Формирование здоровьесберегающего пространства
статья (4 класс) по теме
Состояние здоровья детей и молодежи – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. В состоянии здоровья детей за последние 5 лет (2008-2013 г) выявлены следующие закономерности рост общей заболеваемости детей до 14 лет увеличился на 29 % показатель выше РФ -14%. Серьёзное беспокойство вызывает рост артериальной гипертонии, диабета, ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, опорно-двигательного аппарата и органов зрения; недостаточного питания среди детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_statya.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающего пространства
Автор :
Пономарчук Тамара Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ « Гимназия №22»
г. Белгорода
2013г.
Состояние здоровья детей и молодежи – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. В состоянии здоровья детей за последние 5 лет (2008-2013 г) выявлены следующие закономерности рост общей заболеваемости детей до 14 лет увеличился на 29 % показатель выше РФ -14%. Серьёзное беспокойство вызывает рост артериальной гипертонии, диабета, ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, опорно-двигательного аппарата и органов зрения; недостаточного питания среди детей и подростков.(1 с.)
По темпам роста заболеваемости на 1 месте стоят болезни системы кровообращения - 261 %, на втором месте - болезни крови – 233%, на третьем месте - болезни кожи - 84 % , новообразования - 75% , пищеварения - 49%.
Паталогия по темпам роста заболеваний по области за 5 лет увеличилась на 26 % - органов дыхания, болезни пищеварения - на 27 % , офтальмологии - на 49 %. По данным диспансеризации заболеваемость подростков увеличилась на - 36 %.
Общая заболеваемость на 1000 подростков по области составила 1507,9,
Белгороде -1565.
Рост общей заболеваемости у девочек ниже, чем у мальчиков на 4 %, но структура у девочек более драматична, чем у мальчиков.
виде:
Гимназия №22 находится в микрорайоне с немногочисленным количеством спортивных, физкультурно-оздоровительных учреждений. Таким образом, она стала центром, объединивших учителей, обучающихся и их родителей, заинтересованных проблемами здоровья. Тем более, что гимназия по оснащению относится к тем 29% школ страны, которые оснащены здоровьесберегающим оборудованием на высоком уровне: имеется медицинский, стоматологический кабинеты, а также полный комплект основного оборудования для занятий спортом, включая бассейн. Работают группы лечебной физкультуры для детей.
Научная концепция, которая легла в основу работы - это личностно-ориентированное обучение Н.С. Якиманской; здоровьесберегающие технологии Н.Щурковой; «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года»; Общим руководством к действию является принцип здоровьецентризма (В.Н.Ирхин, 1996г.)
Основные направления работы:
- Диагностика функциональных состояний:
- Психологическая
- Интеллектуальная
- Физического состояния
- Профилактика:
- Заболеваний опорно-двигательного аппарата
- Заболеваний органов зрения
- Вредных привычек
- Заболеваний нервной системы
- Организация образовательного процесса:
- Использование здоровьесберегающих технологий
- Обоснование содержания гимназического образования, введение валеологических курсов
- Расписание учебное
- Система внеклассной работы
- Учебные программы по физкультуре
- Учебный план
- Рациональное питание:
- Работа медицинской сестры
- Режим питания
- Работа столовой и буфета
- Программа «Школьное молоко»
- Физкультурно-оздоровительная работа:
- Уроки физкультуры
- Работа спортивных секций
- Спартакиада школьников
- Дни здоровья
- Лечебно-физическая культура
- Организация соревнований в субботние и воскресные дни
- Туристические слеты
- Оздоровительная программа в ГПД
- Пропаганда здорового образа жизни:
- Создание в гимназии службы сопровождения (валеологической, психологической, социальной)
- Максимальное использование предметов – биологии, валеологии, физкультуры, ОБЖ
- Сотрудничество с медслужбой
- Сотрудничество с семьей
- Мотивация педагогического, родительского и ученического коллективов на здоровый образ жизни
- Развитие внешних связей:
- Сотрудничество с детской поликлиникой № 4
- Совместная деятельность с городской СЭС
- Сотрудничество с городским методцентром
- Задача предметных кафедр гимназии:
- Работа над развитием содержания гимназического образования
- Овладение методами и приемами здоровьесберегающей педагогики
- Мотивация педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся
- Основные требования к уроку:
- Выполнение нормативных санитарно-гигиенических норм
- Использование личностно-ориентированных технологий
- Создание комфортной обстановки на уроке (учитель + ученик)
- Использование здоровьесберегающих методик
- Работа с родителями:
- Пропаганда здорового образа жизни
- Создание в семье условий для здорового образа жизни
Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Физическое развитие во многом определяет работоспособность учащихся разных возрастных групп. Поэтому при медосмотрах, одновременно с обследованием здоровья, проводилось систематическое изучение физического развития детей и подростков, устанавливая для каждого учащегося гимназии физкультурную группу и группу здоровья. Все сведения заносились в Банк данных состояния здоровья учащихся МОУ «Гимназия № 22 города Белгорода» .
В рамках программы постоянно проводилась диагностика «Оценка состояния здоровья учащихся» , анкетирование педагогических работников и составлен анализ заболеваемости ), анализ заболеваемости обучающихся .
Постоянно проводилась работа по выполнению гигиенических требований к расписанию уроков и содержанию урока: дозировка учебных заданий, посадка школьников, физминутки, УГГ ; требований СанПиНов к весу ранцев младших школьников ; санитарному и экологическому состоянию школьных помещений осуществлена валеологическая паспортизация кабинетов ; к организации школьного питания, составлены анкеты для определения отношения к организации школьного питания детьми и их родителями .
Программой «Здоровье» разработаны сценарии спортивных праздниокв, ставших традиционными ; составлен план организации соревнований и физкультурно- оздоровительных мероприятий в субботние и воскресные дни ; использование третьего часа физической культуры и динамических пауз; проведение спортивного часа в ГПД, в бассейне.; создан банк данных спортивных достижений учащихся.
Совместно с социально-педагогической и психологической службой гимназии был проведен мониторинг отношения учащихся к употреблению психоактивных веществ ; разработана школьная программа (проект) «Школа за здоровый образ жизни»; ряд тем по профилактике вредных привычек.
КЦП «Здоровье» охватывает различные аспекты жизнедеятельности учащихся. Очевидно ее положительное влияние на здоровье участников образовательного процесса.
2006-2007 | 2008-2009 | |||
факт | % | факт. | % | |
Количество детей | ||||
1230 | 1143 | |||
Педиатрическая патология -язвенная болезнь желудка -хронич. гастродуоденит -хронич. холицистит -дискенезия -заболевания печени -заболевания ССС -ревматизм -врожденный порок сердца -полиартрит -заболевания щитовидной железы -отставание в физич.развитии -ожирение -хроническая пневмония -бронхиальная астма -группа ЧДБ -аллергические заболевания -заболевания почек -кожные заболевания | 164 13% - - 58 4,7% 1 0,08% 12 0,98% 1 0,08% 24 2% - - 1 0,08% - - 21 1,7% 5 0,4% 3 0,2% - - 3 0,2% 5 0,4% 20 1,6% 8 0,7% 5 0,4% | 155 13,56% - - 54 4.72% 1 0.09% 12 1,05% 1 0,09% 28 2,45% - - 1 0,09% - - 20 1,75% 5 0,44% 4 0,35% - - 3 0,26% 5 0,44% 10 0,88% 8 0,7% 3 0,26% | ||
Хирургическая патология -грыжи -варикозы | 6 0,5% 3 0,2% 3 0,2% | 4 0,35% 2 0,17% 2 0,17% | ||
Ортопедическая патология -плоскостопие -нарушение осанки -сколеозы | 258 21% 35 2,8% 56 4,6% 15 1,2% | 259 22,65% 38 3,32% 62 5,42% 27 2,36% | ||
Лор патология -хр. тонзиллит -понижение слуха | 29 2,4% 20 1,6% 2 0,16% | 25 2,18% 14 1,22% 1 0,09% | ||
Неврологическая патология -эписиндром | 32 2,6% 10 0,8% | 28 2,45% 6 0,52% | ||
Офтальмологическая патология | 158 12,8% | 134 11,72% | ||
Логопедическая патология | 80 6,5% | 78 6,82% | ||
58,8% | 59,73% |
Оценка состояния здоровья учащихся
Название заболевания | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2012- 2013 | ||
Заболевания ЦНС | 59 | 32 | 28 | 24 | ||
Сердечно- сосудистые заболевания | 35 | 24 | 28 | 22 | ||
Аллергические | 15 | 11 | 10 | 22 | ||
Мочеполовой системы | 17 | 8 | 12 | 11 | ||
Заболевания ЖКТ | 67 | 63 | 61 | 59 | ||
Эндокринной системы | 51 | 15 | 25 | 38 | 33 | 33 |
Патология зрения | 83 | 84 | 79 | 158 | 134 | 154 |
Хирурго- ортопедичес- кие | 18 | 25 | 18 | 258 | 259 | 207 |
Кожные | 18 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 |
Лор-патология | 70 | 63 | 58 | 29 | 25 | 18 |
Психо- физиоло- гическое состояние: выше нормы (акселерация) соответствует норме ниже нормы (ретоданты) | 65 1151 48 | 15 1019 8 | 21 1196 13 |
39 1093 11 | 35 1024 8 |
2008
2013
Приведенные цифры говорят о положтльных результатах работы по формированю здровьесберегающего пространтва в гимназии.
Литература
- Волошина Л. Н.. Тория и практика развития здоовьесберегающего образовательного пространства в комплексе «Дошкольное учреждение- педагогический колледж».-Белгород. 2005
- Ирхин В.Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школ здоровья Белгородской обл.).- Белгород, 2006
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства (проект).
Материал для коррекционной школы. В предоставленном материале даются ввиде схемы цель и содержание здоровьесберегающего воспитательного пространства, схема направлений воспитательной деятельности по р...
Формирование здоровьесберегающего пространства в школе 1 ступени
Презентация для проведения м/о и педсоветов, для школы молодого учителя....
Формирование здоровьесберегающего пространства
Состояние здоровья детей и молодежи – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия от...
Статья "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения"
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является ур...
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Публикация в сборнике "Модельная методика формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении"
Тема: "Урок ритмики с элементами ритмопластики и логоритмики "Весенняя прогулка в лес"...
Тематический план мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающего пространства
Тематический план мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающего пространства представлен для реализации во 2 классе...