Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовет по теме: «Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ»
Подготовила: Е.Э. Бобарнева
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
Особенности предлагаемой системы оценки:
- важна не проверка освоения отдельных знаний, а оценка способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи ;
- вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся (формирование навыков самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки);
- уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения
Отличительные особенности предлагаемой системы оценки:
• комплексный подход к оценке результатов образования;
• использование планируемых результатов освоения основных
образовательных программ;
• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода;
• оценка динамики образовательных достижений учащихся;
• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
• использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Контроль может осуществляться самим учеником и тем субъектом, который взаимодействует с этим учеником: сверстник, родитель, учитель.
Изучению роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психологических исследований. Действие самоконтроля Н.И.Гуткиной рассматривается как необходимое условие успешного обучения.
Т.В.Апухтина и Л.В.Федорова в своих исследованиях подчеркивают, что организация самоконтроля позволяет предупредить психологические перегрузки, повышенную утомляемость.
При самоконтроле ученик учится : 1. осознавать правильность своих действий направленных на предупреждение или обнаружение уже допущенных ошибок;
2. учиться адекватно оценивать свои знания и умения при выставлении собственной отметки и отметки учителя
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:
1. Развитие у обучающихся потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
3. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.
Работа организуется и проводится по трем направлениям
-обучение;
-развитие
-воспитание.
Работа над данной проблемой проводится в три этапа:
I этап Формирование начальных представлений о самоконтроле
II этап Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели
III этап Умение контролировать процесс достижения цели – пооперационный контроль.
Другая составляющая итоговой оценки — накопленная оценка. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио .
Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио - это действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Цель создания портфолио:
1.Портфолио – портфель образовательных достижений школьников.
2.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.
3.Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и других сферах.
Итог:
Новым направлением в системе оценивания является :
- инструментальное ядро государственного образовательного
стандарта;
- оценка предметных, метапредметных и личностных результатов
начального образования;
- ориентация оценки на деятельностный подход;
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк учёта результативности освоения образовательных программ учащихся в нач.школе
Данный бланк удобно заполнять как в бумажном варианте ( по предметам)и разместить в своём портфолио, так и в электронном виде. Собственная разработка....
Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов) даётся обоснование введения новой системы оценки дости...
«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов
В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...
«ПИУД» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной общео...
Планируемые результаты освоения учебной программы. Соотнесение требований к результатам согласно УМК и планируемых результатов. Структура рабочей программы по ФГОС. Воронина Н.И., учитель МБОУ СОШ №3 г. Шебекино Белгородской обл.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего об...
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»
МОУ Раменская СОШ № 5 Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...
Программа коррекционно- развивающих занятий с обучающимися, имеющими трудности, при освоении образовательных программ
Программа коррекционно- развивающих занятий с обучающимися, имеющими трудности, при освоении образовательных программ...