РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
методическая разработка на тему
Методическая разработка помогает родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка, повысить педагогическую культуру и грамотность родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 384 г.о. Самара
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Подготовила: Воспитатель Глумова О.А. |
2014 год
Тема: «Семейные ценности»
Форма проведения: родительская гостиная
Аудитория: родители старшей группы
Количество участников: 15
Цель: обмен опытом по семейным ценностям, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Создать атмосферу доброжелательного настроя и взаимопонимания между педагогами и родителями.
2. Активизация воспитательных и образовательных умений родителей.
3. Укрепление семейных ценностей.
4. Повышение педагогической культуры и грамотности родителей.
Ожидаемые результаты:
1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых.
2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций.
3. Продуктивно-творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Информационно- техническое обеспечение:
- Украсить группу.
- Развесить плакаты.
- Оформить приглашение.
- Подобрать музыку.
- Литература.
- Текст доклада.
- Памятка «основные традиции»
- Оформить приглашение для собрания.
Материалы и оборудование:
Игрушка «плюшевый мишка», камушек, цветок «Ромашка» с лепестками, фишки (желтая, красная, синяя).
Семья – поистине высокое творение
Она заслон надежный и причал
Она дает призванье и рожденье
Она для нас основа всех начал
Е.А. Мухачёва
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Семейные традиции – это не только праздники, но и совместные игры, чтение книг и т. д. – все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
1. Мини-анкета
Воспитатель: Ответьте пожалуйста на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции».
- Что по вашему, входит в понятие «Семейные традиции»?
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2. Рассказы детей (итоги опроса детей).
Воспитатель: Вот что о праздниках и семейных традициях рассказывали ваши дети. Всем детям нравится быть дома, потому что дома они рядом с родными. Все дети любят и знают некоторые праздники. Это: новый год (наряжают елку, приходит дед мороз), день рождения (дарят подарки, приходят друзья, торт, свечи). А вот на вопрос: «Куда ты любишь ходить с родителями?», дети отвечают: «В магазин, гулять, ездить на дачу».
3. Упражнение: «Камень благодарности».
Воспитатель: Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках камень, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна(ен) своим родителям за семейную традицию … »
(родители рассказывают о своих семейных традициях).
Воспитатель: Я предлагая Вам немного расслабиться и поиграть.
Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора,
Но на собрании наши дети не играют
А родителям место уступают.
Воспитатель: Я задам Вам задачу, попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек?:
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат,
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(6 человек)
С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Традиция № 1. Составление родословной (генеалогическое древо).
Родителям было дано домашнее задание: составить генеалогическое древо своей семьи. Родители рассказывали: откуда родом их родители, дедушки, бабушки. Кто придумал имя которое они носят и т. д. У кого получился самый многочисленный род – подали хороший пример другим. Те родители, которые мало знали о своем роде, взяли себе на заметку и начнут собирать историю своего рода.
Воспитатель: Я предлагаю Вам окунуться в детство и вспомнить, о чем Вы мечтали когда были детьми. У меня в руках мягкий, плюшевый мишка, которого каждый из Вас будет брать в руки, и рассказывать нам о мечте детства.
(родители рассказывают о мечте детства передавая друг другу медвежонка)
Воспитатель: Послушайте загадку.
Он бывает у каждого.
Его долго ждешь, а он быстро проходит.
Он бывает в одно и то же время года.
Бывает очень весело когда много гостей.
И всегда что-то дарят.
Я его очень люблю.
- Что это? (день рождения)
Традиция № 2. Семейные праздники (день рождения).
Обсуждение ситуации № 1: Встретились две мамы, разговорились. «У меня сыну через два дня будет день рождения, - делилась радостью одна из них. - Думаю, ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют». «И все? » - поинтересовалась собеседница. «А что ты мне еще посоветуешь? Что мне - клоуном перед ними быть».
• Представьте, что такой разговор состоялся с вами, и ваша собеседница спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали?
• Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?
• Запомниться ли он детям?
• Как отмечать день рождения ребенка?
• Что интересного было в вашей семье?
• Чем можно привлечь детей во время подготовки? (Обмен опытом.)
Обсуждение ситуации № 2: Малышу исполнилось 6 лет, мать хотела отметить ему день рождение, устроить для него домашний праздник. Но соседка сказала, что нечего баловать ребенка, вырастет, вот тогда и пусть отмечает. Мать задумалась, возможно соседка права, купить подарок да и все.
• Нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка?
• Нужны ли праздники для детей в семье?
• Какие вы устраиваете дни рождения?
• Кого приглашаете к малышу в гости?
• Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
Задаются вопросы детям:
• Вы любите домашние праздники?
• Какие бывают у вас праздники?
• Что вам больше всего нравится на домашних праздниках?
Ответы родителей: фотографируют ребенка, многие отмечают рост ребенка на косяке или двери, пусть он видит на сколько он вырос за год. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно продумать заранее программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, сюрпризы, сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые, украсить комнату. От выдумки и фантазии взрослого зависит успех детского торжества.
Воспитатель: Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого. У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.
(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).
Вопросы на лепестках ромашки
-Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Воспитатель: Семейное чтение, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребенка незабываемые впечатления об этих вечерах.
Задание «Литературные родственники».
В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.
"..." М. Горький.
("Мать".)
"...-разбойники", А.С. Пушкин.
("Братья-разбойники")
"... Карамазовы", Ф.М. Достоевский.
("Братья Карамазовы".)
"Три ...", А.П. Чехов.
("Три сестры")
"... Ваня", А.П. Чехов.
("Дядя Ваня".)
"... Мазай и зайцы", Н.А.Некрасов.
("Дед Мазай и зайцы".)
"Капитанская ...", А.С. Пушкин.
("Капитанская дочка".)
"... полка", В.П. Катаев.
("Сын полка".)
"... капитана Гранта", Ж. Верн.
("Дети капитана Гранта")
"... Фёдор, пёс и кот", Э. Успенский.
("Дядя Фёдор, пёс и кот".)
Традиция № 3 «Чтение художественной литературы, сказки на ночь».
Воспитатель: Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в нашей жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу время, потехе час, а потому, что играя, ребенок учится и познает жизнь.
Игра-задание.
Воспитатель: Я предлагаю необычное задание: вспомните Ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если Вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – желтого, никогда – синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
- Рассказываю о своих играх в детстве.
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
- Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
- Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.
- Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.
- Часто дарю ребенку игрушку.
Если на Вашем столе больше красных фишек, значит игра в Вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с Вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.
Традиция № 4 «Игры с ребенком».
Воспитатель: Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает Вашу жизнь и детство Ваших детей намного богаче. Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь её. В наших с Вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Воспитатель: Мы предлагаем Вам памятку, которая надеемся Вам поможет увеличить число семейных традиций.
Основные семейные традиции
- Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.
- Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.
- Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.
- Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.
- Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
- Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).
- Сказка на ночь;
- Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».
Изречения:
- "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" (Л. Н. Толстой) .
- "Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы" (А. Н. Острогорский)
- "Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости".
- "Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".
(А.С. Макаренко)
- "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства".
(Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)
- "К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ)
- "Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной". (У. Фоскало)
- "Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним".
Литература
- Зверева О.А., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
- Журнал: Ребенок в детском саду № 3-2001, № 4-2001, № 2-2001, № 5-2007.
- Журнал: Обучающая подборка, Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.
- Журнал: Управление ДОУ № 4-2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семейные ценности"
Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейных ценностях в современных семьяхЗадачи:Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из глав...
Программа родительского клуба "Семейная гостиная". Выступление на педсовете
В современном мир часто не хватает времени многим родителям на общение с детьми в силу занятости. Цель данной программы развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответ...
Родительский клуб «Семейная гостиная»
Родительский клуб «Семейная гостиная» «Наилучший способ помочь детям –это помочь их родителям»АктуальностьСемья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осва...
Родительское собрание "Семейные ценности: настоящее и прошлое"
Родительское собрание«Семейные ценности: настоящее и прошлое». Цель: убедить родителей в том, что семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, пр...
Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»
Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»...
Материал для общешкольного родительского собрания "Семейные ценности"
Родительское собрание "Семейные ценности". Издавна семья на Руси занимала главнейшее место, ведь она укрепляла и растила новые поколения российского народа. Семьей принято было гордиться и н...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы». Цель:
Повышать педобразование родителей.формировать умения взаимодействия с детьми....