Творческий проект "Сказки А.С.Пушкина"
проект (4 класс) по теме

Яранцева Наталья Юрьевна

Цели проекта:

- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;

-  развитие творческих способностей, фантазии детей;

 - содействие  гармонизации отношений между взрослыми и детьми

- познакомить с программой Windows Movie Maker,чтобы результат своих исследований представить в виде фильма

 Фильмы, созданные детьми не удаётся разместить из-за большого объёма, заинтерисовавшимся могу выслать по электронной почте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Сказки Пушкина в современном Петербурге»

  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей

Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность:  5 месяца

Участники:  ученики 4 класса, родители,

Образовательная область: знакомство со сказками А.С.Пушкина в разных аспектах (как литературное произведение, художественная книга, спектакль, произведение изобразительного искусства, скульптуры, монументального искусства) , использование ИКТ

Актуальность:  Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо литературным произведением в сочетании с другими видами искусства,  это положительно влияет на освоение материала, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность,  музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и  ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку,  и задача взрослых неоднократно возвращаться к сказкам А.С.Пушкина, и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Цели проекта:

- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;

-  развитие творческих способностей, фантазии детей;

 - содействие  гармонизации отношений между взрослыми и детьми

- познакомить с программой Windows Movie Maker,чтобы результат своих исследований представить в виде фильма

 Задачи:

Дети:

-  разбиться на группы и найти ответ на вопрос «Живы ли сказки Пушкина?»

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-  формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;

- формировать навыки сотрудничества;

-  воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, использовать интернет.

Родители:

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Обеспечение

Интернет ресурсы, Дом книги, музеи и театры Санкт-Петербурга

Предполагаемый   результат:

-  развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

Продукт проектной деятельности:

- Фильмы «Книга сказок», «Сказки оживают на сцене», «Сказки Пушкина в картинах», «Каменная ода»

-афиша и программка к спектаклю «Сказка о попе и работнике его Балде»

- проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкина

Презентация проекта:

- оформление выставки «Сказки Пушкина изданий разных лет»;

- открытый урок « Люблю я Пушкина творенья» ;

- спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде»

Основные этапы  реализации проекта:

Подготовительный:

- анкетирование  родителей и детей «Знаешь ли ты сказки Пушкина?», опрос детей есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор  материала для создания фильмов в цифровом виде (фотографии из семейных архивов, сделанные в ходе исследований и с интернет сайтов)

- составление плана работы

Основной :

  1. Класс разбивается на группы
  2. Каждая группа получает исследовательское задания

1 группа

Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит посетить самый главный книжный магазин нашего города - Дом книги. (Невский пр., д. 28)

  1. Рассмотрите это здание. Какие сказочные герои «поселились» на его фасаде?
  2. Зайдите внутрь здания. Обратите внимание, что книжный магазин занимает огромное помещение и несколько этажей. Выясните, где расположен отдел детской литературы. Как его можно отыскать?
  3. Найдите в отделе детской литературы стенды, на которых расположились в ожидании покупателей сказки А. С. Пушкина. Много ли места отведено для них на магазинных полках?
  4. Рассмотрите несколько книг. Какие сказки писателя можно найти в  магазине? Какие печатаются чаще всего?
  5. Какие из книг привлекли ваше внимание? С чем связан Ваш выбор?
  6. Найдите информацию о художниках, которые создали иллюстрацию к понравившимся Вам книгам. Чем необычны эти иллюстрации?
  7. Понаблюдайте, кто-нибудь еще, кроме Вас интересуется сказками Пушкина, рассматривает их или покупает?  
  8. Проведите небольшое исследование у себя дома. Выяснить есть ли сказки Пушкина в вашей домашней библиотеке (библиотеке друзей, бабушек и т.д.)? Когда и как они появились? Какие из книжек особо любимы и дороги?

2 группа

Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в театры Санкт-Петербурга. Изучите афиши Санкт- Петербургских театров, выясните:

  1. Ставятся ли спектакли по сказкам А.С.Пушкина? Какие сказки можно увидеть в петербургских театрах?
  2. Отметьте, какие театры включают в свой репертуар сказки  А. С. Пушкина? Обратите внимание, для кого предназначены эти представления – взрослых или детей, детей и родителей? Как Вы думаете, с чем могут быть интересны пушкинские сказки современному зрителю?
  • балет
  • детский
  • драматический
  • кукольный
  • мюзикл
  • театр одного актёра
  • оперный
  • оперетта
  • пантомима
  • театр теней

  1. По возможости,  посетить любой театр, где проходит спектакль по сказкам А. С. Пушкина.

- предварительно вспомните сказку, по которой поставлен спектакль или еще раз прочитайте ее с родителями, обсудите, что Вы ожидаете от спектакля.

- рассмотрите афишу к спектаклю – как она оформлена, какие знакомые персонажи изображены на ней, выясните, какую еще информацию о спектакле содержит афиша.

- изучите программку к спектаклю, узнайте, какие актеры задействованы в представлении,  сколько раз ставился этот спектакль, кто еще, помимо актеров, участвовал в его создании.

- посмотрите спектакль, поделитесь своим впечатлением от увиденного – что нового по сравнению с уже известным Вам текстом, вы увидели и узнали, кто из актеров вам понравился больше всего и почему.

4. Подумайте, какую еще сказку А. С. Пушкина вы хотели бы посмотреть, в каком из театров (кукольном, оперном, драматическом и пр.). Создайте эскиз программки к этому спектаклю.

3 группа

Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в один из петербургских музеев, в гости к композитору Н. А. Римскому-Корсакову.

  1. К сюжетам пушкинских сказок обращались многие знаменитые художники – М. Врубель, И. Я. Билибин, В. М. Васнецова.  Найдите в Интернете 2-3 произведения этих авторов.
  2. Выберите произведение, которое понравилось Вам больше всего? Что в нем привлекло ваше внимание? Какой момент сказки запечатлел художник. Как Вы полагает, что могло заинтересовать его в этом сюжете? На что он хотел бы обратить ваше внимание?
  3. Попробуйте «оживить» героя (ев) выбранной вами картины. Представьте, что бы они могли говорить, чтобы стали делать в следующую минуту.
  4. Сказки А. С.Пушкина вдохновляли не только художников, но и музыкантов. Один из них, Николай Андреевич Римский-Корсаков жил в нашем городе. Посетите музей, расположенный в его квартире на Загородном пр., д.28. Узнайте, какие произведение были написаны этим композитором на сказки А. С. Пушкина. В музыкальной гостиной послушайте фрагмент одного из таких произведений. Насколько точно, с Вашей точки зрения, композитору удалось передать сказочную атмосферу, характер героев.
  5.   Выполните творческую работу – выберите один фрагмент из любой сказки А. С.Пушкина и создайте к нему иллюстрацию – живописную или музыкальную.  

4 группа

Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в путешествие по городу.

  1. Проведите небольшое исследование, выясните, где, в каких городах существуют памятники героям пушкинских сказок. Есть ли подобные памятники в Петербурге. Поразмышляйте, с какой целью ставятся подобные памятники и памятные знаки?
  2.  Какой из памятников Вам понравился больше всего? Что привлекло Ваше внимание?
  3.  Совершите небольшую прогулку по центру города или своему району. Выясните, можно ли встретить героев пушкинских сказок в оформлении петербургских дворов, кафе, магазинов?
  4. Зайдите в кондитерский магазин. Рассмотрите выставленную продукцию. Найдите на упаковках коробок конфет, шоколадных плиток, героев пушкинских сказок. Какие сюжеты выбираются для оформления этой продукции? Поразмышляйте, случаен ли этот выбор.
  5. Выполните творческое задание – проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкина.

Самостоятельная  деятельность детей.

  1. Перечитать сказки Пушкина
  2. Выполнять творческие задания, используя интернет ресурсы

Совместная деятельность детей и классного руководителя.

  1. Обсуждение  «находок» детей, составление дальнейших маршрутов
  2. Выбор режиссёров фильмов, инструктаж по работе с программой Windows Movie Maker
  3. Подбор  материала для создания фильмов в цифровом виде (фотографии из семейных архивов, сделанные в ходе исследований и с интернет сайтов)
  4. Репетиция спектакля

Совместная деятельность детей и родителей.

  1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.
  2. Заучивание отрывков из сказок.
  3. Совместное образовательные экскурсии
  4. Изготовление костюмов для драматизаций.

Заключительный этап:

  1. Оформление выставки «Сказки Пушкина изданий разных лет»;
  2. Открытый урок « Люблю я Пушкина творенья»;
  3. Спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде»;
  4. Проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкин.



Предварительный просмотр:

План урока

Тема:

Сказки А.С.Пушкина в современном Петербурге

Цели:        

  1. Подвести итоги исследовательской деятельности «Сказки А.С. Пушкина в современном Петербурге» (просмотр и анализ фильмов-отчётов)
  2. Актуализировать знание сказок Пушкина с помощью выполнения творческих

заданий  

  1. Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе
  2. Поддерживать интерес к современным цифровым технологиям

Ход урока:

  1. (Слайд 1,2Памятник Пушкину в СПб)

Всем нам хорошо знаком этот памятник. Он находится …(на площади искусств рядом с русским музеем) Да, туда приходят школьники и декламируют стихи, там нянюшки и мамушки читают детям любимые сказки, сюда приводят туристов –иностранцев. Но, однажды произошёл небывалый случай- постамент опустел.  

Нет-нет, не пугайтесь – это не проделки хулиганов, просто Александр  Сергеевич решил пройтись по улицам родного ему города и узнать судьбу своих героев в современном мире.

 (Слайд 3 Картина Румянцева)

Конечно, ему на помощь пришёл никто иной, как хорошо нам знакомый кот учёный, ведь Пушкин давно города не видел, может заблудиться.  И в первую очередь они отправились  в Дом книги, так как поэт попросил отвести его в книжную лавку, к своим друзьям-книгам

  1. Просмотр фильма «Книга сказок»
  2. Кроссворд (работа в группах)

А.С.Пушкин был приятно удивлён, а сейчас не ударьте в грязь лицом, милые читатели сказок, ответьте на вопросы кроссворда и докажите, что хорошо знакомы с их содержанием.  

По  горизонтали:
4. И жених сыскался ей………(Елисей)
6.Не печалься , ступай себе с богом,
Так и быть ……..вам уж будет.
7.Там за речкой тихоструйной 
Есть высокая гора. 
В ней глубокая ………   .
8……..песенки поёт
Да орешки всё грызёт.


9.Сказка ложь, да в ней …..,
Добрым молодцам урок.
10.Ах,ты мерзкое……..,
Это врёшь ты мне назло!
13. Глядь: опять перед ним землянка,
А пред нею разбитое……  .
14.Ей в приданое дано 
Было…… одно.

По вертикали:
1. Слушай: платить обязались черти
Мне ……до самой смерти.
2.А…….. над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит.
З.Раз он в море закинул……,
Пришёл …… с одною тиной.
4.Ветер по морю гуляет 
И…….подгоняет.
5.Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька……. .
11.И соседи присмирели,
Воевать уже не смели,
Таковой    им царь Дадон
Дал……. Со всех сторон.
12.И послушалась ……,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
13.Пристают к заставе гости,
…….. Гвидон зовёт их в гости.

Ответы:
По горизонтали:
4.Королевич 6.Изба 7.Нора 8.Белка 9. Намёк 10. Стекло 13.Корыто 14.Зеркальце 
По вертикали:
1.Оброк 2.Балда 3.Невод 4.Кораблик 5.Черномор 11.Отпор 12.Волна 13.Князь

-Молодцы,  вы дружные ребята, кроссворд отгадали и знание сказок доказали.

А кот учёный Александра Сергеевича дальше ведёт и видят афишу (слайд 4) Пушкин А.С. удивлён, ведь при жизни его произведения не ставили в театрах. Просмотр фильма «Сказки оживают на сцене».

  1. Кот с Александром  Сергеевичем пришли в театр, а спектакль уже закончился, остались только предметы, по которым можно попытаться понять, какие произведения поэта ставятся на сценах петербургских театров. Поможем нашим друзьям, сыграем в Чёрный ящик (зеркало, яблоко, золотая рыбка, верёвка, петушок, золотые орешки)

-Хоть и трудная это игра, а вы справились. Молодцы.

-Ребята нашего класса сегодня тоже предстанут перед зрителями в роли актёров, а художники 4 б нарисовали афишу и сделали программу спектакля. (раздают гостям)

-Но путешествие наших героев ещё не закончилось. Знаете, куда дальше повёл кот учёный Александра Сергеевича? В Русский музей…

  1. Просмотр фильма «Сказки Пушкина в картинах»
  2. Очень удивлён был Пушкин, увидев такое количество картин, посвященных его сказкам.  

-Почему так много художников обращаются к творчеству поэта?  Почему по-разному изображают персонажей, например Царевна- лебедь? (слайд  5)

-Способны ли вы к иллюстрациям  быстро найти  соответствующий текст  сказки?

Конкурс между группами  (Слайды 6,7,8,9,10,11- иллюстрации)

  1. Идут  кот Учёный и Пушкин по улицам: вот Пушкинская улица (слайд  12), вот пушкинский район(слайд 13) , вот станция метро Пушкинская (слайд 14), а вот в Невском районе на улице Красных зорь детская площадка по сказкам Пушкина

Просмотр фильма «Каменная ода»

  1.   Поблагодарил А.С.Пушкин кота учёного и поспешил на своё место, очень довольный увиденным и услышанным.  

- Хочется привлечь внимание гостей к проектам  детских площадок по сказкам Пушкина, сделанным ребятами нашего класса. Ребята, расскажите свои идеи.

- А я вам предлагаю в память о нашем необычном уроке сделать проект парковой зоны по сюжетам сказок Пушкина

В нашем парке стоит бюст Пушкина, намечены тропинки и стоят лавочки, вам нужно дополнить проект персонажами сказок, можете использовать уже готовые фигуры из ваших проектов, и сделать сейчас недостающие

  1. Наш урок подошёл к концу , и я ещё раз хочу задать вопрос: «Живы ли сказки Пушкина?». А если некий старшеклассник будет вас убеждать, что в  век компьютерных технологий , в век i-pad-ов, планшетов нет места пушкинским сказкам, что вы ему ответите? (…) Я всех благодарю за вашу работу, и родительский комитет класса приготовил вам сладкий сюрприз: родители нашли и купили конфеты, которые тоже неразрывно связаны со сказками великого поэта. Угощайтесь.


Предварительный просмотр:

1 группа

Посетить Дом книги. Исследовать:

  1. Продаются ли сказки А.С.Пушкина?  Много ли их? Каких издательств?
  2. Красиво ли оформлены книги? Книги с иллюстрациями каких художников понравились?
  3. Поинтересоваться, часто ли покупают сказки А.С. Пушкина?
  4. Захотелось ли вам приобрести какую - либо  книгу со сказками Пушкина? Почему?
  5. Выяснить есть ли сказки Пушкина в вашей домашней библиотеке (библиотеке друзей, бабушек и т.д.)? Когда и как они появились?

2 группа

Изучить афиши театров Санкт- Петербурга:

  1. Ставятся ли спектакли по сказкам А.С.Пушкина?
  2. Репертуар каких театров включает сказки Пушкина?
  3. Посетить любой театр, где проходит спектакль и постараться как можно больше узнать о нём (актёры, сколько раз ставился, оставляют ли отзывы, изменяется ли текст произведений )
  • балет
  • детский
  • драматический
  • кукольный
  • мюзикл
  • театр одного актёра
  • оперный
  • оперетта
  • пантомима
  • театр теней

3 группа

Узнать, кто из художников иллюстрировал сказки А.С.Пушкина

Картины каких художников хранятся в художественных музеях города Санкт- Петербурга

Посетить любую выставку в музее и галерее, найти произведения по сказкам Пушкина, записать автора, год название картины. Описать какое впечатление произвела на вас картина?

4 группа

Изучить произведения монументальной скульптуры города Санкт-Петербурга и области.

Узнать есть ли в городе памятники, мозаики, витражи, изображающие героев сказок Пушкина

Каких героев сказок чаще изображают?

Не используются ли персонажи пушкинских сказок для оформления детских дворов, садов, дворцов и домов творчества?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказки А.С.Пушкина в современном Петербурге Проект 4 класса А гимназии 330 города Санкт-Петербурга

Слайд 9

Королевская Лана Врубель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Положение о конкурсе творческих работ учащихся, посвященном Дню памяти А.С. Пушкина в начальной школе.

Положение о конкурсе творческих работ учащихся ,посвященном Дню памяти А.С. Пушкина.Это положение разработано для начальной школы (пролицея)....