Выступление на РМО.
статья по теме

Выступление на РМО

«Организационные модели внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Формирование системы духовного воспитания в контексте требований  ФГОС.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_konferentsiya.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

«Организационные модели внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Формирование системы духовного воспитания в контексте требований  ФГОС.»

 Цели и задачи

Цель: кого мы воспитываем?

Что такое «цель» воспитания в школе?

Воспитание – составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса в понимании Образовательной системы «Школа 2100» – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

 Задачи: что мы воспитываем?

Откуда возникают «задачи» воспитания?

Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.

Этих ценностей много. Как правило, их группируют по 10–11 «источникам нравственности» (человек, семья, гражданственность, искусство, наука, религия и т.п.). В программе же используется иная систематизация ценностей – по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников.

Как можно назвать направления воспитания?

ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ).

СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

ТРУД  ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ  (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ)

ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

ПРИРОДА – НАШ ДОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

КРАСОТА СПАСЁТ МИР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

                               ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Спортивно-оздоровительное направление (2 часа)

Название

Кол-во часов

Ф.И.О. учителя

Клуб «Подвижные народные игры»

1

Алексеенко Т.В.

Отряд «Здоровячок»

1

Алексеенко Т.В.

Духовно-нравственное направление (2 часа)

Название

Кол-во часов

Ф.И.О. учителя

Клуб «Мы - патриоты России»

1

Алексеенко Т.В.

Клуб «Азбука добра»

1

Алексеенко Т.В.

Социальное направление (2 часа)

Название

Кол-во часов

Ф.И.О. учителя

Клуб «Я – гражданин России»

1

Алексеенко Т.В.

Клуб «Земля - наш дом»

1

Алексеенко Т.В.

Общеинтелектуальное направление (2часа)

Название

Кол-во часов

Ф.И.О. учителя

Клуб «Хочу все знать»

1

Алексеенко Т.В.

Клуб «Наши младшие друзья»

1

Алексеенко Т.В.

Общекультурное направление (2часа)

Название

Кол-во часов

Ф.И.О. учителя

Отряд «Юный пешеход»

1

Алексеенко Т.В.

Клуб «Любительский театр, праздники»

1

Алексеенко Т.В.

Цель работы клуба «Мы – патриоты России»:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

       сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

       сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

       сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

       сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

       вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

 

Правовой базой для составления программы являются:

•          Конвенция ООН о правах ребенка

•          Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

•          Устав школы

•          Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

Программа “Растим патриотов России" основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д.   "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"

     Основная цель факультатива «Азбука добра» – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива.

  Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Клуб «Подвижные народные игры»

Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.  

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Здоровячок».

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Цель программы «Я – гражданин России»: формирование активной гражданской позиции, социализация учащихся образовательных учреждений Российской Федерации, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества

Задачи:

1.        Воспитательные:

способствовать развитию патриотических и интернациональных чувств через игровые моменты;

воспитывать любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты;

способствовать становлению экологически грамотного мировоззрения и прививать гордость за родную землю:

способствовать здоровому образу жизни;

формировать уважительное отношение к памятникам прошлого;

развивать самостоятельность, организованность и дисциплину.

2.        Познавательные:

закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках обществознания;

освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

развитие коммуникативных навыков;

приобретение навыков групповой работы.

прививать чувство любви к декоративному народному искусству, изобразительной деятельности, музыке, литературе, народному творчеству, традициям и обычаям.

Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.  Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

        Программа клуба «Хочу все знать» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.  

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.

       Цель программы «Наши младшие друзья» - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Актуальность клуба «Любительский театр, праздники».

 Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием  определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его  личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Новизна.  В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Цель программы «Юный пешеход»:

создание условий для саморазвития,  самопознания, самореализации личности;

Обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей  в рамках безопасного образовательного процесса.

Задачи:

Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

Повысить интерес школьников к велоспорту;

В работе по безопасности дорожного движения использовать здоровьесберегающие  технологии как систему  учебно-воспитательных и организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни детей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Приобретение обучающимися  знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;

Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,

Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;

Овладение  двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника?

Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

 

Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый  результат, к которому, однако, надо стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....