Творческий проект "Сказки А.С.Пушкина"
проект (4 класс) по теме
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми
- познакомить с программой Windows Movie Maker,чтобы результат своих исследований представить в виде фильма
Фильмы, созданные детьми не удаётся разместить из-за большого объёма, заинтерисовавшимся могу выслать по электронной почте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы работы с проектом | 23.59 КБ |
открытый урок, на котором дети представили результаты своей работы | 52.92 КБ |
задания для индивидуальной работы и работы с родителями | 14.12 КБ |
презентация к уроку | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Сказки Пушкина в современном Петербурге»
Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 5 месяца
Участники: ученики 4 класса, родители,
Образовательная область: знакомство со сказками А.С.Пушкина в разных аспектах (как литературное произведение, художественная книга, спектакль, произведение изобразительного искусства, скульптуры, монументального искусства) , использование ИКТ
Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо литературным произведением в сочетании с другими видами искусства, это положительно влияет на освоение материала, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых неоднократно возвращаться к сказкам А.С.Пушкина, и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми
- познакомить с программой Windows Movie Maker,чтобы результат своих исследований представить в виде фильма
Задачи:
Дети:
- разбиться на группы и найти ответ на вопрос «Живы ли сказки Пушкина?»
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, использовать интернет.
Родители:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение
Интернет ресурсы, Дом книги, музеи и театры Санкт-Петербурга
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
- Фильмы «Книга сказок», «Сказки оживают на сцене», «Сказки Пушкина в картинах», «Каменная ода»
-афиша и программка к спектаклю «Сказка о попе и работнике его Балде»
- проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкина
Презентация проекта:
- оформление выставки «Сказки Пушкина изданий разных лет»;
- открытый урок « Люблю я Пушкина творенья» ;
- спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде»
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- анкетирование родителей и детей «Знаешь ли ты сказки Пушкина?», опрос детей есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор материала для создания фильмов в цифровом виде (фотографии из семейных архивов, сделанные в ходе исследований и с интернет сайтов)
- составление плана работы
Основной :
- Класс разбивается на группы
- Каждая группа получает исследовательское задания
1 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит посетить самый главный книжный магазин нашего города - Дом книги. (Невский пр., д. 28)
- Рассмотрите это здание. Какие сказочные герои «поселились» на его фасаде?
- Зайдите внутрь здания. Обратите внимание, что книжный магазин занимает огромное помещение и несколько этажей. Выясните, где расположен отдел детской литературы. Как его можно отыскать?
- Найдите в отделе детской литературы стенды, на которых расположились в ожидании покупателей сказки А. С. Пушкина. Много ли места отведено для них на магазинных полках?
- Рассмотрите несколько книг. Какие сказки писателя можно найти в магазине? Какие печатаются чаще всего?
- Какие из книг привлекли ваше внимание? С чем связан Ваш выбор?
- Найдите информацию о художниках, которые создали иллюстрацию к понравившимся Вам книгам. Чем необычны эти иллюстрации?
- Понаблюдайте, кто-нибудь еще, кроме Вас интересуется сказками Пушкина, рассматривает их или покупает?
- Проведите небольшое исследование у себя дома. Выяснить есть ли сказки Пушкина в вашей домашней библиотеке (библиотеке друзей, бабушек и т.д.)? Когда и как они появились? Какие из книжек особо любимы и дороги?
2 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в театры Санкт-Петербурга. Изучите афиши Санкт- Петербургских театров, выясните:
- Ставятся ли спектакли по сказкам А.С.Пушкина? Какие сказки можно увидеть в петербургских театрах?
- Отметьте, какие театры включают в свой репертуар сказки А. С. Пушкина? Обратите внимание, для кого предназначены эти представления – взрослых или детей, детей и родителей? Как Вы думаете, с чем могут быть интересны пушкинские сказки современному зрителю?
- балет
- детский
- драматический
- кукольный
- мюзикл
- театр одного актёра
- оперный
- оперетта
- пантомима
- театр теней
- По возможости, посетить любой театр, где проходит спектакль по сказкам А. С. Пушкина.
- предварительно вспомните сказку, по которой поставлен спектакль или еще раз прочитайте ее с родителями, обсудите, что Вы ожидаете от спектакля.
- рассмотрите афишу к спектаклю – как она оформлена, какие знакомые персонажи изображены на ней, выясните, какую еще информацию о спектакле содержит афиша.
- изучите программку к спектаклю, узнайте, какие актеры задействованы в представлении, сколько раз ставился этот спектакль, кто еще, помимо актеров, участвовал в его создании.
- посмотрите спектакль, поделитесь своим впечатлением от увиденного – что нового по сравнению с уже известным Вам текстом, вы увидели и узнали, кто из актеров вам понравился больше всего и почему.
4. Подумайте, какую еще сказку А. С. Пушкина вы хотели бы посмотреть, в каком из театров (кукольном, оперном, драматическом и пр.). Создайте эскиз программки к этому спектаклю.
3 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в один из петербургских музеев, в гости к композитору Н. А. Римскому-Корсакову.
- К сюжетам пушкинских сказок обращались многие знаменитые художники – М. Врубель, И. Я. Билибин, В. М. Васнецова. Найдите в Интернете 2-3 произведения этих авторов.
- Выберите произведение, которое понравилось Вам больше всего? Что в нем привлекло ваше внимание? Какой момент сказки запечатлел художник. Как Вы полагает, что могло заинтересовать его в этом сюжете? На что он хотел бы обратить ваше внимание?
- Попробуйте «оживить» героя (ев) выбранной вами картины. Представьте, что бы они могли говорить, чтобы стали делать в следующую минуту.
- Сказки А. С.Пушкина вдохновляли не только художников, но и музыкантов. Один из них, Николай Андреевич Римский-Корсаков жил в нашем городе. Посетите музей, расположенный в его квартире на Загородном пр., д.28. Узнайте, какие произведение были написаны этим композитором на сказки А. С. Пушкина. В музыкальной гостиной послушайте фрагмент одного из таких произведений. Насколько точно, с Вашей точки зрения, композитору удалось передать сказочную атмосферу, характер героев.
- Выполните творческую работу – выберите один фрагмент из любой сказки А. С.Пушкина и создайте к нему иллюстрацию – живописную или музыкальную.
4 группа
Вашей группе в поисках сказок А. С. Пушкина предстоит отправиться в путешествие по городу.
- Проведите небольшое исследование, выясните, где, в каких городах существуют памятники героям пушкинских сказок. Есть ли подобные памятники в Петербурге. Поразмышляйте, с какой целью ставятся подобные памятники и памятные знаки?
- Какой из памятников Вам понравился больше всего? Что привлекло Ваше внимание?
- Совершите небольшую прогулку по центру города или своему району. Выясните, можно ли встретить героев пушкинских сказок в оформлении петербургских дворов, кафе, магазинов?
- Зайдите в кондитерский магазин. Рассмотрите выставленную продукцию. Найдите на упаковках коробок конфет, шоколадных плиток, героев пушкинских сказок. Какие сюжеты выбираются для оформления этой продукции? Поразмышляйте, случаен ли этот выбор.
- Выполните творческое задание – проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкина.
Самостоятельная деятельность детей.
- Перечитать сказки Пушкина
- Выполнять творческие задания, используя интернет ресурсы
Совместная деятельность детей и классного руководителя.
- Обсуждение «находок» детей, составление дальнейших маршрутов
- Выбор режиссёров фильмов, инструктаж по работе с программой Windows Movie Maker
- Подбор материала для создания фильмов в цифровом виде (фотографии из семейных архивов, сделанные в ходе исследований и с интернет сайтов)
- Репетиция спектакля
Совместная деятельность детей и родителей.
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.
- Заучивание отрывков из сказок.
- Совместное образовательные экскурсии
- Изготовление костюмов для драматизаций.
Заключительный этап:
- Оформление выставки «Сказки Пушкина изданий разных лет»;
- Открытый урок « Люблю я Пушкина творенья»;
- Спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде»;
- Проект оформления детской площадки по сюжетам сказок А. С. Пушкин.
Предварительный просмотр:
План урока
Тема:
Сказки А.С.Пушкина в современном Петербурге
Цели:
- Подвести итоги исследовательской деятельности «Сказки А.С. Пушкина в современном Петербурге» (просмотр и анализ фильмов-отчётов)
- Актуализировать знание сказок Пушкина с помощью выполнения творческих
заданий
- Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе
- Поддерживать интерес к современным цифровым технологиям
Ход урока:
- (Слайд 1,2Памятник Пушкину в СПб)
Всем нам хорошо знаком этот памятник. Он находится …(на площади искусств рядом с русским музеем) Да, туда приходят школьники и декламируют стихи, там нянюшки и мамушки читают детям любимые сказки, сюда приводят туристов –иностранцев. Но, однажды произошёл небывалый случай- постамент опустел.
Нет-нет, не пугайтесь – это не проделки хулиганов, просто Александр Сергеевич решил пройтись по улицам родного ему города и узнать судьбу своих героев в современном мире.
(Слайд 3 Картина Румянцева)
Конечно, ему на помощь пришёл никто иной, как хорошо нам знакомый кот учёный, ведь Пушкин давно города не видел, может заблудиться. И в первую очередь они отправились в Дом книги, так как поэт попросил отвести его в книжную лавку, к своим друзьям-книгам
- Просмотр фильма «Книга сказок»
- Кроссворд (работа в группах)
А.С.Пушкин был приятно удивлён, а сейчас не ударьте в грязь лицом, милые читатели сказок, ответьте на вопросы кроссворда и докажите, что хорошо знакомы с их содержанием.
По горизонтали:
4. И жених сыскался ей………(Елисей)
6.Не печалься , ступай себе с богом,
Так и быть ……..вам уж будет.
7.Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора.
В ней глубокая ……… .
8……..песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
9.Сказка ложь, да в ней …..,
Добрым молодцам урок.
10.Ах,ты мерзкое……..,
Это врёшь ты мне назло!
13. Глядь: опять перед ним землянка,
А пред нею разбитое…… .
14.Ей в приданое дано
Было…… одно.
По вертикали:
1. Слушай: платить обязались черти
Мне ……до самой смерти.
2.А…….. над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит.
З.Раз он в море закинул……,
Пришёл …… с одною тиной.
4.Ветер по морю гуляет
И…….подгоняет.
5.Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька……. .
11.И соседи присмирели,
Воевать уже не смели,
Таковой им царь Дадон
Дал……. Со всех сторон.
12.И послушалась ……,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
13.Пристают к заставе гости,
…….. Гвидон зовёт их в гости.
Ответы:
По горизонтали:
4.Королевич 6.Изба 7.Нора 8.Белка 9. Намёк 10. Стекло 13.Корыто 14.Зеркальце
По вертикали:
1.Оброк 2.Балда 3.Невод 4.Кораблик 5.Черномор 11.Отпор 12.Волна 13.Князь
-Молодцы, вы дружные ребята, кроссворд отгадали и знание сказок доказали.
А кот учёный Александра Сергеевича дальше ведёт и видят афишу (слайд 4) Пушкин А.С. удивлён, ведь при жизни его произведения не ставили в театрах. Просмотр фильма «Сказки оживают на сцене».
- Кот с Александром Сергеевичем пришли в театр, а спектакль уже закончился, остались только предметы, по которым можно попытаться понять, какие произведения поэта ставятся на сценах петербургских театров. Поможем нашим друзьям, сыграем в Чёрный ящик (зеркало, яблоко, золотая рыбка, верёвка, петушок, золотые орешки)
-Хоть и трудная это игра, а вы справились. Молодцы.
-Ребята нашего класса сегодня тоже предстанут перед зрителями в роли актёров, а художники 4 б нарисовали афишу и сделали программу спектакля. (раздают гостям)
-Но путешествие наших героев ещё не закончилось. Знаете, куда дальше повёл кот учёный Александра Сергеевича? В Русский музей…
- Просмотр фильма «Сказки Пушкина в картинах»
- Очень удивлён был Пушкин, увидев такое количество картин, посвященных его сказкам.
-Почему так много художников обращаются к творчеству поэта? Почему по-разному изображают персонажей, например Царевна- лебедь? (слайд 5)
-Способны ли вы к иллюстрациям быстро найти соответствующий текст сказки?
Конкурс между группами (Слайды 6,7,8,9,10,11- иллюстрации)
- Идут кот Учёный и Пушкин по улицам: вот Пушкинская улица (слайд 12), вот пушкинский район(слайд 13) , вот станция метро Пушкинская (слайд 14), а вот в Невском районе на улице Красных зорь детская площадка по сказкам Пушкина
Просмотр фильма «Каменная ода»
- Поблагодарил А.С.Пушкин кота учёного и поспешил на своё место, очень довольный увиденным и услышанным.
- Хочется привлечь внимание гостей к проектам детских площадок по сказкам Пушкина, сделанным ребятами нашего класса. Ребята, расскажите свои идеи.
- А я вам предлагаю в память о нашем необычном уроке сделать проект парковой зоны по сюжетам сказок Пушкина
В нашем парке стоит бюст Пушкина, намечены тропинки и стоят лавочки, вам нужно дополнить проект персонажами сказок, можете использовать уже готовые фигуры из ваших проектов, и сделать сейчас недостающие
- Наш урок подошёл к концу , и я ещё раз хочу задать вопрос: «Живы ли сказки Пушкина?». А если некий старшеклассник будет вас убеждать, что в век компьютерных технологий , в век i-pad-ов, планшетов нет места пушкинским сказкам, что вы ему ответите? (…) Я всех благодарю за вашу работу, и родительский комитет класса приготовил вам сладкий сюрприз: родители нашли и купили конфеты, которые тоже неразрывно связаны со сказками великого поэта. Угощайтесь.
Предварительный просмотр:
1 группа
Посетить Дом книги. Исследовать:
- Продаются ли сказки А.С.Пушкина? Много ли их? Каких издательств?
- Красиво ли оформлены книги? Книги с иллюстрациями каких художников понравились?
- Поинтересоваться, часто ли покупают сказки А.С. Пушкина?
- Захотелось ли вам приобрести какую - либо книгу со сказками Пушкина? Почему?
- Выяснить есть ли сказки Пушкина в вашей домашней библиотеке (библиотеке друзей, бабушек и т.д.)? Когда и как они появились?
2 группа
Изучить афиши театров Санкт- Петербурга:
- Ставятся ли спектакли по сказкам А.С.Пушкина?
- Репертуар каких театров включает сказки Пушкина?
- Посетить любой театр, где проходит спектакль и постараться как можно больше узнать о нём (актёры, сколько раз ставился, оставляют ли отзывы, изменяется ли текст произведений )
- балет
- детский
- драматический
- кукольный
- мюзикл
- театр одного актёра
- оперный
- оперетта
- пантомима
- театр теней
3 группа
Узнать, кто из художников иллюстрировал сказки А.С.Пушкина
Картины каких художников хранятся в художественных музеях города Санкт- Петербурга
Посетить любую выставку в музее и галерее, найти произведения по сказкам Пушкина, записать автора, год название картины. Описать какое впечатление произвела на вас картина?
4 группа
Изучить произведения монументальной скульптуры города Санкт-Петербурга и области.
Узнать есть ли в городе памятники, мозаики, витражи, изображающие героев сказок Пушкина
Каких героев сказок чаще изображают?
Не используются ли персонажи пушкинских сказок для оформления детских дворов, садов, дворцов и домов творчества?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Королевская Лана Врубель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"
Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....
«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».
Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...
«Актуальные вопросы развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста на занятиях в художественной школе по разделу «Русское искусство. Иллюстрация «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
Материал содержит информацию способах мотивации детей к созданию образов по теме: "Русское искусство.Начало времен"...
Положение о конкурсе творческих работ учащихся, посвященном Дню памяти А.С. Пушкина в начальной школе.
Положение о конкурсе творческих работ учащихся ,посвященном Дню памяти А.С. Пушкина.Это положение разработано для начальной школы (пролицея)....