Урок "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) по теме

 

Конспект урока  по теме «Дружба», для учащихся 4 класса, по предмету ОРКСЭ.

В ходе урока идёт  формирование представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Урок призван помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба", знакомит  с истинным толкованием слова "дружба" ,"друг", учить слушать, понимать и помогать друг другу; формирует добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивает стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам, учит

анализировать свои поступки и окружающих людей.

В результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения, осознание, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство. В ходе урока идёт формирование у учащихся навыков работы в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_druzhba.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Дружба"

Цель урока: формирование представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Задачи:

помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";

познакомить с истинным толкованием слова "дружба" ,"друг", учить слушать, понимать и помогать друг другу;

формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

анализировать свои поступки и окружающих

пополнить "кодекс доброты"

Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ

Прогнозируемый результат:

в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориями;

осознание учащимися что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство.

формирование у учащихся навыков работы в группе.

Ход урока. Слайд№1

  1. Организационный момент.

- Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …». У вас на партах лежат рабочие листы, и различные задания  которые мы будем выполнять  по ходу урока.

2. Постановка проблемы. Слайд№2( нажать на гиперссылку, на кота)

Просмотр  мультфильма «Самый настоящий друг» .  (до слов крокодила «Терпеть не могу, когда кто-то дружит…»).

Учитель: Ребята как вы думаете о чём сегодня будет идти речь на нашем уроке? ( о дружбе, о настоящем друге, признаках дружбы, видах дружбе, о необычной дружбе, и можем ли каждый из вас назвать себя настоящим другом)

 Учитель: А что вы хотите узнать о дружбе?

3. Изучение новой темы

(слайд №2) 

Учитель: Тема сегодняшнего урока "Дружба", мы узнаем, что такое дружба, кто такой настоящий друг.  Отличительные черты дружбы

 (слайд №3)

Учитель:  "Монолог о дружбе"

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Учитель:  Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

Откроем учебник на стр. 32, найдите понятие дружба.

 (слайд №4)

Учитель: А по словарю В. И. Даля "Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении"

(зачитывают, записывают определение)

(слайд №5)

Учитель:  А как же определить, что такое дружба? Давайте попробуем выделить отличительные черты  дружбы? Вы можете их назвать? Давайте прочитаем на стр. 32-33.

- избирательность

- доверительность

- бескорыстность

- взаимная симпатия и общность интересов

Чтение ученицей стихотворения А.Барто "Требуется друг!"

Все живут, не тужат,

 А со мной не дружат.

 Предлагаю Ильиной:

 "Ты дружи со мной одной!"

Есть разряд у Ильиной

 И девчонок свита.

 Подружусь я с Ильиной-

 Стану знаменитой.

Все пятёрки до одной

 У Светловой Нади.

 Я прошу "Дружи со мной!

 Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать -

 Дашь контрольную списать"

 А девчонка на дыбы

 Говорит: "Молчала бы"

Не вставать же на колени

 Уговаривать подруг

 Напишу я объявление:

 "Срочно требуется друг!"

Учитель:  - Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?

Давайте выполним задание в №2 в рабочих листах

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство

самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

(слайд №6)  Объясните почему? Проверили?

(слайд №7)

Учитель:  Посмотрите на экран и дополните каждый по цепочке: "Друг - это тот, кто…

Учитель: Я начну с себя "Друг - это тот, кто никогда не предаст"

(высказывания детей).

Клик мышкой   общий вывод.   

       Учитель: Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Какие вы знаете пословицы о дружбе, друге? Их очень много. Собери пословицу стрелками. Работа в парах.

  1. Друг за друга держаться-

ничего не бояться.

  1. Недруг поддакивает,

а друг спорит.

  1. Друга ищи,

а найдёшь – береги.

  1. Кто любит лгать,

того нельзя в друзья брать.

  1. Не тот друг кто мёдом мажет,

а тот, кто правду скажет.

  1. Новых друзей наживай,

а старых не забывай.

  1. Птицы сильны крыльями,

а люди дружбой.

  1. Человек без дружбы,

что дерево без корня.

  1. Какую дружбу заведёшь-

такую и жизнь проживёшь.

  1. Гору разрушает ветер,

а людскую дружбу – слова.

Слайд№8

Вывод: дружба очень важна. 

Учитель: Ребята вы устали? Немножко отдохнём.

Физкультминутка (песня "Песенка о дружбе").

Учитель: В жизни очень часто мы сталкиваемся с различными ситуациями. Многие из них проверяют насколько наша дружба настоящая. Давайте разберём жизненные ситуации.

Учитель:

 На прошлом уроке некоторые ребята получили тайное задание, пожалуйста, ребята.

Дети разыгрываю сценки по ролям.

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили  домашнее задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

Учитель: Прокомментировали,  молодцы,  а теперь,

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

 (читает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Читает учитель: В. Осеева «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Учитель:

– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах  и создайте правила дружбы.

Слайд №9 (кликать)

Мы должны поддерживать друг друга в беде.

Мы не должны обижать друг друга, а тем более бить.

Мы должны понимать друг друга и уважать.

Мы должны уметь слушать и слышать друг друга.

Мы не должны смеяться над ошибками своих одноклассников, нужно помогать товарищам.

Мы не должны предавать друг друга.

Учитель:

Дети,  какие правила дружбы вы ещё могли бы предложить?

Варианты:

Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить. Поддержи друга, если у него неприятности.

Порадуйся вместе с ним его успехам.

Не завидуй другу!

 Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина.

 Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться. Никогда не сплетничай о своих друзьях.

 Старайся замечать, прежде всего хорошее в человеке.

 О достоинствах своего друга расскажи каждому.

Слайд№10

Учитель:

Итак, ребята,  какой вывод мы можем с вами сделать из сегодняшнего урока.     Как бы вы ответили на вопрос    Что такое дружба?

Дети предлагают варианты ответов.

4. Домашнее задание:

Учитель:

 Откройте дневник, запишем домашнее задание урок 14, задания на стр. 33 (написать на доске)

Учитель:

Ребята. Вы должны помнить о том, что вы коллектив и у вас есть общие цели, задачи, интересы. Поэтому, я предлагаю вам взяться за руки, встать поближе друг к другу, чтобы почувствовать плечо своих одноклассников.

Я от души желаю вам беречь и хранить дружбу. Давайте сделаем друг другу подарок – поляну  дружбы из ромашек как герои известного мультфильма «Тилимилитрям».

5. Рефлексия:

Давайте посмотрим,  как друзья дарили друг другу подарок, а потом сами подарим друг другу.

Дети прикалывают ромашки, потанцуют. Учитель говорит до свидания.