Урок "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект урока по теме «Дружба», для учащихся 4 класса, по предмету ОРКСЭ.
В ходе урока идёт формирование представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Урок призван помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба", знакомит с истинным толкованием слова "дружба" ,"друг", учить слушать, понимать и помогать друг другу; формирует добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивает стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам, учит
анализировать свои поступки и окружающих людей.
В результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения, осознание, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство. В ходе урока идёт формирование у учащихся навыков работы в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_druzhba.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Дружба"
Цель урока: формирование представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Задачи:
помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";
познакомить с истинным толкованием слова "дружба" ,"друг", учить слушать, понимать и помогать друг другу;
формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
анализировать свои поступки и окружающих
пополнить "кодекс доброты"
Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ
Прогнозируемый результат:
в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориями;
осознание учащимися что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство.
формирование у учащихся навыков работы в группе.
Ход урока. Слайд№1
- Организационный момент.
- Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …». У вас на партах лежат рабочие листы, и различные задания которые мы будем выполнять по ходу урока.
2. Постановка проблемы. Слайд№2( нажать на гиперссылку, на кота)
Просмотр мультфильма «Самый настоящий друг» . (до слов крокодила «Терпеть не могу, когда кто-то дружит…»).
Учитель: Ребята как вы думаете о чём сегодня будет идти речь на нашем уроке? ( о дружбе, о настоящем друге, признаках дружбы, видах дружбе, о необычной дружбе, и можем ли каждый из вас назвать себя настоящим другом)
Учитель: А что вы хотите узнать о дружбе?
3. Изучение новой темы
(слайд №2)
Учитель: Тема сегодняшнего урока "Дружба", мы узнаем, что такое дружба, кто такой настоящий друг. Отличительные черты дружбы
(слайд №3)
Учитель: "Монолог о дружбе"
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Учитель: Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
Откроем учебник на стр. 32, найдите понятие дружба.
(слайд №4)
Учитель: А по словарю В. И. Даля "Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении"
(зачитывают, записывают определение)
(слайд №5)
Учитель: А как же определить, что такое дружба? Давайте попробуем выделить отличительные черты дружбы? Вы можете их назвать? Давайте прочитаем на стр. 32-33.
- избирательность
- доверительность
- бескорыстность
- взаимная симпатия и общность интересов
Чтение ученицей стихотворения А.Барто "Требуется друг!"
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать"
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы"
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!"
Учитель: - Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?
Давайте выполним задание в №2 в рабочих листах
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство
самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
(слайд №6) Объясните почему? Проверили?
(слайд №7)
Учитель: Посмотрите на экран и дополните каждый по цепочке: "Друг - это тот, кто…
Учитель: Я начну с себя "Друг - это тот, кто никогда не предаст"
(высказывания детей).
Клик мышкой общий вывод.
Учитель: Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Какие вы знаете пословицы о дружбе, друге? Их очень много. Собери пословицу стрелками. Работа в парах.
| ничего не бояться. |
| а друг спорит. |
| а найдёшь – береги. |
| того нельзя в друзья брать. |
| а тот, кто правду скажет. |
| а старых не забывай. |
| а люди дружбой. |
| что дерево без корня. |
| такую и жизнь проживёшь. |
| а людскую дружбу – слова. |
Слайд№8
Вывод: дружба очень важна.
Учитель: Ребята вы устали? Немножко отдохнём.
Физкультминутка (песня "Песенка о дружбе").
Учитель: В жизни очень часто мы сталкиваемся с различными ситуациями. Многие из них проверяют насколько наша дружба настоящая. Давайте разберём жизненные ситуации.
Учитель:
На прошлом уроке некоторые ребята получили тайное задание, пожалуйста, ребята.
Дети разыгрываю сценки по ролям.
Ситуация 1.
Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?
Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?
Ситуация 3. Вы выполнили домашнее задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?
Учитель: Прокомментировали, молодцы, а теперь,
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
(читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Читает учитель: В. Осеева «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Учитель:
– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы.
Слайд №9 (кликать)
Мы должны поддерживать друг друга в беде.
Мы не должны обижать друг друга, а тем более бить.
Мы должны понимать друг друга и уважать.
Мы должны уметь слушать и слышать друг друга.
Мы не должны смеяться над ошибками своих одноклассников, нужно помогать товарищам.
Мы не должны предавать друг друга.
Учитель:
Дети, какие правила дружбы вы ещё могли бы предложить?
Варианты:
Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить. Поддержи друга, если у него неприятности.
Порадуйся вместе с ним его успехам.
Не завидуй другу!
Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина.
Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться. Никогда не сплетничай о своих друзьях.
Старайся замечать, прежде всего хорошее в человеке.
О достоинствах своего друга расскажи каждому.
Слайд№10
Учитель:
Итак, ребята, какой вывод мы можем с вами сделать из сегодняшнего урока. Как бы вы ответили на вопрос Что такое дружба?
Дети предлагают варианты ответов.
4. Домашнее задание:
Учитель:
Откройте дневник, запишем домашнее задание урок 14, задания на стр. 33 (написать на доске)
Учитель:
Ребята. Вы должны помнить о том, что вы коллектив и у вас есть общие цели, задачи, интересы. Поэтому, я предлагаю вам взяться за руки, встать поближе друг к другу, чтобы почувствовать плечо своих одноклассников.
Я от души желаю вам беречь и хранить дружбу. Давайте сделаем друг другу подарок – поляну дружбы из ромашек как герои известного мультфильма «Тилимилитрям».
5. Рефлексия:
Давайте посмотрим, как друзья дарили друг другу подарок, а потом сами подарим друг другу.
Дети прикалывают ромашки, потанцуют. Учитель говорит до свидания.