Программа "Так просто быть общительным!"
рабочая программа по теме
Программа разработана на основе программы «Культура общения» Т.В. Подъяблонской, учителя начальных классов, Т.С. Тюменцевой, учителя начальных классов.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться воспитанникам не только в стенах детского дома, школы, но и за их пределами.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
Составитель:
Валиева Хаяла Матлабовна
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
Усинск
2013
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы «Культура общения» Т.В. Подъяблонской, учителя начальных классов, Т.С. Тюменцевой, учителя начальных классов.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться воспитанникам не только в стенах детского дома, школы, но и за их пределами.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В возрасте 9-11 лет ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- познакомить воспитанников с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- развивать коммуникативные способности детей;
- содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку у детей.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение воспитанников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
- Театрализация «Театр вежливых ребят»;
- Устный журнал «О невежах и вежливости»;
- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Возраст участников: 9-11 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.
1 группа: воспитанники 9-10 лет (49 ч.);
2 группа: воспитанники 10-11 лет (50 ч.).
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
- овладение воспитанниками культурой общения в системе «воспитатель ↔воспитанник», «воспитанник↔воспитанник», «взрослый ↔ ребенок».
Календарно-тематическое планирование
для воспитанников 9-10 лет
№ | Месяц | Тема урока | Описание | Практические занятия |
Сентябрь | Знакомство (1час) | Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я» | - | |
Какой Я, какие другие (1 час) | ||||
Мир, в котором мы живем (1 час) | ||||
Мой ум (1 час) | ||||
Твои добрые дела: как ты помогаешь природе (1 час) | ||||
Итоговое занятие обобщение (1 час) | ||||
Школьный этикет (2часа). | Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика. | - | ||
- | ||||
Как вести себя друг с другом (1 час) | ||||
Октябрь | О заботливом отношении к людям (1 час) | |||
Что делать, если ты поссорился с другом (1 час) | ||||
Итоговое. Обобщение (1 час) | ||||
Речь (3часа). | Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства. | - | ||
- | ||||
- | ||||
Спеши делать добро (1 час) | ||||
Доброе слово, что ясный день (1 час) | ||||
Чем сердиться, лучше помириться (1 час) | ||||
Итоговое. Обобщение (1 час) | ||||
Ноябрь | Волшебные слова (5 часов). | Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»). | - | |
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
Красота природы и души (1 час) | ||||
Беречь природу, чтобы быть здоровым (1 час) | ||||
Моё настроение (1 час) | ||||
Итоговое. Обобщение (1 час) | ||||
Учимся говорить (5 часов). | Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций. | - | ||
Декабрь | - | |||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
Учимся писать письма (2часа). | Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…». | - | ||
- | ||||
Гость – хозяину радость (2часа). | Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём. | - | ||
- | ||||
Искусство слушать (2 часа). | Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых. | - | ||
- | ||||
Январь | Мимика и жесты в устной речи (2часа). | Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение». | - | |
- | ||||
Об уступчивости (2часа). | Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение. | - | ||
- | ||||
Не ссориться и не обижать друг друга (1 час). | Взаимодействие воспитанников в ситуации «все дети дома». Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.). | - | ||
Февраль | Пожелания (3часа). | Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. | - | |
- | ||||
- | ||||
У меня зазвонил телефон (1 час). | Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. | - | ||
Итоговое занятие (1 час). | Устный журнал «О невежах и вежливости». | - |
Календарно-тематическое планирование
для воспитанников 10-11 лет
№ | Месяц | Тема урока | Описание | Практические занятия |
Сентябрь | Виды общения (2часа). | Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты. | - | |
Доброта, что солнце (1 час) | ||||
Вежливость на каждый день (1 час) | ||||
Скромность украшает человека (1 час) | ||||
Итоговое занятие. Обобщение (1 час) | ||||
Мы можем понимать друг друга (4часа). | Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга» | - | ||
- | ||||
- | ||||
Октябрь | - | |||
Простые правила этикета (1 час) | ||||
Повседневный этикет (1 час) | ||||
Весёлые правила хорошего тона (1 час) | ||||
Итоговое занятие. Обобщение (1 час) | ||||
Мы можем понимать друг друга (4часа). | Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга» | - | ||
- | ||||
- | ||||
Ноябрь | - | |||
Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои (1 час) | ||||
Люби всё живое (1 час) | ||||
Итоговое занятие. Обобщение (1 час) | ||||
Мы можем понимать друг друга (4часа). | Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга» | - | ||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
Декабрь | Самолюб - никому не люб (1 час) | |||
О дружбе мальчиков и девочек (1 час) | ||||
Итоговое. Подарок коллективу (1 час) | ||||
Мы можем понимать друг друга (4часа). | Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга» | - | ||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
Мастерская слова (3часа). | Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений. | - | ||
Январь | - | |||
- | ||||
Вежливая речь (3часа). | Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры. | - | ||
- | ||||
- | ||||
Правила и законы общения (3часа). | Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться». | - | ||
- | ||||
- | ||||
Январь | Культура спора (3часа). | Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны. | ||
Дети и взрослые (2часа). | Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора. | - | ||
- | ||||
Искусство делать комплименты. Занятие-практикум (1час). | ||||
Февраль | Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому» (2часа). | Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов. | - | |
- | ||||
Итоговое занятие (1час) | Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны». | - |
Диагностический материал
Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского
Инструкция по применению методики:
Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.
Вопросы
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?
3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?
7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам находиться среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас очень много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Обработка результатов.
В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор.
1+ | 2- | 3+ | 4- | 5+ | 6- | 7+ | 8- | 9+ | 10- |
11+ | 12- | 13+ | 14- | 15+ | 16- | 17+ | 18- | 19+ | 20- |
После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле
К= С/В,
где
С – количество совпадающих с дешифратором ответов,
В – максимальное число ответов на вопросы
Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.Уровень общительности оценочный коэффициент Оценка
Низкий 0,1-0,56 1
Средний 0,56-0,75 3
Высокий 0,76-1,00 4
Интерпретация результатов.
Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Заключение
Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Предлагаемая рабочая программа – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.
Литература
- Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
- Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
- Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
- Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
- Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
- Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
- Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
- Стихи для детей с картинками о правилах этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Добрым быть совсем,совсем не просто."..
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей это и есть человеческое счастье....
Очень просто добрым быть
Презентация к открытому мероприятию на тему толерантного отношения детей друг к другу, а также к постановке сказки Сутеева " мешок яблок"....
"Добрым быть совсем не просто"
Внеклассное мироприятие...

Добрым быть совсем не просто
Материал для работы с учащимися 1-2 классов во внеурочной деятельности по курсу "Этика-азбука добра"...