Опыт работы
материал по теме

Колбина Ирина Николаевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_kolbinoy.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колбина Ирина Николаевна

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения опыта обусловлены работой с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в условиях социально-реабилитационного центра. Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр, подолгу и с трудом усваивают режим пребывания в нем, у них слабые навыки отношений дружбы, сотрудничества; недостаточно развиты этические чувства взаимопомощи и заботы, склонность к бродяжничеству. У детей наблюдается отрицательное отношение к школе и учению, частые пропуски уроков и побеги из школы.

В результате диагностики, проводимой психологами и социальными педагогами центра, у детей выявляются сразу несколько проблем: задержка психического развития, нарушение взаимоотношений со сверстниками, неумение общаться. Важной проблемой является недостаточная сформированность общеучебных навыков, которая возникает вследствие утраты познавательного интереса к учению вообще и к отдельным предметам в частности. Доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой.

Актуальность опыта

Проблема детей с определенными отклонениями в развитии, обучающихся в общеобразовательной школе, в последние десятилетия является очень актуальной и привлекает внимание ученых разных специальностей (физиологов, психологов, лингвистов, педагогов). По данным Института возрастной физиологии РАО, количество детей со школьными проблемами в массовой школе неуклонно растет и колеблется от 35% до 60% (в экологически неблагоприятных регионах России количество детей со школьными трудностями может превышать 80%).

Проблема активизации познавательного интереса к обучению – одна из самых актуальных. Познавательный интерес является жизненно необходимым фактором становления личности. Процесс школьной дезадаптации происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности детей. Изучение данной темы позволяет так организовать процесс обучения и воспитания, чтобы дети чувствовали радость познания нового материала, раскрывали свои таланты, возможности и способности.

Исследования ученых по специальной психологии и коррекционной педагогике (В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, С.Н.Шаховская, М.И.Никитина и другие) указывают на увеличение числа детей с отклонениями в развитии, социальную дезорганизацию семей, материальные и жилищные трудности родителей, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка и другие. Все это требует более широкого участия специалистов, воспитателей центра в жизни детей и, конечно же, помощи.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к процессу обучения. Он носит поисковый характер. Под влиянием познавательного процесса у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно старается искать. При этом поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением. Он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов в обучении школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса процесс обучения и воспитания даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный процесс при правильной педагогической организации деятельности младших школьников и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывает сильное влияние на его развитие.

Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, отстаивать свою точку зрения? А, иначе говоря, как воспитать личность с  развитыми познавательными способностями? Ответы на эти вопросы являются самыми актуальными на сегодняшний день.

Ведущая педагогическая идея.

Основной целью данной работы является такое построение индивидуальных и коллективных занятий в условиях социально-реабилитационного центра, которое ведет к качественному повышению уровня развития младших школьников и усвоению учебного материала по предметам в начальной школе.

Длительность моей работы над опытом составляет весь аттестационный  период  (период работы в должности воспитателя, ведущего самоподготовку в социально-реабилитационном центре), когда ежедневно встает вопрос о том, как разбудить в ребенке стремление работать над собой, о повышении успешности обучения младших школьников, о снижении уровня задержки в развитии детей.

Диапазон опыта

Для повышения познавательного интереса у младших школьников используются отдельные педагогические ситуации, индивидуальные и коллективные занятия по предметам, воспитательные мероприятия.

Теоретическая база опыта

Проблема интереса к обучению в истории русской педагогической мысли выстраивалась постепенно под влиянием требований жизни. Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей детей являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

Активизация познавательной деятельности является традиционным направлением коррекционной работы и предполагает:

- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;

- развитие внимания (развитие устойчивости, концентрации и переключения внимания, самоконтроля, повышение объема внимания);

- развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

- развитие восприятия и сенсомоторной координации;

- формирование мыслительной деятельности (стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов).

Учитывая особенности детей, находящихся на реабилитации в центре (нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижение работоспособности, недостаточность ряда высших психических функций (нарушение внимания, памяти) познавательную активность важно развивать не только во время специально организованных занятий по предметам, воспитательных мероприятий, но и в свободной деятельности детей.

Познавательные потребности, желание учиться необходимо формировать сначала на легком, доступном интересном материале, чтобы дети достигали определенных успехов. Именно успех пробуждает у ребенка веру в свои силы, снимает напряженность, вызванную процессом обучения. Ситуация успешного обучения создает чувство защищенности и эмоционального комфорта, что является обязательным условием реализации способностей и потенциальных возможностей ребенка.

Степень новизны опыта состоит в разработке и подборке методического и учебного материала, позволяющего активизировать познавательный интерес, раскрывать творческие способности в целях успешного обучения детей в школе.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить», -  писал К. Д. Ушинский. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными отношениями, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Математика в начальной школе принадлежит к числу основных предметов обучения. Также математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества младших школьников. Одна из главных причин такого положения -  подмена основной функции изучения математики: формирование математических понятий, установление связей между ними, с которыми дети встречаются как в школе, так и вне ее – выработкой вычислительных навыков. Ориентация на формирование вычислительных навыков, как самоцели, приводит к тому, что школьники овладевают ими не на основе сформировавшихся математических представлений и понятий, а механически опираясь в основном на память. Однако учащиеся из благополучных семей, поступившие в школу с высоким уровнем школьной зрелости, в значительной степени компенсируют возникающую трудность за счет собственного высокого интеллектуального потенциала, уровня математических представлений, сложившихся в дошкольный период. Дети же, поступившие в реабилитационный центр, оказываются в крайне тяжелом положении, так как им, по существу, не на что опереться в том потоке различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков, который на них обрушивается.

Поскольку воспитанники центра обучаются с большим трудом и более медленно осваивают учебный материал, у них дольше вырабатываются вычислительные навыки, им нужно больше времени для запоминания изученного. Поэтому к организации индивидуальных и коллективных занятий по математике я осуществляю творческий подход и структурирую учебный материал в соответствии с особенностями своих воспитанников.

Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности на занятиях по математике, для развития мышления и гибкости ума является игра. Игра – это не забава, а серьезный творческий труд. Это вид активной деятельности, направленный на развитие физических и интеллектуальных сил. Дидактическая игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т. е. включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Она преследует одновременно две цели: игровую и учебную, с одной стороны, это средство игрового моделирования окружающей действительности, а с другой – методический прием обучения. Иными словами, обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации.

Игра – спутник жизни от колыбели до глубокой старости. И для взрослых, и для детей игры могут служить и отдыхом в интересных и увлекательных занятиях, и источником живой творческой деятельности.

В статье «О детских игрушках» А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».

В играх ребенок развивает свою инициативу, находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий. При всем этом игра остается для них источником неиссякаемого удовольствия. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы в воспитании сознательной дисциплины. Играя, дети не замечают, что упражняются в приобретении математических или других навыков, необходимых при изучении предмета. В процессе игры на занятиях по математике ребята незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит школьника в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?». В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности.                

При проведении занятий по математике я использую такие игры как «Поле чудес. Суть игры заключается в том, что детям раздаются карточки, на которых записаны примеры и дан код для расшифровки (т.е. указано, какому  числу соответствует какая буква). Ребенку необходимо решить примеры, выписать все ответы в одну строчку, каждую цифру заменить буквой по указанному коду и прочитать слово.

Игра «Песочные часы» помимо развития вычислительных навыков носит познавательный характер. В начале игры делаю небольшое сообщение о том, что шведский ученый Карл Линней, наблюдая за растениями, заметил, что они открывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию, так что по ним, как по часам, можно определить время. На рисунках изображены разные цветы, а под рисунками зашифровано время раскрытия цветов. Решив примеры, дети узнают, по какому расписанию раскрываются эти цветы. Предлагаю показать время на циферблате часов. В этой игре прослеживается межпредметная связь и связь с повседневной жизнью.

Помимо игр при проведении занятий включаю разнообразные занимательные задания: математические фокусы, задачи-смекалки, стихи, загадки, которые способствуют развитию математического мышления детей.

Активизировать познавательный интерес у первоклассников позволяют простейшие понятия о цифрах в стихах. Например:

Вот один иль единица.

Очень тонкая, как спица.

А вот это -

Цифра - два

Полюбуйтесь! Какова?

Выгибает двойка шею.

Волочится хвост за нею….

Хорошо развивают мышление задачи в стихотворной форме:

Два мяча у Ани,

Два мяча у Вани.

Два мяча да два. Малыш!

Сколько их? Сообразишь?

Интересны и познавательны задачи-смекалки:

«Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были трехколесные и двухколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было трехколесных?»

При изучении детьми разрядов чисел, эффективно использую на занятиях игровой момент под названием «Стук-стук». Он заключается в том, что на доску вывешивается таблица разрядов и классов. Ребенок задумывает любое число. Молоточком отстукивает задуманное число единиц каждого разряда в таблице. Остальные дети смотрят на таблицу и на слух отгадывают число.

При проведении устного счета использую такие игры, как «Математическая рыбалка», «Почтальон Печкин», «Молчанка», «Сколько лет человечку?» (суть данной игры состоит в том, чтобы посчитать сумму всех чисел, изображающих нос, рот, уши, руки, ноги нарисованного человечка).

При подборе материала к занятиям по математике я стараюсь связывать его с носителями реальностей, легко воспринимаемых детьми и имеющих определенный интерес для младших школьников. Выполняя математические действия, дети получают познавательную информацию: «Первый трамвай испытывали в 1882 году в Германии. Сколько лет трамваю в этом году?»

Быстрое развитие новых современных технологий требует от человека широкой эрудиции, знаний. Вот почему глубоко продуманный материал к проведению занятий, показ богатства, заключенного в научных знаниях, считаю важнейшим звеном интереса к учению.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой материал, который является для детей новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Удивляясь, ребенок как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в ожидании чего-то нового.

Ребята испытывают удивление, когда, составляя задачу, узнают, что 1 сова за год уничтожает 1000 мышей, которые за 1 год способны истребить 1 тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Этот материал легко воспринимается детьми, дает дополнительную познавательную информацию, вызывает интерес, а иногда и восхищение.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти знаком. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно, чтобы дети умели видеть в знакомом  новое.

Такое проведение занятий с детьми центра подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон. И то, почему растения тянутся к солнцу, и о свойствах талого снега, и многое другое.

Далеко не все в учебном материале для наших ребят интересно. И тогда выступает еще один не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса и индивидуальными возможностями детей.

Овладение новыми,  более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда,  когда на занятиях по математике предлагаю детям математические цепочки,  которые решаются ими с большим интересом, так как обогащают их новыми знаниями о знаменитых людях и событиях в России,  о жизни животного и растительного мира,  ненавязчиво развивают навыки устного счета. Наличие в таких цепочках трех ответов, где только один является истинным, заставляет детей быть более внимательными, чтобы не получить ложный ответ на поставленный вопрос. Например:

- В каком городе пройдут следующие Олимпийские игры?

56: (56:8) + (5х7-29)

14. Сочи

25. Москва

67. Дели

В процессе решения логических упражнений дети учатся сравнивать, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

Чаще всего предлагаемые мною логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер и поэтому содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. К примеру, простые и сложные анаграммы:

МОДЕЛИЕ = ДЕЛИМОЕ

ЗЕРО + КОТ = ОТРЕЗОК

ЛАГ + МОЕ + СЛА = СЛАГАЕМОЕ

Логические ряды: найти закономерность и продолжить ряды:

         9, 7, 12, 10……….

         24, 96, 12, 48……..

Включение комбинаторных задач на занятиях с младшими школьниками оказывает положительное влияние на их развитие. Решение таких задач дает возможность расширить знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения вообще), о процессе решения (чтобы решить задачу не обязательно выполнять какие-либо арифметические действия). При решении комбинаторных задач ребенок учится методу перебора, который в дальнейшем можно использовать и для решения другого вида задач.                      Например:

«Незнайка пытался записать все примеры на сложение трех однозначных чисел, чтобы в результате получалось 20, но он все время ошибался. Помогите ему, пожалуйста».

           Важное место в начальном курсе обучения математике отводится изучению геометрического материала. Активизировать познавательный интерес в области геометрии мне помогают такие задания, как «Угадай фигуру». Оно заключается в том, что вызванному ученику завязываю глаза, даю в руки фигуру,  вырезанную из плотного картона, и предлагаю на ощупь определить геометрическую фигуру.

При выполнении задания «Танграм» дети составляют рисунки  из геометрических фигур, полученных путем деления квадрата на части.

            Чтобы формировать у детей умение разложить сложную фигуру, я использую прием «Конструктор». Задание начинаю, например, с таких стихов:

    Я взял три треугольника

    И палочку – толочку.

    Их положил легонько я

    И получил вдруг елочку.

    Вначале выбери два круга - колеса

    А между ними помести-ка треугольник.

    Из палок сделай руль.

    И что за чудеса – велосипед стоит

    Теперь катайся, школьник!

Дети конструируют предметы, прослушав стихотворения. Затем на доску вывешиваю картинку-образец, и они сверяют с ним свои работы.

         Изучая геометрический материал, эффективно использую игру «Почини одеяло». Игру строю в виде рассказа: «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел из дома, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры».

- Сосчитай, сколько дыр в одеяле?

- Возьми фигуры и помоги Буратино починить одеяло. Дети с удовольствием подбирают недостающие геометрические фигуры, а также тренируют навыки счета.

            Занимательные задания  я стараюсь строить на материале различной трудности. Это дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе детей с разным уровнем знаний.

            На коллективных занятиях по математике применяю в работе элементы состязания. Организуя соревнования между детьми разных классов, решаю проблему  повышения интереса к работе.

            Проведение мною занятий в нетрадиционной форме, таких, как занятие-игра «Счастливый случай» (приложение 2), занятие-игра «Весне навстречу» (приложение 3), занятия-путешествия, КВН делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой хороших результатов в школе.

            Для привития познавательного интереса к русскому языку, на своих предметных занятиях я также стараюсь использовать все элементы занимательности.

            При закреплении знаний о звуках дети очень любят играть в такие игры, как «Кто внимательный». На доску вывешиваю картинки с изображением разных предметов и прошу детей найти одинаковый звук в данных словах, затем читаю сказку и прошу назвать все слова с каким-либо звуком, которые встретятся в сказке. Игра «Доскажи словечко» развивает внимание детей, чувство рифмы. Я читаю стихотворение, а ребята отвечают, каким словом оно заканчивается:

      В лесу под щебет и под свист

      Стучит лесной телеграфист:

     «Здорово, дрозд- приятель!»

      И ставит подпись….(дятел)

Развивать внимание позволяет игровой момент «Звук заблудился»:

      Мама с бочками (дочками) пошла

      По дороге вдоль села.

      На поляне лесной вырос зуб (дуб) молодой.

      Сели в ложку (лодку) и айда!

      По реке туда-сюда.

В процессе обучения чтению очень эффективно использование игровых моментов «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Дополни слово», «Найди слово в слове» и другие.

             На занятиях по русскому языку и чтению много внимания уделяю развитию речи детей. У младших школьников, поступивших в центр, как правило, речь плохо развита, беден словарный запас, отсутствуют навыки общения. Процесс обучения в начальной школе невозможен без общения детей друг с другом, коллективного поиска. Поэтому я считаю необходимым условием развитие общения детей друг с другом. Для этого учу детей рассуждать, уточнять, дополнять ответ товарища, слушать и слышать его.         Интересно наблюдать за детьми на занятиях, когда глаза их смотрят не в сторону воспитателя, а в сторону отвечающего. Да и уши начеку, их задача – услышать единомышленника. Здесь уместно использовать игру «во фразу»:

каждый ребенок получает листок с первым словом предложения. Дети по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось предложение.

Например, я записала слово «зимой». Первый ребенок читает мое слово и пишет свое – «хорошо», второй читает эти два слова и продолжает писать – «кататься» и так далее. Последний возвращает листок мне. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ слов. Эта игра ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложения.

            Часто на таких занятиях мы с детьми составляем фантастические гипотезы. Ребятам очень нравится игровой момент «Что было бы, если бы...». Техника фантастических гипотез предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса: «Что было бы, если бы…была зима?» Этот игровой момент позволяет детям развивать фантазию, лучше усваивать некоторые темы.

            Приятно, когда дети говорят: «Я хочу дополнить Сашу», «Я хочу поспорить с Наташей», «Я не согласна с тобой, Маша», «Я хочу согласиться с Андреем».

            Каждый раз стараюсь подготовить и организовать игры и ситуации, которые развивают умение слушать другого. Например, «Снежный ком». Этот прием построен на следующем принципе: на доске пишу слово, первый ребенок называет родственное ему слово, второй повторяет это слово и называет свое, третий повторяет оба слова и называет свое и так далее.

            Перед выполнением домашнего задания часто предлагаю карточки и перфокарты по изученным на уроках темам.

             Считаю целесообразным использовать на предметных занятиях такие виды работ, как самопроверка и взаимопроверка. Дети очень любят оценивать себя и друг друга. Это прививает им самостоятельность, желание стремиться к лучшим результатам.

            Как считают некоторые зарубежные психологи, познавательная активность ребенка развивается также путем подражания взрослым. Поэтому считаю своей обязанностью с первого дня пребывания ребенка в социально-реабилитационном центре поощрять и стимулировать возникновение у него познавательных вопросов, создавая для этого проблемные ситуации, помогаю найти «пищу для ума». Стараюсь использовать любую возможность, чтобы создать чувство радости от интеллектуальной деятельности. Ведь от этого ребенок будет больше любить умственный труд.

             В центре организована учебная комната, где мною проводится самоподготовка учащихся к школе, коллективные занятия с детьми по предметам, индивидуальные занятия с целью устранения пробелов в знаниях, воспитательные мероприятия. Условия для занятий максимально приближены к домашним, чтобы каждый ребенок в непринужденной обстановке смог пообщаться со мною, как с мамой, выслушать совет, принять необходимую помощь в подготовке домашнего задания. Мною осуществляется взаимосвязь со школой через присутствие на родительских собраниях, беседы с классными руководителями, консультации с учителями.

            Основной проблемой, с которой сталкиваются и педагоги школы, и специалисты центра – несформированность у детей навыков коммуникативного общения, что особенно влияет на решение проблемы школьной дезадаптации. Несовершеннолетние не могут находиться в коллективе, в отношениях со сверстниками, проявляют или агрессию, или замкнутость. Проводимая мною работа направлена на формирование у воспитанников более совершенных навыков общения, сплочения. Достичь желаемых результатов мне помогают такие формы работы, как групповые занятия – тренинги (приложение 4), индивидуальные и групповые беседы, коллективные игры, где каждый ребенок может раскрыть свою индивидуальность и почувствовать себя членом коллектива. Работая в этом направлении, я разработала и провела такие беседы, как «Спешите делать добро» (приложение 5), «Беседа – обмен информацией о праздновании Нового года» (приложение 6), сказочные тренинги на развитие коммуникативных навыков (приложение 7). Все проводимые мною занятия не только развивают навыки общения, но и активизируют познавательный интерес.

            Организация познавательной деятельности, в том числе и досуговой, в любом детском учреждении всегда была и останется очень важной сферой деятельности воспитателя. Воспитательные мероприятия, общение с детьми в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их общего развития и воспитания.  Они важны и для самого педагога,  так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для детей стороны личности самого воспитателя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что особенно необходимо для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Часто эти мгновения делают воспитателей и детей друзьями на всю жизнь. Это дает воспитателю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Занятия по предметам и воспитательные мероприятия открывают большие возможности для развития познавательных процессов младших школьников, которые проходят реабилитацию в социально – реабилитационном центре. Они дают почву для расширения кругозора детей, их общего развития, позволяют уменьшить разницу в развитии между детьми из благополучных семей, в  конечном результате повысить успеваемость детей в школе. При 100% успеваемости качество знаний детей составило:

Замечено, что коррекционные упражнения, которые я стараюсь включать на каждом занятии (приложение 3) не дают заметного стойкого эффекта за короткий срок. Для этого нужна долгая кропотливая работа. Временные неудачи заставляют искать различные пути совершенствования воспитательного процесса. Систематическая работа по формированию познавательной активности у детей обязательно приносит результат. Ребята проявляют интерес на уроках и с большим удовольствием принимают участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в центре и вне его.

 Так в 2011 году воспитанник центра Кривоченков Иван, участвуя в областном конкурсе детско-юношеского творчества среди воспитанников социально-реабилитационных учреждений Белгородской области «И помнит вся Россия» занял второе место, а в 2012 году воспитанница Кузьмина Анна заняла первое место в областном конкурсе детско-юношеского творчества среди воспитанников социально-реабилитационных учреждений Белгородской области «Свет Великой Победы».

Неоднократно под моим руководством воспитанники центра принимали участие и занимали призовые места в творческих конкурсах муниципального уровня.

Комплексная реабилитационная программа, включающая в себя индивидуальный педагогический подход, дополнительные занятия, коррекцию нарушенного поведения, социальных связей и правильную трудовую ориентацию, дает положительные результаты в решении такой сложной проблемы.

Уровень школьной дезадаптации

Исходя из данных диаграммы, можно сказать, что, работая по данной теме, уровень школьной дезадаптации снизился на 20% за год.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Просвещение, 1991.

2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Знание, 1978.

3. Волина В.В. Праздник числа. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997.

4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.

5.Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1968.

6. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. – М.: Просвещение, 1968.

7. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М.: Педагогика,1978.

8. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.

9.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1971.

10. Кордемский  Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение, 1983.

11. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: Признаки и способы предупреждения// Социальная педагогика. – 2008. - №2 – с.79.

12.Ленартович А., Любимова Г. Интеграционное обучение как способ вхождения детей в общество// Социальная педагогика. – 2007. - №3 – с.43

13. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников// Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: 1971.

14. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Приложение №1. Фотоматериалы

2. Приложение №2. Разработка занятия-игры по математике «Счастливый случай»

3. Приложение №3. Разработка занятия-игры по математике «Весне навстречу»

4. Приложение №4. Сказочные тренинги

5. Приложение №5. Разработка беседы «Спешите делать добро»

6. Приложение №6. Беседа-обмен информацией «О праздновании Нового года»

7. Приложение №7. Коррекционно-развивающие упражнения для занятий по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...