Конспект урока по "ОРКСЭ" "Нравственные идеалы"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Верченко Марина Александровна

Урок для учащихся 4 класса по теме "Нравственные идеалы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoy_etiki.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 11»

г. Шарыпово Красноярского края

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этики»

 по теме «Нравственные идеалы»,

4класс

Верченко Марина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 11

Цель:

Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.

Задачи:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
  3. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  4. Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Проверка домашнего задания. О каких главных человеческих качествах мы говорили на прошлом уроке? А о каком главном качестве говорится в этих поговорках: « Без зубов, а грызет?», «Говори по делу, а живи по …» (ответы учащихся)

Какие пословицы и поговорки  о совести вы подготовили, объясните их смысл.

Постановка темы и цели урока.

  1. Вступительное слово учителя.  

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях. Они были храбрые воины, готовые в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли», одним словом, они были…? (настоящие богатыри)

- Какова тема нашего  урока?  ( Нравственные идеалы на примере русских богатырей)

Какую поставим себе на уроке? (сформировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской)

Работа по теме урока.

(Звучит музыка 2 симфония А.П. Бородина « Богатырская»)

 Стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.

  1. Работа с иллюстративным материалом:

 Рассмотрите внимательно репродукцию картины.

Кто автор этой картины? ( Виктор Михайлович Васнецов «Три богатыря».) Кто на ней изображен?

Кто такие богатыри? Давайте посмотрим значение слова богатырь в словаре. (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)

Что вы знаете об этих богатырях?  Выступление  учащихся.

Объясните, почему богатыри так одеты и вооружены. Чем они заняты в данный момент?

- Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"?

- Как связаны между собой эти слова? ( Бог благословляет их на подвиги)

  1. Беседа с учащимися:

Богатырей изображали на картинах художники, композиторы писали музыку. Какой по характеру была музыка, которую вы прослушали? (ответы учащихся)

«Как в народе называли песни о героических подвигах богатырей …» (былинами или старинами)

Какие былины вы уже читали и знаете?

     Какие подвиги русских богатырей вы могли бы назвать? Чему служили русские богатыри?

    - Кто в былинах противостоит русским богатырям?

5. Создание проблемной ситуации.

Ребята! Я сейчас Вам покажу три предмета, с которыми можно ассоциировать богатырей. Попробуйте найти общее между ними и богатырями. 

     *  береза - красота, защита, тепло;

     *  воин - сила, героизм, удаль, защита Родины;

     *  родник - чистота, певучесть, щедрость, источник жизни

Вывод

- Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины,  с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил на помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения – это и есть богатыри.

Попробуйте сформулировать нравственный образ богатыря.

6. Работа в парах.

Заполни карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

- А есть ли в наше время люди с такими человеческими качествами?

- Какой профессии они могут быть?

- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?

- Что для этого надо?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.)

  1. Работа со статьей учебника. Правила честного поединка.

- Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Богатыри оказали большое влияние на современные нравственные представления о воинах.

Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определенные правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.

Соблюдение этих правил подчеркивало высокие нравственные качества воинов.

  1. Беседа о доспехах богатырей и их вооружении.

- Давайте еще раз рассмотрим репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри». Как одеты богатыри?

Игра « Соедини стрелками по смыслу»

Латы - доспехи из металлической чешуи, которые защищают руки ноги.

Кольчуга -  рубашка из мелких плотно сплетенных железных колец.

Шлем – для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.

- Как богатыри вооружены?

Игра « Узнай предмет по описанию»

Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.

Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа, меди, дерева. Иногда обтягивался кожей. По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.

  1. Составление пословиц о Родине.

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Составьте пословицы о Родине.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Своя земля и в горсти мила.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины - соловей без песни.

 Общий смысл этих пословиц  точно выразил русский поэт Иван Никитин:

Широко ты, Русь, по лицу земли

Красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, горомких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

  • А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую?"

Рефлексия.

Закрепление основных понятий.

- Вспомните все, о чем мы сегодня говорили.

- Чему служили русские богатыри?

- Попробуйте сформулировать нравственный образец богатыря.

- Составьте синквейн на тему сегодняшнего урока.

Подведение итогов.  Домашнее задание.

- Что нового вы узнали сегодня, какие новые слова запомнили?

- Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»?

- Каких  людей  можно назвать богатырями сегодня, в наше время.

 Дома подготовьте рассказ об одном из современных богатырей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Конспект урока Азбука нравственности, окружающего мира

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....

Конспект урока «Следовать нравственной установке».

Ознакомить с понятием «нравственной установка»;  развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;развитие самостоятельнос...

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Нравственные ценности, идеалы, принципы".

Данный  урок построент с учетом новых требований ФОП начального образования и с использованием интерактивных приемов....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...