! «В зимнем лесу кругом комья, пласты и снежные кружева» Рассказ по А.Тумбасову «В шубах и шапках» с. 82 | Комби- нированный | Учись сравнивать предметы и употреблять в сравнениях слова будто, как, как будто, словно, похожий (похож) | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Построение логической цепи рассуждений. Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
10 | 11 дек | ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА! «Кажется всё замёрзло в этой стуже…» Рассказ по Г.Скребицкому «В зимнюю стужу» с. 85 | Комби- нированный | Учись рассказывать об удивительныхптицах-клестах. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
11 | 17 дек | ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА! «Праздник снега и тишины» Составление рассказа по репродукции картины К.Ф.Юона «Русская зима» с. 90 сочинение | Урок развития речи | Учись видеть картины природы глазами художника. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов. | Сформированность учебных мотивов. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности. | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | |
12 | 18 дек | ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА! У каждого есть «трудный овражек». Рассказ по Л.Воронковой «Трудный овражек» с.91 | Комби- нированный | Учись понимать, что в жизни есть трудности и их нужно преодолевать | Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения и общему способу действия. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез и их обоснование. Выбор оснований и критериев для сравнения. Извлечение необходимой информации из текста. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
13 | 24 дек | ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА! «Мы будем украшать эту ёлочку каждый год!» Быль по С.Михалкову «Ёлочка» с. 97 | Комби- нированный | Учись понимать, что «дыхание жизни» присуще не только людям и животным, но и растениям. Учись пересказывать текст по плану | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | |
КОНЕЦ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению.2 класс."Перспектива"
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, требования к освое...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематич...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по программе ПНШ ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом м...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...