Формирование учебной деятельности и речевого взаимодействия в сотрудничестве
статья по теме
Формирование учебной деятельности и речевого взаимодействия в сотрудничестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyasharapova_e.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной деятельности и речевого
взаимодействия в сотрудничестве.
Е.П.Шарапова,
учитель начальных классов Цагатуйской СОШ
Идеи и методы обучения в сотрудничестве использовались в практике образования довольно давно. Чем же привлекает педагогов обучение в сотрудничестве? Ответ на этот вопрос следует из выявленной специфики общения младшего школьника со сверстниками по сравнению с общением с взрослым. Дело в том, что способы деятельности, которые ребенок постигает, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Перечислим основные принципы обучения в сотрудничестве:
- Взаимозависимость членов группы
- Личная ответственность каждого
- Равная доля участия каждого члена группы
- Рефлексия- обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Какие преимущества имеет объединение усилий детей в решении задач и тренировке навыков? Суммируя эффекты обучения в сотрудничестве отметим следующие преимущества: возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний и умений; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между учениками; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, при этом самоуважение - и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы; «воспитательная» работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Рассмотрим пример задания для групповой работы на уроке русского языка.
Пример 1. «Я считаю, что в словах ДОЧЬ и МЕЧ нужно писать Ь, так как мягкость согласных в конце слова обозначается мягким знаком. Валя утверждает, что Ь не нужен, потому что [Ч’] не бывает твердым. А Нина говорит, что в букваре НОЧЬ с мягким знаком, а МЕЧ – без него. Мы думаем, что в букваре ошибка!» Так, категорически ниспровергая авторитеты, первоклассники самостоятельно поставили новую учебную задачу.
Учебная форма сотрудничества не складывается стихийно; ее надо целенаправленно строить на протяжении всего начального обучения. Без развернутого обучения способам взаимодействия учебная форма сотрудничества вырождается во внеучебные, что приводит к выхолащиванию предметности учебной деятельности, ограничивая развитие детской рефлективности и субъективности. Построение формы учебного сотрудничества происходит в трех направлениях
Три слоя учебной деятельности
Сферы рефлексии | Предмет совместной УД | Субъекты УД | Развивающие эффекты совместной работы |
Мышление, деятельность | Система научных понятий, общие способы действия | Учитель, авторы программ | Рефлексивные операции, необходимые для решения учебных задач |
Коммуникация, кооперация | Позиции участников совместного действия | Группа детей с учителем | Рефлексия как способность координировать позиции участников и инициировать совместное действие |
Самосознание | Переходы ребенка от одной позиции к другой от незнания к знанию | Ученик | Рефлексия как способность к самоизменению, установление границ своего Я |
Диагностика развивающих эффектов обучения, в котором целенаправленно строились все линии учебного сотрудничества, показала, что в условиях совместной учебной деятельности основные учебные действия формируются наиболее полноценно; рефлексивное развитие детей интенсифицируется не только в интеллектуальной, но и в личностной сфере; развивается способность ребенка строить свои действия с учетом позиции партнеров, а также инициировать совместные действия со взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
3. Давыдов В. В., Горбов С.Ф., Никулина Г. Г., Савельева О. В. Обучение математике: Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы. М., 1994, 2 класс, 1995.
4. Дональсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
5. Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопросы психологии. 1980. №6.
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в учении. М., 1991.
7. Жедек П.С. Основные направления обучения русскому языку в начальной школе // Русский язык в начальных классах/M.С.Соловейчик (ред.) М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной деятельности учащихся на основе ИКТ
Использование ИКТ существенно влияет на формирование учебной деятельности учащихся, поэтому педагогу очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это и ес...
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе овладения читательской деятельностью школьники часто испытывают трудности, которые затрудняют осознанное освоение текста. К ним относится неумение обобщать информацию, содержащу...
Программа "Текстовая задача как средство формирования учебной деятельности" (выдержки из методической работы) (
Представлена Программа обучения решению текстовых задач, ориентированная на формирование учебной деятельности, где выделены цели педагогической деятельности, этапы формирования общих умений решать зад...
Формирование учебной деятельности
Учебная деятельность: содержание, структура, развитие.Формирование учебной деятельности в процессе апробации УМК«Классическая начальная школа» по математике (автор Э.И. Александрова)....
Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"
Задачи поставлены следующие: 1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов. 2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием. 3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании ...
Формирование учебной деятельности на уроках русского языка.
По программе русского языка "Школа-2100" автор учебника Бунеев Р.Н....
Статья _Деятельность учителя по формированию учебной деятельности при внедрении ФГОС НОО
В данной статье рассмотрен вопрос формирования УУД у учащихся на примере урока постановки учебных задач по математике в 1 классе по теме "Объем. Измерение объемов" (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыд...