Программа дистанционных занятий с одарёнными детьми для учащихся 4 классов
материал (4 класс) по теме

Рева Людмила Владимировна

Программа дистанционных занятий с одарёнными детьми "Исследователь"  для учащихся 4 классов..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

                                                               

                                                                                                                               

Исследователь

(программа дистанционных занятий с одарёнными детьми)

для учащихся  4  классов

направление:

 учебно – исследовательская

и проектная деятельность

    Автор-составитель:

     учитель начальных классов  Рева Л.В.

г. Уссурийск

Пояснительная записка

     Любая школа  призвана выполнять социальный заказ, поэтому она должна своевременно и гибко реагировать на то, что условия общественной жизни быстро изменяются. Эти изменения требуют  от  людей таких качеств, как  умение  принимать самостоятельные и нестандартные решения,  способность гибко реагировать на жизненные  ситуации, - то есть, все те характеристики, которые, с одной стороны, являются составляющими одаренности, а с другой  стороны – помогают человеку адаптироваться  в любых социальных условиях.    

           Школьное образование призвано заложить основы будущей творческой, полноценной деятельности подрастающего поколения. Содержание подготовки в начальной школе спланировано так, чтобы в результате его освоения учащиеся смогли приобрести и общеучебные умения и навыки, усвоить разные способы деятельности. Большим потенциалом обладают нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно реализовывать и развивать возможности ребенка. Одной из таких форм является учебный проект. Проблема включения проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс является давно назревшей в условиях современной школы. Осуществление проектной деятельности в начальной школе заключается в формировании у младшего школьника самостоятельности, творчества, способностей к изобретательству.

     Деятельность смены основана на создании младшими школьниками учебно-исследовательских проектов с использованием компьютерных технологий.  

     

Цель программы: воспитание у младших школьников активной жизненной  позиции, приобретение учащимися  исследовательских навыков.

Задачи: 

  1. Расширять кругозор, стимулировать познавательную деятельность младших школьников; формировать у ребенка представление о способах построения отношений с окружающими людьми в разных ситуациях.
  2. Стимулировать потребность в самовыражении.
  3. Формировать самостоятельность учащихся.
  4. Формировать у младших школьников общеучебные умения и навыки:
  • учить  обсуждать проблему;
  • учить  свободно выражать свою точку зрения;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.
  1. Формировать элементарные навыки работы на компьютере.

Продолжительность программы: 1 месяц. 

Предназначена для детей 10 – 11 лет.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода  (обращение к опыту жизнедеятельности обучающегося; признание самобытности каждого ученика);
  • природосообразности (учет возраста и  уровня интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • культуросообразности (приобщение учащихся к культуре);
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • сознательного усвоения материала;
  • систематичности, последовательности, наглядности обучения.

Применяемые образовательные технологии:  

  • проектная деятельность младших школьников;
  • компьютерные технологии.

Этапами работы над  проектом являются:

  • формулировка проблемы, целей и задач проекта;
  • подбор материала;
  • оформление результатов работы.

Содержание работы:

  • формулирование проблемы, целей, задач проекта, подбор содержания;
  • самостоятельный поиск материала по теме проекта;
  • подготовка вопросов для опроса детской и взрослой аудитории;
  • проведение опроса и обработка его результатов;
  • работа на компьютере (в программе составления слайдовых презентаций PowerPoint, программе Publisher, текстовом редакторе);
  • оформление результатов работы в виде: слайдовой презентации.

Основными методами обучения являются:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый метод,
  • элементы исследовательского метода.

Приемы работы над проектом:

  • изучение литературы (толковые словари, энциклопедии, журналы, газеты, нормативные документы);
  • подбор информации в Интернете;
  • просмотр TV-программ;
  • опросы учащихся и родителей;
  • наблюдение;
  • малый эксперимент (искусственное создание и анализ ситуаций).

Формы учебной работы обучающихся:

  • индивидуальная (самостоятельная работа учащегося во время изучения литературы, подготовки слайдовой презентации на компьютере, просмотра TV-программ и т.п.).

Содержание дистанционных занятий

Тема «Фразеологизмы в нашей речи»

Занятие 1. Знакомство. Вводное занятие.

Назначение и структура проекта. Учимся видеть проблему.

Занятие 2. Формулировка целей и задач проекта.

Определение источников информации по теме.

Занятие 3. Работа с литературой.  

Узнать, что такое фразеологизмы.   Зачем они нужны.

Определение основного содержания темы.
Занятие 4. Изучение информации. Подготовка вопросов.

 Какие фразеологизмы используют в своей речи учителя в вашей школе.
Какие фразеологизмы используют в своей речи ваши родители.
Занятие 5. Изучение информации. Подготовка вопросов для детей.

 Обработка результатов.

Какие фразеологизмы используют в своей речи ваши друзья и одноклассники.
Какие фразеологизмы используют в своей речи вы сами.
Занятие 6. Обработка результатов. В каждой группе выделить только

те фразеологизмы, которые чаще всего используются учителями, родителями.

Занятие 7. Обработка результатов. В каждой группе те фразеологизмы, которые чаще всего используются друзьями и одноклассниками, тобой.
Занятие 8. Обработка результатов. Работа с литературой.  

Понятия «свободные словосочетания» и «несвободные словосочетания».
Занятие 9. Гипотеза (предположение) проекта.
Практические упражнения.

Исправить  ошибки в толковании фразеологизмов.

Занятие 10. Практические упражнения.

Работа с  синонимическим рядом фразеологизмов.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Занятие 11. Практические упражнения.

Лингвистическая игра "Четвёртый лишний"
 Найди четвёртый, лишний фразеологизм и составить с ним предложение.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Занятие 12. Практические упражнения.

Работа с  фразеологизмами-антонимами.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Занятие 13. Практические упражнения.

Дополнить фразеологизмы.

Изучить значения самых непонимаемых выражений школьниками и найти способ объяснить их значения  учащимся.

Занятие 14. Практические упражнения.

Определить значения фразеологизмов.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Занятие 15. Практические упражнения.

Работа с загадками – фразеологизмами.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Занятие 16. Практические упражнения.

Нахождение фразеологизмов в похожих словосочетаниях.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Занятие 17. Практические упражнения.

Поиск  фразеологизмов в текстах, объяснение их значений.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Создание слайдовой презентации.

Занятие 18. Практические упражнения.

Работа с загадками – фразеологизмами. Составление с ними предложений.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

 Создание слайдовой презентации.

Занятие 19. Практические упражнения.

Работа с  ребусами.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Создание слайдовой презентации.

Занятие 20. Практические упражнения.

Работа с фразеологизмами, обозначающими профессии.

Подбор содержания проекта. Оформление информации.

Создание слайдовой презентации.

Занятие 21. Работа с литературой. Сбор и изучение информации.

Происхождение фразеологизмов (устное народное творчество, история,

земледелие). Оформление информации.

Создание слайдовой презентации.

Занятие 22. Работа с литературой.  Сбор и изучение информации.

Происхождение фразеологизмов (охота и рыбная ловля, военное дело,
медицина, искусство). Оформление информации
.

 Создание слайдовой презентации. 
Занятие 23. Выводы. Создание слайдовой презентации. Буклет.

Занятие 24. Подведение итогов. Рефлексия работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

    • назначение учебного проекта;

    • структуру учебного проекта;

    • способы оформления результатов (слайдовая презентация, буклет)

Учащиеся должны иметь общее представление об этапах создания проекта.

Должны уметь:

• ориентироваться в проблеме, задачах, содержании, результатах по конкретной теме проекта;

• самостоятельно находить материал по теме;

     • перерабатывать материал, находить в нем главное;

     • составлять вопросы для опроса взрослой и детской аудитории;

     • оформлять результаты работы в виде слайдовой презентации.

Используемая литература

1.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. – 2006. - №1. – с. 17 – 27.

2.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004.

3.Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе // Начальная школа. – 2007. - №3. – с. 28 – 33

4.Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. - №3. – с. 42 – 45

5.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000

6.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004

7.Савенков А.И. Я - исследователь: учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2004

8.Чупрова А.А. Исследовательская деятельность в условиях летнего лагеря // Начальная школа. – 2007. - №5. – с. 105 – 108.

9.Тимофеева Т.Ф. Коллективные формы работы во внеурочное время // Начальная школа. – 2007. - №5. – с. 108 – 109.

10.Ксензова Г.Ю. Пути практической реализации отношений сотворчества в процессе обучения младших школьников // Завуч начальной школы. – 2005. - №4. – с. 5 – 34.

11.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

12.Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

13.Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.

Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2010 г.

14.Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

М., Просвещение, 2010 г.

15.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

16.Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»

17.Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности

младших школьников.

18.Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)

 http://festival.1september.ru/articles/517978/

19.Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.

20.Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.

21.Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.

22."1С: Репетитор. Русский язык"

23.www.elhovka.narod.ru

24.www. school-sector.relarn.ru

25.www.uroki.net. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...

Программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса

       В последние годы становится все более очевидным тот факт, что  кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской д...

Программа по работе с одарёнными детьми для 2 класса

laquo;Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее ...

Рабочая программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорош...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов:

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универс...

Рабочая программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса

Рабочая программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса...