ИКТ в начальной школе
статья на тему
Предварительный просмотр:
ИКТ в начальной школе
XXI век – век высоких компьютерных технологий. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационно - коммуникативной технологии, становится важной составляющей его профессионализма.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Педагогика должна установить целесообразность и своевременность введения в начальное обучение новых информационных технологий. Для начальной школы это, должно быть время, когда сформированы методы познания окружающего мира, адекватные данному возрастному этапу развития ребенка: наблюдение, сенсорная и читательская деятельность, - которые уже не могут быть подменены другими методами познания. Такой подход обеспечит развитие эмоционального пласта процесса познания (результат обучения) и целесообразное применение медиасредств в процессе обучения как вспомогательных (технология обучения).
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, на сколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
ИКТ должно выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИТК. Презентация должна соответствовать определённому уровню детей.
Главная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое простыми и анимированными схемами, рисунками, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится учителем заранее. Все материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию. Такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютера.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Такие уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- для объявления темы урока;
- при объяснении учителем нового материала;
- как информационно – обучающее пособие;
- для контроля знаний.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте. Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
На уроках использую компьютерные тесты, которые повышают эффективность учебного процесса, активизируют познавательную деятельность. Тесты представляют варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверки. В первом классе мной был проведен урок – презентация «Путешествия Смешариков».
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах.
И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, запоминающимся.
Одной из форм обучения является проектная деятельность, которая наиболее полно отвечает групповой или индивидуальной творческой работе. Каждый учащийся в ходе учебной деятельности формирует своё личное информационное пространство. Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедийную презентацию. Презентация демонстрируется на большом экране в сопровождении автора. Повышается эффективность учебного процесса.
Многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).
Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Я применяла разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д..
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Список использованной литературы:
1. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе», Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования.
2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
3. Е.И.Блинова. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя: науч.-метод. пособие., Челябинск – Верхний Уфалей: изд-во образовательного центра «Симарс», 2007.
4. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7.
5. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
6. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М., 2007. - 302 с.
7. Ларских З.П. О компьютерной поддержке курса русского языка в начальной школе. // Начальное образование – 2009. - № 4
8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
9. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...