"Россия - Родина моя"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Гришаева Екатерина Александровна

Светская этика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_-_rodina_moya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гришаева Екатерина Александровна, учитель начальных классов

Технологическая карта урока  «Россия – Родина моя»

Обучение по курсу «ОРКСЭ» обеспечивается учебником:

  • Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4 «В»

Тема урока

«Россия – Родина моя»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

        Объяснять, что объединяет всех людей, живущих в России.

        Объяснять, что кроме различий в национальности, языке и культуре у всех народов есть общечеловеческие ценности.

        Объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

        Формировать умение жить в обществе вместе с людьми других национальностей.

Познавательные

1. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Использовать изучающее чтение при поиске информации.

Регулятивные

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

1. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны.

 

Цель урока

формировать представление о России как многонациональной стране со своими культурными традициями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Россия, родина, Отечество

Средства ИКТ, используемые на уроке

Ноутбук, экран, мультимедийный проектор

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Приветствие.                       1 2 1 2 1 2

Сейчас вы услышите песню. 
Подумайте, почему с нее начинается наше занятие?
Звучит 1 куплет песни "Мы дети твои, Россия!" (Сл. Н. Осошник, муз. В. Осошник)

Ответы детей.
- На уроке будем говорить про Россию.

Попробуйте сформулировать тему занятия.

С чем ассоциируется Россия у авторов песни?
Что мы вкладываем в слово Россия?

 

Слайд "Россия – наша Родина!"
- Поля; озера; земля, где вырос …

Прослушивание первого куплета песни «С чего начинается Родина?»

Ребята, попробуйте, пожалуйста, ответить на вопрос: «С чего начинается Родина?»

Познавательные УУД

1. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Использовать изучающее чтение при поиске информации.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2. Формулировать своё мнение, свою позицию.

 

Личностные результаты

1. Анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

3 минуты

2 минуты

3 минуты

2  минуты

2 минуты

9 минут

Работа в группах. 
- Подберите слова на данную букву, которые ассоциируются со словом Россия.

Формируются в группы по количеству букв в слове Россия. (раздача карточек)

- Выступления групп.
- Почему именно эти слова подобрали?
- Какие слова могут добавить другие группы?
- Итак, что же вы вкладываете в понятие Россия?

Примерные ответы: 
Р – родина, род, родители
О – отечество, отец, осинка
С – сила, слава, символ, самородки
С – судьба, семья, солнце, свет
И – история, имена великих людей, изба, исток, идеал, изобилие
Я – семьЯ, я, Ярило, ярмарка, ягоды

Работа с учебником.

– Заметили ли вы в учебнике знакомых персонажей? (Оля и Игорь Сазоновы, Антошка, их одноклассники и друзья.)

– Среди нас есть ребята, которые незнакомы с этими персонажами, потому что учились по другим учебникам. Давайте расскажем им, для чего в учебнике появляются персонажи. Кто они, сколько им лет?

– Какие цветовые метки у заданий учебника на с. 9–14? Чему учат эти задания?

Работа с текстом на с. 8–9 до чтения.

– Прочитайте тему урока на с. 8.

– Что вы видите на рисунке в начале параграфа? (Карту России.)(Слайд)

– Что изображено на карте? (Символы.)

– Знакомы ли вам эти символы?

– Встречались ли вы с ними в жизни? Что означает каждый из них? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

– Смотрите, сколько разных предположений. Какие вопросы у вас возникают в связи с этим рисунком? (Что обозначают эти символы и как они связаны с нашей страной?)

– Может быть, ответ есть в тексте учебника?

– Прочитаем текст, прокомментируем и посмотрим, какой вопрос удивил сегодня наших героев.

Работа с текстом на с. 8–9 во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Вечером близнецы Оля и Игорь Сазоновы вышли во двор. Они качались на качелях вместе с Антошкой, когда увидели, как из подъезда дома вышел незнакомый мальчик.

– Это кто? – спросил Антошка. – Вы его знаете?

– Знаем, – кивнула Оля. – Его Дандар зовут. Он вчера с родителями к нам в дом переехал. Издалека – из Бурятии!

– А Бурятия – это что, страна такая? – не понял Антошка.

В О (А вы слышали? Бурятия – это...)

– Нет! – ответил Игорь. – Это республика в составе России, за озером Байкал.

– А он на нас совсем не похож, – удивился Антошка, провожая мальчишку взглядом.

В О (Представили? Чем Дандар может быть непохож на ребят?)

– Правильно, – кивнул Игорь. – Там люди другие живут, на другом языке разговаривают, религия у них другая – буддизм называется.

В О (Слышали о такой религии?) 

Мы с папой туда в поход на байдарках ходили.

– Интересно получается! – заметила Оля. – В нашем подъезде ещё один мальчик живёт – Марк. Он с родителями по субботам в синагогу ходит,

В О (А синагога – это...)

потому что у них религия – иудаизм. Этажом выше – Вика. Её мама – православная христианка и по воскресеньям ходит в церковь. А в соседнем подъезде живут Марат и Ахмет. Они мусульмане. Только у Марата предки из Татарстана, а у Ахмета – с Северного Кавказа. Мы с Маратом вместе ходили в поход, так он шашлык из свинины есть отказался: сказал, что его вера не позволяет.

– А ещё, – оживился Игорь, – его очень удивляло, что наши девчонки могут нас перебивать и встревать в мужской разговор.

В О (Вы встречали такие ситуации?)

– Получается, – заметил Антошка, – мы с ними совсем разные...

– Так и мы с тобой тоже не похожи! – пожал плечами Игорь. – Я люблю в походы ходить, а тебе это кажется совсем неинтересным.

– Я лучше про походы по телевизору посмотрю, – хмыкнул Антошка. – Так, значит, у нас нет ничего общего?

– Нет, ну почему же! – возмутилась Оля. – Мы все в одном доме живём, и вообще мы все граждане одной страны.

– И что это значит? – не унимался Антошка.

– Ну как что... – растерялась Оля. – Вот, например, когда за границу едешь, пограничники паспорта проверяют – кто откуда приехал. Я наших, из России, сразу замечаю – у нас паспорта красные.

– Подожди! – остановил качели Игорь. – Но должно же у нас быть что-то общее кроме цвета паспорта?!

Работа с текстом на с. 8–9 после чтения.

– Итак, ребята каких национальностей живут в одном доме?

– Понятно ли стало из текста, что означают символы, изображённые на рисунке в начале параграфа? (Прямого ответа в тексте нет, но мы с этими условными обозначениями, символами религий, встречались в учебнике «Окружающий мир». Все четыре религии упомянуты в тексте: буддизм, иудаизм, православное христианство, мусульманство.)

– Что ребята обсуждали вечером во дворе? (Что у них может быть общего.)

– Что же у них общего кроме большого дома, в котором они живут? (Страна – Россия.)

– Какое противоречие заметили ребята во время разговора? (Мы все такие разные, а живём в одной стране.)

– Какой вопрос следует из этого противоречия? (Что объединяет разных граждан России?)

Учитель записывает сформулированный учащимися проблемный вопрос на доске:

Что объединяет всех граждан нашей страны – России?

– Из разговора Оли, Игоря и Антошки мы узнали об их соседях по дому, ребятах разных национальностей. О каких отличиях между ними говорится в тексте? (Есть или не есть свинину – это отличие в национальной кухне, религиозных традициях; можно или нельзя девочкам перебивать мальчиков – это отличие в культуре отношений; упоминаются отличия в интересах, увлечениях.)

– А что у них всех общего, если не считать цвета паспорта? (Они – граждане одной страны.)

Планирование работы.

– Что поможет нам найти ответ на главный вопрос урока? (Тексты, иллюстрации, задания.)

– Попробуем составить план нашей работы.

Учитель предлагает ученику записать на доске план:

        1. Прочитать тексты учебника, комментируя их с использованием жизненного опыта.

        2. Проанализировать иллюстрации.

        3. Выполнить задания на с. 9–14.

Работа с таблицей на с. 10. (Слайд)

Учитель предлагает рассмотреть с. 10.

– В какой форме здесь представлена информация? (В форме таблицы.)

– Попробуйте сформулировать своими словами вопрос перед таблицей.

– Как бы вы ответили на вопрос, используя таблицу? А используя весь свой жизненный опыт?

– Какие вопросы у вас возникают?

– Сколько языков может знать один человек? (Один или несколько.)

– А может ли у человека быть несколько родных языков, то есть выученных в раннем детстве от родителей, бабушек и дедушек? (Может, если в его семье есть люди разных национальностей)

– К какой языковой группе вы отнесли свой родной язык?

– Какие слова являются общеупотребительными и есть во всех языках мира?

– Если у всех людей, независимо от языка, есть общие понятия, о чём это говорит? (Во всех языках есть слова добро, жизнь, свобода, правда, красота, совесть. Представления о том, как нужно жить, не нарушая общепринятых норм, близки у всех народов.)

– Рассмотрите иллюстрации в нижней части с. 9. Помните эти сказки из уроков 2-го класса?

– Давайте подробно вспомним их сюжеты.

– Прочитайте задание к иллюстрациям на этой странице.

– Что же общего во всех этих сказках? (Читая сказки разных народов, мы говорили о том, что у всех людей есть главные богатства: жизнь, доброта, счастье и т.д. Их нельзя купить или продать.)

– Что нового вы узнали из таблицы?

– Какой вывод мы уже можем сделать? (Люди разных национальностей часто говорят на разных языках, у них могут быть разные религии и традиции, но у всех людей есть общие понятия, которые звучат по-разному, а обозначают одно и то же: свобода, правда, красота, совесть... Даже в сказках пишут про одни и те же пороки и достоинства независимо от того, о героях какого народа эти сказки.)

1 2 1 2 1 2

1 2 3 1 2 1 2 1

Этап 3. Практикум

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

6 минут

3 минуты

Нахождение на карте России достопримечатель-ностей, о которых расскажут подготовленные дети.

Россия - страна с богатой культурой и многовековой историей. Некоторые историко-культурные и архитектурные памятники являются объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В российских городах много исторических мест, в которых есть что посмотреть. В любом городе и регионе есть такие места, которые не могут не зацепить, не взволновать человека, у которого есть душа и сердце. Россия буквально наполнена достопримечательностями с художественной ценностью.

Все достопримечательности России можно разделить на исторические и природные. Например, красивейший водопад на Дальнем Востоке - Илья Муромец. Его высота 141 метр, он расположен на полуострове Медвежий, на Курильских островах. Он очень труднодоступен. Им полюбоваться можно только со стороны океана. У местных народов культовое отношением к водопадам и суеверное им поклонение. Водопад является достопримечательностью республиканского значения. Несмотря на это он не охраняется, так как об этом позаботилась природа, он находится в очень труднодоступном месте. Зимой он еще более величественен. Струи воды замерзают и образуют невероятные по красоте и масштабу архитектурные изыски. Если сравнить Курилы с жемчужным ожерельем, то этот водопад одна из красивейших его жемчужин.

Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр в республике Коми (мансийские болваны). Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. В прошлом место религиозного поклонения народа манси. Мань-Пупу-Нёр на языке манси означает "Малая гора идолов"

Одно из самых уникальных озер России - озеро Шайтан, расположено в 39 км от г. Уржума. Озеро имеет карстовое происхождение, глубина до 25 метров. Питают озеро подземные грунтовые воды и атмосферные осадки. Уникальное явление - дрейфующие по озеру острова, на которых растут кусты и небольшие деревца. Некоторые из островов выдерживают вес нескольких человек. Еще одна уникальная особенность Шайтан-озера в выбросах вверх фонтанов и столбов воды. Столбы бывают разной высоты (до 10 м), выбросы нерегулярны и стремительно быстры, увидеть их - большая удача. Местные жители утверждают, что выбросы бывают и зимой, оставляя вздыбленные, торчащие вверх толстые льдины.

Работа с картинами  И.И.Шишкина.

Художник много путешествовал по просторам  России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущес-венно северный, с его елями, соснами, березами и дубами.  Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

Самые известные картины Шишкина : “Рубка леса” (1867), “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя...” (1883),  “Лесные дали” (1884), “Сосны, освещенные солнцем” (1886), “Утро в сосновом лесу” (1889), “Дубовая роща” (1887),  “Вид на острове Валааме ” , “Корабельная роща” (1898).

Рассматривание картин учениками (слайды).

- Что, по Вашему мнению, общего в картинах Ивана Ивановича?

1 2 3 1 2 1 2 1 2

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длитель-ность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

2 минуты

- Ответили ли мы на главный вопрос урока? Что нас всех объединяет?

Сравним наши ответы с мнением авторов учебника. («Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами».)        

1 2 1 2 1 2 3 1 2

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длитель-ность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

2 минуты

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить?

1  2  3  4  1  2  3  4  1  2  3  1  2

Домашнее задание

1 минута

– Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока.

  1. Подбери пословицы разных народов России на любую тему, которая поможет тебе доказать общность духовных ценностей и идеалов у людей разных национальностей.
  2. Собери с помощью одноклассников рецепты вкусных и полезных национальных блюд. Создай книгу самых интересных рецептов.
  3. Узнай, ребята каких национальностей учатся в твоём классе. Устрой с их помощью выставку – демонстрацию национальных костюмов.

МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия - родина моя

Конспект классного часа для учащихся 1  класса...

Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»

Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской  культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Викторина "Русь-Россия-Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...

Россия,Родина моя.

Методический материал для учащихся 1-4кл. Проводится как внеклассное занятие....

Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".

Класс: 3    Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...