Описание опыта работы. Для конкурса"Профессионал-2014"
материал на тему

Рукамеда Ольга Сергеевна

Описание опыта работы. Для конкурса"Профессионал-2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

 МКОУСОШ № 38 г. Тулы

Рукамеда Ольги Сергеевны

Введение                                                                                           

 «Будущее в руках школьного учителя»… Мне всегда нравилась эта короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго. Она – об ответственности учителя перед обществом. Она – об ответственности общества перед учителем. Стремительно меняющийся мир предъявляет учителю новые требования. С одной стороны, современный школьник должен быть подготовлен «к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.А.Медведев). В то же время человек должен сберечь всё лучшее, что досталось ему от предшествующих поколений, и сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.

Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, который:

  • понимает и принимает тенденции развития образования;
  • свободно владеет учебным материалом;
  • подготовлен психологически (имеет высокий эмоциональный интеллект);
  • владеет современными педагогическими приёмами, эффективными образовательными технологиями;
  • осознаёт значимость собственного опыта и проектирует свою авторскую дидактическую систему.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с педагогическими задачами и проблемами, решение которых и формирует его педагогический опыт.

Мой личный педагогический опыт сложился (и продолжает складываться) из следующих составляющих.

1. Обучение в «Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов»

2. Работа  в МКОУ СОШ №38 г Тулы

3. Курсы повышения квалификации.

4. Самообразование.

5. Заимствование педагогического опыта коллег.

Вот уже 18 лет я прихожу на работу в школу, занимаюсь любимым делом:

  • работаю учителем начальных классов;
  • готовлю всевозможные внеклассные мероприятия по предметам;
  • работаю с учащимися индивидуально;
  • участвую в работе городского  клуба классных руководителей;
  • веду курсы «Умники и умницы», «Умелые ручки», «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • выполняю работу классного руководителя;
  • сотрудничаю с родителями.

Обобщение опыта работы

Чтобы идти в ногу со временем и предлагать качественное образование, учитель должен постоянно развиваться, совершенствовать своё профессиональное мастерство. Поэтому я регулярно повышаю свою квалификацию на различных курсах, а приобретённый опыт использую в своей работе.

Общаясь и обмениваясь опытом в Интернет-сообществах, участвуя в педсоветах, семинарах, круглых столах, школьных и городских методических объединениях, посещая открытые уроки, я заимствую педагогический опыт своих коллег.

Если представлять мой педагогический опыт в целом, то ответы на вопросы по его обобщению будут выглядеть так.

1.     Что я делаю? (ответов много):

  • учу говорить и общаться,
  • учу читать, вчитываться и понимать,
  • учу смотреть и видеть,
  • учу слушать и слышать,
  • учу писать думая,
  • учу учиться, учу учить…

2.  Какова цель? (при всём их разнообразии главная – одна):

«Не слушай никого, кто скажет, будто ты чего-то не можешь. Даже меня. Понял? Если есть мечта — оберегай её.

Люди, которые не могут чего то сделать в своей жизни, скажут что и ты не сможешь сделать этого в своей жизни… Поставил цель — добейся! И точка» (Уилл Смит, к-ф «В погоне за счастьем») .

3.     Как я это делаю?

Всеми доступными педагогическими средствами.

4.     Какой это даёт результат?

«А вот учу… Надеюсь, польза есть»… (Е.Евтушенко «Дальняя родственница».)

Мой педагогический опыт основывается на следующих идеях.

1. Идея неразрывного единства воспитания, развития и образования. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).

2. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

3. Идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия. «Понимать детей – значит стать на их позиции» (Ш.А.Амонашвили).

Ведущей же идеей я считаю: идею разумного сочетания педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника.

В этом учебном году на меня возложена особая ответственность. Вместе со своими первоклашками и их родителями 1 сентября мы отправились покорять новые Федеральные государственные стандарты.

Не могу сказать, что я не испытываю определенных трудностей. Начинать новое всегда нелегко. Но самое главное – это так интересно! И здесь не последнюю роль сыграло самообразование и  желание по отношению к обучающимся, а именно:

«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении  с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

В начале учебного года я провела стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними  спланировала систему  работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживается  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:

•        планирование,

•        формирование,

•        диагностика,

•        план корректировки,

•        подбор заданий,

•        рефлексия

   Для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса.

  Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в  классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют  так называемые карточки «светофоры», а также  смайлики с улыбкой.

       Кроме того,  для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов использовался Мониторинг, при создании которого я исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания (Инструментарий) - уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты…

  Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому я использую различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности создала для учащихся  « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и во  внеучебной деятельности.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу  известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

Внеурочная деятельность в классе  организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и  представлена  следующими направлениями:  

Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

     Введение часов на внеурочную деятельность учащихся  увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.

По результатам первой ступени обучения я представляю себе такого выпускника начальной школы: это

  • ученик, обладающий исследовательским интересом;
  • коммуникативностью;
  • ответственностью;    
  • имеющий  навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Дети это такие существа, которые таят в себе огромные силы.  Но какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека.

Сделать, воспитать, создать из него человека - серьёзная задача для мудрых взрослых, любящих взрослых.

Троица образования и воспитания: учитель-ученик-родитель. Эта связка мне видится как  социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. А сотрудничество возможно, если выстраивать его общими усилиями, соблюдая при этом несколько принципиальных условий, используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают.

Воспитать успешного ребенка:

не навреди

Учитель

Родитель

  • Создать наивысший уровень

эмоционального комфорта

  • Найти в ребёнке то, за что можно похвалить, а не то за что поругать
  • Дать каждому ребёнку возможность сделать своё маленькое открытие

  • Не говорите плохо о других в присутствии детей.
  • Интересуйтесь не отметкой, а знаниями.
  • Вы для ребёнка пример всегда и во всём
  • Если есть проблемы в общении с ребёнком, пересмотрите свой подход к воспитанию

РЕБЁНОК – ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

                                       Заключение

Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по развитию познавательной самостоятельности средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:

  • высокой мотивации учащихся,  огромного желания и терпения  родителей, квалифицированном руководстве педагога;
  • развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
  • системного применения самостоятельных работ на уроках;
  • отслеживания и выяснения причин неуспеваемости отдельных учащихся;
  • мониторинга  качества знаний на всех этапах педагогической деятельности.

Также  определила ряд проблем, которые возникают:

  • проблема несоответствия требований учителя и родителей;
  • отсутствие  правильной дозированной помощи при работе с литературой со стороны родителей (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
  • слабая материальная обеспеченность семей;
  • недостаточная  заинтересованность  родителей к обучению учащихся.

        Я – педагог начального образования. И это — главный педагог в жизни ребёнка. Всё зависит от начала учебной жизни малыша: и его  интерес в дальнейшем к учёбе и его любовь, не побоюсь этого слова, к школе вообще.

Проанализировав свою работу за прошедшие годы, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».

Мне повезло, что у меня любознательные, добрые, открытые ученики, с которыми рядом я иду по жизни и решаю поставленные жизнью задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ "Моя педагогическая философия". Для конкурса "Профессионал-2014"

ЭССЕ "Моя педагогическая философия". Для конкурса "Профессионал-2014"...

Представление. Для конкурса "Профессионал-2014".

Представление. Для конкурса "Профессионал-2014"....