Универсальные учебные действия как основа ключевых компетентностей в системе РО Эльконина - Давыдова
материал по теме
Универсальные учебные действия как основа ключевых компетентностей в системе РО Эльконина - Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shep_.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия как основа ключевых компетентностей
в системе РО Эльконина-Давыдова.
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
- Формирование основ гражданской идентичности личности.
- Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества.
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой. нравственности и гуманизма.
- Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
В концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ценностные ориентиры формирования УУД также определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это прежде всего человек социально компетентный.
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика 1) личностных, 2) регулятивных, 3) познавательных, 4) коммуникативных универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса (А.Г.Асмолов). В образовательной системе Эльконина-Давыдова аналогом этого является формирование учебной деятельности. Освоение УУД предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции – ориентировка, моделирование, преобразование модели, контроль и оценка). Однако полноценное освоение учебной деятельности, с точки зрения В.В.Репкина и других специалистов РО, возможно только к окончанию основной школы. В начальной школе как индивидуальные способности могут быть сформированы только учебные действия контроля и оценки (контрольно-оценочная самостоятельность). Остальные учебные действия проявляются только в коллективных формах учебной деятельности.
Социальный опыт как компетентность является основой личностных УУД.
(см. таблица №1) Характеристика УУД.
УУД и социальный опыт как основы ключевых компетентностей в системе РО Эльконина-Давыдова
Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей: | Социальный опыт (личностные УУД) | ||
Учебная (образовательная) компетентность Регулятивные УУД | Компетентность взаимодействия (коммуникации) Коммуникативные УУД | Информационная компетентность Познавательные УУД | |
1.Осуществлять контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу 2.Производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров) 3.Отличать оценку личности от оценки действия 4.Сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты» 5.Выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции) 6.Задавать «умный вопрос» взрослому или сверстнику 7.Отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации 8.Указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия 9.Совместно с другим отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы | 1.Использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися 2.Инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику 3.Различать оценку действия и оценку личности 4.Договариваться и приходить к общему мнению (решению) внурти малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы 5.Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников диалога | 1.Проводить самостоятельные наблюдения 2.Формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации 3.Формулировать вопросы с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации 4.Находить в сообщении информацию в явном виде 5.Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач 6.Определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, описывать устно объект исследования | 1.Владение развитыми формами деятельности (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация) 2.Удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы 3.Организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности для разных видов деятельности 4.Руководствоваться выработанными правилами жизни в классе 5.Определять по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать 6.Управлять проявлениями своих эмоций |
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
на основе образовательных ресурсов РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Учебные предметы в зависимости от их содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Смысловые акценты УУД | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир |
личностные | жизненное само- определение | нравственно-этическая ориентация | смысло- образование | нравственно-этическая ориентация |
регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) | |||
познавательные общеучебные | моделирование (перевод устной речи в письменную) | смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания | моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | широкий спектр источников информации |
познавательные логические | формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | ||
коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников системы РО
Эльконина-Давыдова направлены на достижение метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы.
В Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной
школе и основной средней школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение
для обучения.
УУД | Результаты развития УУД | Значение для обучения |
Личностные действия - смыслообразование - самоопределение Регулятивные действия | Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка | Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия | Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. | Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. |
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия | Внутренний план действия | Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. |
Коммуникативные, регулятивные действия | Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий | Осознанность и критичность учебных действий. |
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе должна быть разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
- самоопределение
- смыслоообразование
- морально-этическая ориентация
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Рабочий Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Рабочий Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Формы представления образовательных результатов:
- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
В системе Эльконина-Давыдова учитель постоянно работает с самооценкой детей. Для этого в учебных предметах (рабочих тетрадях) предусмотрены шкалы для самооценки (линеечки, круги, лесенки). Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям иногда целесообразно попросить самих детей сформулировать, что именно они будут оценивать: красоту выполнения, правильность - соответствие инструкции, умение - владение способом действий и пр.
К оценочным действиям относятся также задачи повышения «престижа» некоторых важных деталей работы детей. К ним относятся вопросы групповой работы (умение договориться, кто выступит от группы, умение решить совместно задачу), моменты творчества детей, моменты, связанные с добросовестным исполнением замысла.
Введение знаков согласия-несогласия (дети молча выражают свое отношение к происходящему в классе в форме жестов) помогает организовать контроль со стороны детей за происходящим в классе. Усилению контроля способствует введение в ход урока специальных провокаций, или «ловушек», — намеренно неправильных учительских ходов. При этом учитель должен постараться подать «ловушку» незаметно, произнося слова обычным уверенным голосом, и т.д., иначе дети обнаружат ее не потому, что контролируют содержание, а потому, что изменились интонации голоса учителя.
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) можно использовать:
1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.
Для сохранения результатов практических работ учащихся можно использовать:
1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка - соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя". Действие, которое должно быть также передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. "установление того, усвоено ли или еще не усвоено то или иное учебное действие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения
Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...
Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.
В данной работе рассматривается вопрос по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий....
Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.
В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...
статья Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Из опыта работы учителя в системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – с...