Конспект урока по "ОРКСЭ" "Нравственные идеалы"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок для учащихся 4 класса по теме "Нравственные идеалы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoy_etiki.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 11»
г. Шарыпово Красноярского края
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этики»
по теме «Нравственные идеалы»,
4класс
Верченко Марина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 11
Цель:
Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.
Задачи:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.
Ход урока
- Организация деятельности учащихся.
Проверка домашнего задания. О каких главных человеческих качествах мы говорили на прошлом уроке? А о каком главном качестве говорится в этих поговорках: « Без зубов, а грызет?», «Говори по делу, а живи по …» (ответы учащихся)
Какие пословицы и поговорки о совести вы подготовили, объясните их смысл.
Постановка темы и цели урока.
- Вступительное слово учителя.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях. Они были храбрые воины, готовые в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли», одним словом, они были…? (настоящие богатыри)
- Какова тема нашего урока? ( Нравственные идеалы на примере русских богатырей)
Какую поставим себе на уроке? (сформировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской)
Работа по теме урока.
(Звучит музыка 2 симфония А.П. Бородина « Богатырская»)
Стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.
- Работа с иллюстративным материалом:
Рассмотрите внимательно репродукцию картины.
Кто автор этой картины? ( Виктор Михайлович Васнецов «Три богатыря».) Кто на ней изображен?
Кто такие богатыри? Давайте посмотрим значение слова богатырь в словаре. (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)
Что вы знаете об этих богатырях? Выступление учащихся.
Объясните, почему богатыри так одеты и вооружены. Чем они заняты в данный момент?
- Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"?
- Как связаны между собой эти слова? ( Бог благословляет их на подвиги)
- Беседа с учащимися:
Богатырей изображали на картинах художники, композиторы писали музыку. Какой по характеру была музыка, которую вы прослушали? (ответы учащихся)
«Как в народе называли песни о героических подвигах богатырей …» (былинами или старинами)
Какие былины вы уже читали и знаете?
Какие подвиги русских богатырей вы могли бы назвать? Чему служили русские богатыри?
- Кто в былинах противостоит русским богатырям?
5. Создание проблемной ситуации.
Ребята! Я сейчас Вам покажу три предмета, с которыми можно ассоциировать богатырей. Попробуйте найти общее между ними и богатырями.
* береза - красота, защита, тепло;
* воин - сила, героизм, удаль, защита Родины;
* родник - чистота, певучесть, щедрость, источник жизни
Вывод
- Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил на помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения – это и есть богатыри.
Попробуйте сформулировать нравственный образ богатыря.
6. Работа в парах.
Заполни карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.
Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!
- А есть ли в наше время люди с такими человеческими качествами?
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.)
- Работа со статьей учебника. Правила честного поединка.
- Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Богатыри оказали большое влияние на современные нравственные представления о воинах.
Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определенные правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.
Соблюдение этих правил подчеркивало высокие нравственные качества воинов.
- Беседа о доспехах богатырей и их вооружении.
- Давайте еще раз рассмотрим репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри». Как одеты богатыри?
Игра « Соедини стрелками по смыслу»
Латы - доспехи из металлической чешуи, которые защищают руки ноги.
Кольчуга - рубашка из мелких плотно сплетенных железных колец.
Шлем – для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
- Как богатыри вооружены?
Игра « Узнай предмет по описанию»
Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа, меди, дерева. Иногда обтягивался кожей. По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
- Составление пословиц о Родине.
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Составьте пословицы о Родине.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины - соловей без песни.
Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:
Широко ты, Русь, по лицу земли
Красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, горомких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую?"
Рефлексия.
Закрепление основных понятий.
- Вспомните все, о чем мы сегодня говорили.
- Чему служили русские богатыри?
- Попробуйте сформулировать нравственный образец богатыря.
- Составьте синквейн на тему сегодняшнего урока.
Подведение итогов. Домашнее задание.
- Что нового вы узнали сегодня, какие новые слова запомнили?
- Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»?
- Каких людей можно назвать богатырями сегодня, в наше время.
Дома подготовьте рассказ об одном из современных богатырей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Конспект урока Азбука нравственности, окружающего мира
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....
Конспект урока «Следовать нравственной установке».
Ознакомить с понятием «нравственной установка»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;развитие самостоятельнос...
Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Нравственные ценности, идеалы, принципы".
Данный урок построент с учетом новых требований ФОП начального образования и с использованием интерактивных приемов....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...