№ п\п. | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|
|
|
|
|
|
| Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1
|
| Волшебная страна «Фонетика». Игра «Подскажи словечко». Анкетирование. | Что такое фонетика? И что она изучает? | Дар речи. Общение. Слово. Звуки. | Понимание смысла речевого общения, различение устной и письменной речи, выделение речевых действий. | Р. Выполнять учебные действия в громко речевой форме. П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии. К. Задавать вопросы. | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. |
2 |
| Распознавание твёрдых и мягких согласных звуков в словах. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко». | Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных. Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр.
| Рифма,звуки. | Умение фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. Умение применять изученные правила при письме под диктовку.
| Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения. |
3 |
| Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания. Интонация. Эмоции. Слова помощники.
| Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.
| Звуки буквы Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков.
| Знание отличительных особенностей гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков, правописание йотированных гласных | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия П: наблюдение за единицами речи, анализ , синтез и классификация информации. К: умение распределять обязанности при работе в паре, координировать работу в паре | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. |
4 |
| Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра “Найди пару”. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение».
| Повторить пары звонких и глухих согласных. Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков | Проверяемое, проверочное слово
| Уметь наблюдать сходство и различие звучания парных согласных на конце слов, осуществлять подбор проверочных слов по выделенным признакам | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков П:умение формулировать собственное мнение и позицию. произвольное построение высказываний
К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников | . Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
|
5 |
| Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. Игра «Подскажи словечко» | Повторить пары звонких и глухих согласных. Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков | Проверяемое, проверочное слово
| Уметь наблюдать сходство и различие звучания парных согласных на конце слов, осуществлять подбор проверочных слов по выделенным признакам | Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании деятельности
П: моделировать способ действий, умение анализировать, выделять существенные признаки.
К: ставить вопросы, обращаться за помощью | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. |
6 |
| Звуки и буквы. Звуко - буквенный разбор слов. Викторина “Интересные буквы и звуки” | Организовать орфографический тренинг по различению звуков и букв. | Звуки и буквы | Умение различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами, анализировать информацию. | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: вносить коррективы К: формулировать собственное мнение и позицию | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
7 |
| « Грамматическое домино”. | Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец.
| Проверяемое, проверочное слово
| Уметь наблюдать сходство и различие звучания безударных гласных и их записи буквами, осуществлять подбор проверочных слов по выделенным признакам | Р:выполнять учебные действия в материализованной , громкоречевой и умственной форме П:умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, их существенных признаков и синтеза. К: адекватно использовать речевые средства | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. |
8 |
| Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн) | Провести наблюдение над употреблением гласных е. и после непарных твёрдых шипящих, над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих.
| Шипящие согласные
| Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. Умение записывать гласные после шипящих с опорой на правило. | Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
9 |
| Алфавит. | Углубить представления о практической значимости знания алфавита. Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью | Письменность Азбука алфавúт | Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов).
| Р: умение применять знания алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. |
10 |
| Роль предложения в общении. Предлоги. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.
| Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами) | Предлоги и союзы — слова-связки
| Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека |
11 |
| Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Шарады. | Что такое головоломки и шарады? | Головоломка, шарада. |
| Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям. К. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
|
12 |
| Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Повторить основное правиле переноса слов по слогам. | Ударный слог. Гласный под ударением. Перенос слов. | Умение соотносить слоговое строение слова и варианты переноса | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия
П: учитывать причинно – следственные связи К: формулировать собственное мнение | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. |
13 |
| Ребусы. | Что такое ребус? | Ребус. | Научаться самостоятельно и при помощи учителя составлять ребусы. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
14 |
| Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё | Ударный слог. Гласный под ударением. Безударный.
| Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами).
| Р: принимать и сохранять учебную задачу П: умение руководствоваться правилами при создании речевого высказывания К: проявление уважения к собеседнику через орфоэпически правильное произношение слов при общении | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. |
15 |
| Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот. Повторить написание жи-ши. Повторить употребление гласных после мягких согласных (ча-ща, чу-щу) | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия П: наблюдение за единицами речи, анализ , синтез и классификация информации. К: умение распределять обязанности при работе в паре | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
16 |
| Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.
| орфограммы | Закрепление умений обнаруживать орфограммы, проверять их, строить и оформлять предложения и тексты. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека |
17
|
| Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Способы проверки безударных гласных в корне слова. | Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.
| орфограммы | умение применять полученные знания в самостоятельной работе | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека |
18 |
| Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными) | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
19 |
| Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | Повторить употребление твёрдого знака в середине слова. Перенос слов с твёрдым знаком. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы | Знакомство с ролью твёрдого знака. Правила написания слов с твёрдым знаком. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
20 |
| Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране «Имя существительное». | Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи | Имя существительное
| Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
| Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия П: наблюдение за единицами речи, анализ , синтез и классификация информации. К: умение распределять обязанности при работе в паре, координировать работу в паре | Осознание богатства выразительных средств русского языка |
21 |
| Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. | Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).
| Родословное дерево Район Имя существительное
| Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.
| Р: различать способ деятельности и результат
П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач
К: обращаться за помощью, адекватно оценивать | Осознание богатства выразительных средств русского языка |
22-23 |
| Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Анаграммы. Составляем схемы. | Проверить сформированность знаний, умений и навыков | диктант | Использовать правила написания слов при записи по слуху Умение применять полученные знания в самостоятельной работе, навык грамотного письма с соблюдением изученных правил при письме под диктовку | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека |
24-25 |
| Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное. | Совершенствование знаний об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имен прилагательных |
| Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи | Р: различать способ деятельности и результат П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: обращаться за помощью, адекватно оценивать свою деятельность | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека |
26-27 |
| Дружба имени существительного с прилагательным. Фокусы. | Проверка уровня усвоения знаний по изученным темам | Части речи | Части речи | Р: различать способ деятельности и результат П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: обращаться за помощью, адекватно оценивать | Осознание богатства выразительных средств русского языка |
28 |
| Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Словарный запас. Предметы, действия, признак.
| Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи.
| Части речи | Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Осознание богатства выразительных средств русского языка |
29 |
| Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” «Замени букву». | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по изученным темам, умение применять их в самостоятельной работе. | орфограммы | умение применять полученные знания в самостоятельной работе. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека |
30 |
| Знаете ли вы значения слов? Игры со словами. «Вывески улетели». .Определение значения слова с помощью толкового словаря. | Дать общее понятие о лексическом значе-нии слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля.
| Толковый словарь (толк — «смысл»)
| Понимание сути понятий «лексическое значение», Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.
| Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека |
31 |
| Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. «Прочитай записку». | Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова». Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. | Корень Однокоренные слова Исторический корень
| Умение квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.
| Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
32 |
| Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов | Что такое кроссворд? | Кроссворд | Уметь составлять кроссворды | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
33 |
| Крылатые слова и выражения. | Какие слова и выражения называются крылатыми? | Крылатые слова, выражения. | Знать о роли крылатых выражений и слов. | Р: различать способ деятельности и результат П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: обращаться за помощью, адекватно оценивать | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |
34 |
| Итоговое занятие. Сочини пословицу, шутку, прибаутку. | Совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка | Предложение. Текст
| Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение | Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения |