Формирование учебной деятельности и речевого взаимодействия в сотрудничестве
статья по теме

Шарапова Елена Пагбаевна

Формирование учебной деятельности и речевого взаимодействия в сотрудничестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyasharapova_e.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной деятельности и речевого

взаимодействия в сотрудничестве.

                   Е.П.Шарапова,

                                                                     учитель начальных классов                                                                     Цагатуйской СОШ

        Идеи и методы обучения в сотрудничестве использовались в практике образования довольно давно. Чем же привлекает педагогов обучение в сотрудничестве? Ответ на этот вопрос следует из выявленной специфики общения младшего школьника со сверстниками по сравнению с общением с взрослым. Дело в том, что способы деятельности, которые ребенок постигает, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей.

        Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Перечислим основные принципы обучения в сотрудничестве:

  1. Взаимозависимость членов группы
  2. Личная ответственность каждого
  3. Равная доля участия каждого члена группы
  4. Рефлексия- обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Какие преимущества имеет объединение усилий детей в решении задач и тренировке навыков? Суммируя эффекты обучения в сотрудничестве отметим следующие преимущества: возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний и умений; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между учениками; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, при этом самоуважение - и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы; «воспитательная» работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

        Рассмотрим пример задания для групповой работы на уроке русского языка.

Пример 1. «Я считаю, что в словах ДОЧЬ и МЕЧ нужно писать Ь, так как мягкость согласных в конце слова обозначается мягким знаком. Валя утверждает, что Ь не нужен, потому что [Ч’] не бывает твердым. А Нина говорит, что в букваре НОЧЬ с мягким знаком, а МЕЧ – без него. Мы думаем, что в букваре ошибка!» Так, категорически ниспровергая авторитеты, первоклассники самостоятельно поставили новую учебную задачу.

Учебная форма сотрудничества не складывается стихийно; ее надо целенаправленно строить на протяжении всего начального обучения. Без развернутого обучения способам взаимодействия учебная форма сотрудничества вырождается во внеучебные, что приводит к выхолащиванию предметности учебной деятельности, ограничивая развитие детской рефлективности и субъективности. Построение формы учебного сотрудничества происходит в трех направлениях

Три слоя учебной деятельности

Сферы рефлексии

Предмет совместной УД

Субъекты УД

Развивающие эффекты совместной работы

Мышление, деятельность

Система научных понятий, общие способы действия

Учитель, авторы программ

Рефлексивные операции, необходимые для решения учебных задач

Коммуникация, кооперация

Позиции участников совместного действия

Группа детей с учителем

Рефлексия как способность координировать позиции участников и инициировать совместное действие

Самосознание

Переходы ребенка от одной позиции к другой от незнания к знанию

Ученик

Рефлексия как способность к самоизменению, установление границ своего Я

         Диагностика развивающих эффектов обучения, в котором целенаправленно строились все линии учебного сотрудничества, показала, что в условиях совместной учебной деятельности основные учебные действия формируются наиболее полноценно; рефлексивное развитие детей интенсифицируется не только в интеллектуальной, но и в личностной сфере; развивается способность ребенка строить свои действия с учетом позиции партнеров, а также инициировать совместные действия со взрослыми и сверстниками.

Литература:

1.  Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

2.  Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Давыдов В. В., Горбов С.Ф., Никулина Г. Г., Савельева О. В. Обучение математике: Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы. М., 1994, 2 класс, 1995.

4.  Дональсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

5. Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопросы психологии. 1980. №6.

6.  Дьяченко В.К. Сотрудничество в учении. М., 1991.

7.  Жедек П.С. Основные направления обучения русскому языку в начальной школе // Русский язык в начальных классах/M.С.Соловейчик (ред.) М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной деятельности учащихся на основе ИКТ

Использование ИКТ существенно влияет на формирование учебной деятельности учащихся, поэтому педагогу очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это и ес...

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе овладения читательской деятельностью школьники часто испытывают трудности, которые затрудняют осознанное освоение текста.  К ним относится неумение обобщать информацию, содержащу...

Программа "Текстовая задача как средство формирования учебной деятельности" (выдержки из методической работы) (

Представлена Программа обучения решению текстовых задач, ориентированная на формирование учебной деятельности, где выделены цели педагогической деятельности, этапы формирования общих умений решать зад...

Формирование учебной деятельности

Учебная деятельность: содержание, структура, развитие.Формирование учебной деятельности в процессе апробации УМК«Классическая начальная школа» по математике (автор Э.И. Александрова)....

Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"

Задачи поставлены следующие: 1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов. 2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием. 3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании ...

Формирование учебной деятельности на уроках русского языка.

По программе русского языка "Школа-2100"  автор учебника Бунеев Р.Н....

Статья _Деятельность учителя по формированию учебной деятельности при внедрении ФГОС НОО

В данной статье рассмотрен вопрос формирования УУД у учащихся на примере урока постановки учебных задач по математике в 1 классе по теме "Объем. Измерение объемов" (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыд...