"Россия - Родина моя"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Гришаева Екатерина Александровна, учитель начальных классов
Технологическая карта урока «Россия – Родина моя»
Обучение по курсу «ОРКСЭ» обеспечивается учебником:
- Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс
1. Общая часть | |||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 «В» |
Тема урока | «Россия – Родина моя» | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Объяснять, что объединяет всех людей, живущих в России. Объяснять, что кроме различий в национальности, языке и культуре у всех народов есть общечеловеческие ценности. Объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика. Формировать умение жить в обществе вместе с людьми других национальностей. | Познавательные 1. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Использовать изучающее чтение при поиске информации. Регулятивные 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные 1. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной. 2. Формулировать своё мнение, свою позицию. | Анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны.
| |
Цель урока | формировать представление о России как многонациональной стране со своими культурными традициями. | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Россия, родина, Отечество | ||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Ноутбук, экран, мультимедийный проектор | ||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
| ||
Организационная структура урока | |||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||
Длитель-ность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
5 минут | Приветствие. 1 2 1 2 1 2 Сейчас вы услышите песню. Ответы детей. Попробуйте сформулировать тему занятия. С чем ассоциируется Россия у авторов песни?
Слайд "Россия – наша Родина!" Прослушивание первого куплета песни «С чего начинается Родина?» Ребята, попробуйте, пожалуйста, ответить на вопрос: «С чего начинается Родина?» | Познавательные УУД 1. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Использовать изучающее чтение при поиске информации. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной. 2. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные результаты 1. Анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны. | |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||
Длитель-ность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
5 минут 3 минуты 2 минуты 3 минуты 2 минуты 2 минуты 9 минут | Работа в группах. Формируются в группы по количеству букв в слове Россия. (раздача карточек) - Выступления групп. Примерные ответы: Работа с учебником. – Заметили ли вы в учебнике знакомых персонажей? (Оля и Игорь Сазоновы, Антошка, их одноклассники и друзья.) – Среди нас есть ребята, которые незнакомы с этими персонажами, потому что учились по другим учебникам. Давайте расскажем им, для чего в учебнике появляются персонажи. Кто они, сколько им лет? – Какие цветовые метки у заданий учебника на с. 9–14? Чему учат эти задания? Работа с текстом на с. 8–9 до чтения. – Прочитайте тему урока на с. 8. – Что вы видите на рисунке в начале параграфа? (Карту России.)(Слайд) – Что изображено на карте? (Символы.) – Знакомы ли вам эти символы? – Встречались ли вы с ними в жизни? Что означает каждый из них? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются. – Смотрите, сколько разных предположений. Какие вопросы у вас возникают в связи с этим рисунком? (Что обозначают эти символы и как они связаны с нашей страной?) – Может быть, ответ есть в тексте учебника? – Прочитаем текст, прокомментируем и посмотрим, какой вопрос удивил сегодня наших героев. Работа с текстом на с. 8–9 во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста. Вечером близнецы Оля и Игорь Сазоновы вышли во двор. Они качались на качелях вместе с Антошкой, когда увидели, как из подъезда дома вышел незнакомый мальчик. – Это кто? – спросил Антошка. – Вы его знаете? – Знаем, – кивнула Оля. – Его Дандар зовут. Он вчера с родителями к нам в дом переехал. Издалека – из Бурятии! – А Бурятия – это что, страна такая? – не понял Антошка. В О (А вы слышали? Бурятия – это...) – Нет! – ответил Игорь. – Это республика в составе России, за озером Байкал. – А он на нас совсем не похож, – удивился Антошка, провожая мальчишку взглядом. В О (Представили? Чем Дандар может быть непохож на ребят?) – Правильно, – кивнул Игорь. – Там люди другие живут, на другом языке разговаривают, религия у них другая – буддизм называется. В О (Слышали о такой религии?) Мы с папой туда в поход на байдарках ходили. – Интересно получается! – заметила Оля. – В нашем подъезде ещё один мальчик живёт – Марк. Он с родителями по субботам в синагогу ходит, В О (А синагога – это...) потому что у них религия – иудаизм. Этажом выше – Вика. Её мама – православная христианка и по воскресеньям ходит в церковь. А в соседнем подъезде живут Марат и Ахмет. Они мусульмане. Только у Марата предки из Татарстана, а у Ахмета – с Северного Кавказа. Мы с Маратом вместе ходили в поход, так он шашлык из свинины есть отказался: сказал, что его вера не позволяет. – А ещё, – оживился Игорь, – его очень удивляло, что наши девчонки могут нас перебивать и встревать в мужской разговор. В О (Вы встречали такие ситуации?) – Получается, – заметил Антошка, – мы с ними совсем разные... – Так и мы с тобой тоже не похожи! – пожал плечами Игорь. – Я люблю в походы ходить, а тебе это кажется совсем неинтересным. – Я лучше про походы по телевизору посмотрю, – хмыкнул Антошка. – Так, значит, у нас нет ничего общего? – Нет, ну почему же! – возмутилась Оля. – Мы все в одном доме живём, и вообще мы все граждане одной страны. – И что это значит? – не унимался Антошка. – Ну как что... – растерялась Оля. – Вот, например, когда за границу едешь, пограничники паспорта проверяют – кто откуда приехал. Я наших, из России, сразу замечаю – у нас паспорта красные. – Подожди! – остановил качели Игорь. – Но должно же у нас быть что-то общее кроме цвета паспорта?! Работа с текстом на с. 8–9 после чтения. – Итак, ребята каких национальностей живут в одном доме? – Понятно ли стало из текста, что означают символы, изображённые на рисунке в начале параграфа? (Прямого ответа в тексте нет, но мы с этими условными обозначениями, символами религий, встречались в учебнике «Окружающий мир». Все четыре религии упомянуты в тексте: буддизм, иудаизм, православное христианство, мусульманство.) – Что ребята обсуждали вечером во дворе? (Что у них может быть общего.) – Что же у них общего кроме большого дома, в котором они живут? (Страна – Россия.) – Какое противоречие заметили ребята во время разговора? (Мы все такие разные, а живём в одной стране.) – Какой вопрос следует из этого противоречия? (Что объединяет разных граждан России?) Учитель записывает сформулированный учащимися проблемный вопрос на доске: Что объединяет всех граждан нашей страны – России? – Из разговора Оли, Игоря и Антошки мы узнали об их соседях по дому, ребятах разных национальностей. О каких отличиях между ними говорится в тексте? (Есть или не есть свинину – это отличие в национальной кухне, религиозных традициях; можно или нельзя девочкам перебивать мальчиков – это отличие в культуре отношений; упоминаются отличия в интересах, увлечениях.) – А что у них всех общего, если не считать цвета паспорта? (Они – граждане одной страны.) Планирование работы. – Что поможет нам найти ответ на главный вопрос урока? (Тексты, иллюстрации, задания.) – Попробуем составить план нашей работы. Учитель предлагает ученику записать на доске план: 1. Прочитать тексты учебника, комментируя их с использованием жизненного опыта. 2. Проанализировать иллюстрации. 3. Выполнить задания на с. 9–14. Работа с таблицей на с. 10. (Слайд) Учитель предлагает рассмотреть с. 10. – В какой форме здесь представлена информация? (В форме таблицы.) – Попробуйте сформулировать своими словами вопрос перед таблицей. – Как бы вы ответили на вопрос, используя таблицу? А используя весь свой жизненный опыт? – Какие вопросы у вас возникают? – Сколько языков может знать один человек? (Один или несколько.) – А может ли у человека быть несколько родных языков, то есть выученных в раннем детстве от родителей, бабушек и дедушек? (Может, если в его семье есть люди разных национальностей) – К какой языковой группе вы отнесли свой родной язык? – Какие слова являются общеупотребительными и есть во всех языках мира? – Если у всех людей, независимо от языка, есть общие понятия, о чём это говорит? (Во всех языках есть слова добро, жизнь, свобода, правда, красота, совесть. Представления о том, как нужно жить, не нарушая общепринятых норм, близки у всех народов.) – Рассмотрите иллюстрации в нижней части с. 9. Помните эти сказки из уроков 2-го класса? – Давайте подробно вспомним их сюжеты. – Прочитайте задание к иллюстрациям на этой странице. – Что же общего во всех этих сказках? (Читая сказки разных народов, мы говорили о том, что у всех людей есть главные богатства: жизнь, доброта, счастье и т.д. Их нельзя купить или продать.) – Что нового вы узнали из таблицы? – Какой вывод мы уже можем сделать? (Люди разных национальностей часто говорят на разных языках, у них могут быть разные религии и традиции, но у всех людей есть общие понятия, которые звучат по-разному, а обозначают одно и то же: свобода, правда, красота, совесть... Даже в сказках пишут про одни и те же пороки и достоинства независимо от того, о героях какого народа эти сказки.) | 1 2 1 2 1 2 1 2 3 1 2 1 2 1 | |
Этап 3. Практикум | |||
Длитель-ность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
6 минут 3 минуты | Нахождение на карте России достопримечатель-ностей, о которых расскажут подготовленные дети. Россия - страна с богатой культурой и многовековой историей. Некоторые историко-культурные и архитектурные памятники являются объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В российских городах много исторических мест, в которых есть что посмотреть. В любом городе и регионе есть такие места, которые не могут не зацепить, не взволновать человека, у которого есть душа и сердце. Россия буквально наполнена достопримечательностями с художественной ценностью. Все достопримечательности России можно разделить на исторические и природные. Например, красивейший водопад на Дальнем Востоке - Илья Муромец. Его высота 141 метр, он расположен на полуострове Медвежий, на Курильских островах. Он очень труднодоступен. Им полюбоваться можно только со стороны океана. У местных народов культовое отношением к водопадам и суеверное им поклонение. Водопад является достопримечательностью республиканского значения. Несмотря на это он не охраняется, так как об этом позаботилась природа, он находится в очень труднодоступном месте. Зимой он еще более величественен. Струи воды замерзают и образуют невероятные по красоте и масштабу архитектурные изыски. Если сравнить Курилы с жемчужным ожерельем, то этот водопад одна из красивейших его жемчужин. Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр в республике Коми (мансийские болваны). Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. В прошлом место религиозного поклонения народа манси. Мань-Пупу-Нёр на языке манси означает "Малая гора идолов" Одно из самых уникальных озер России - озеро Шайтан, расположено в 39 км от г. Уржума. Озеро имеет карстовое происхождение, глубина до 25 метров. Питают озеро подземные грунтовые воды и атмосферные осадки. Уникальное явление - дрейфующие по озеру острова, на которых растут кусты и небольшие деревца. Некоторые из островов выдерживают вес нескольких человек. Еще одна уникальная особенность Шайтан-озера в выбросах вверх фонтанов и столбов воды. Столбы бывают разной высоты (до 10 м), выбросы нерегулярны и стремительно быстры, увидеть их - большая удача. Местные жители утверждают, что выбросы бывают и зимой, оставляя вздыбленные, торчащие вверх толстые льдины. Работа с картинами И.И.Шишкина. Художник много путешествовал по просторам России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущес-венно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы. Самые известные картины Шишкина : “Рубка леса” (1867), “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя...” (1883), “Лесные дали” (1884), “Сосны, освещенные солнцем” (1886), “Утро в сосновом лесу” (1889), “Дубовая роща” (1887), “Вид на острове Валааме ” , “Корабельная роща” (1898). Рассматривание картин учениками (слайды). - Что, по Вашему мнению, общего в картинах Ивана Ивановича? | 1 2 3 1 2 1 2 1 2 | |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||
Длитель-ность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |
2 минуты | - Ответили ли мы на главный вопрос урока? Что нас всех объединяет? Сравним наши ответы с мнением авторов учебника. («Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами».) | 1 2 1 2 1 2 3 1 2 | |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||
Длитель-ность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |
2 минуты | – Что нового вы узнали на уроке? – Что вы сегодня повторили из того, что уже знали? – Ответили ли мы на главный вопрос урока? – Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить? | 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2 | |
Домашнее задание 1 минута | – Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока.
|
МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия - родина моя
Конспект классного часа для учащихся 1 класса...
Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»
Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Викторина "Русь-Россия-Родина моя"
Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...
Россия,Родина моя.
Методический материал для учащихся 1-4кл. Проводится как внеклассное занятие....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...