Мой педагогический опыт
статья по теме

Кондрашечкина Любовь Петровна

  Профессия учителя требует постоянного повышения своего профессионального опыта. Он должен постоянно учиться, чтобы шагать в ногу со временем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_kondrashechkinoy_l.p.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

Алексеевский филиал

Обобщение опыта

по теме:
«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках
в начальной школе»

Выполнила

Кондрашечкина

Любовь Петровна

учитель начальных классов

2013 г.

                                 1.Введение.

        Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение следующей основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,  развитие личности обучающегося «на основе усвоения универсальных учебных действий».

  Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 21 год. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», по развивающей системе «Планета знаний», а в данный момент второй  год обучение веду по Образовательной программе «Перспектива».

        За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

        В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

        Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Учителю необходимо творчески подходить к организации методов и приёмов развивающего обучения младших школьников. «Обучение должно создавать условия для перспективного роста каждого школьника». (Н.Ф.Виноградова) 

        Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.

        Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплектов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»)

        Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

                   2. Концепция деятельности.

2.1 Ведущая ключевая идея.

        Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

2.2 Проблема опыта.

        В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

2.3 Гипотеза.

        Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

2.4. Цель опыта.

        - определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;

- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.

2.5. Основные задачи.

        - раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;

        - показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;

- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения;

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте.

 Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях конструктивно-коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность человека  в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом.

 Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на чёткой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

Принципиальный подход к решению данной проблемы предоставлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.

Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Психологи Выготский Л.С., Венгер А.Л., Давыдов В.В.,  Цукерман Г.А., Эльконин Д.Б., и др.  отмечают, что формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Таким образом, коммуникативные умения являются необходимым условием для успешной социализации личности.

  1. Результативность педагогического опыта.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту считаю:

  1. положительную динамику уровня учебной мотивации учащихся;
  2. устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  3. высокий уровень качества знаний учащихся;
  4. прочные предметные навыки.

Мониторинг уровня учебной мотивации учащихся.

Мониторинг 1  класса (диагностические  процедуры  готовности первоклассников к обучению в начальной школе)

Цель: оценка готовности первоклассников к обучению в начальной школе

Сентябрь 2012 учебный год

Предмет

Дата

проведения

Учитель

Ф.И. ученика

Общий  балл

1

Рисунок человека

(26 баллов)

25.09.2012

Кондрашечкина Л.П.

 

Моторина

Кристина

17

2

Графический диктант

 (16 баллов)

25.09.2012

Кондрашечкина Л.П.

Моторина

Кристина

15

3

«Образец и правило»

(12 баллов)

25.09.2012

Кондрашечкина Л.П.

Моторина

Кристина

11

4

«Первая азбука»

(5 баллов)

25.09.2012

Кондрашечкина Л.П.

Моторина

Кристина

3

Сентябрь 2013 учебный год

Предмет

Дата

проведения

Учитель

Ф.И. ученика

Общий  балл

1

Рисунок человека

(26 баллов)

26.09.2013

Кондрашечкина Л.П.

 

Кондрашечкина Маргарита

19

Ярмаркин Кирилл

22

2

Графический диктант

 (16 баллов)

26.09.2013

Кондрашечкина Л.П.

Кондрашечкина Маргарита

14

Ярмаркин Кирилл

16

3

«Образец и правило»

(12 баллов)

26.09.2013

Кондрашечкина Л.П.

Кондрашечкина Маргарита

11

Ярмаркин Кирилл

12

4

«Первая азбука»

(5 баллов)

26.09.2013

Кондрашечкина Л.П.

Кондрашечкина Маргарита

3

Ярмаркин Кирилл

5

  От класса к классу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким уровнем учебной мотивации и уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). У большинства учащихся вырос интерес к учебной деятельности, к самому содержанию учебного процесса, к способам добывания знаний. Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством результативности систематической работы в данном направлении.

Результаты мониторинга в выпускном 4 классе.

Предмет

Дата

проведения

Учитель

Ф.И. ученика

Общий  балл

1

Русский язык

апрель 2012

Кондрашечкина Л.П.

 

Гречушников Никита

96

Ушаков Владимир

93

Качество знаний по русскому языку по окончанию начальной школы

4 класс

май

2012

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество знаний

0

2

0

0

100%

100%

При переходе на вторую ступень образования, учащиеся подтверждают оценки, полученные в начальной школе, что свидетельствует о сформированности  УУД и прочности предметных навыков.

     Хочу обратить внимание на значительный пласт работы с теми детьми, которые изначально по уровню своих способностей не могут достичь высших показателей и занять призовые места, стать лауреатами, хотя добиваются значимых результатов по сравнению с тем уровнем, с которого они начали, придя в 1 класс.

Положительным результатом в своей работе считаю не только учебные достижения учащихся, но также и результаты воспитательной работы, результаты социализации личности учащихся (навыки общения; приобретенные ребенком личностные качества). Нельзя забывать и о том, что положительный результат на уровне отдельного ребенка может проявиться не сразу, иногда - через несколько лет. Поэтому  учитываю в своей работе «отдаленные» результаты, стараюсь  прогнозировать и выстраивать путь движения к ним для каждого учащегося.

     

  Все учащиеся моего нынешнего 3 класса хорошо читают, понимают, о чём прочитали, умеют ответить на вопросы к тексту, пересказать прочитанное.

   В зависимости от поставленной цели выбираю самую подходящую форму из богатого арсенала педагогических средств: тест, блиц опрос, викторину, контрольный замер и самозамер. Еженедельно проводится самозамер. Результаты дети записывают себе. В конце каждой четверти учет сформированности навыка чтения, его развития и полноценности провожу по следующей таблице:

Ф.И.О. учащегося

Способ чтения

Правильность (виды ошибок)

Беглость (слов в минуту)

Понимание  (ответы и пересказ)

Выра-

зитель-

ность

Дата замера

В рамках внутришкольного контроля  23.10. 13 года была проведена проверка скорости чтения обучающихся 3 класса с целью определения уровня владения чтением.

 

Класс

Учитель

Кол-во

 уч-ся

Норма

чтения (сл/мин)

Скорость чтения:

ниже нормы

норма

выше нормы

3

Кондрашечкина Л.П.

4

55-65

 1- 25%

1- 25%

 2- 50%

 

Анализ скорости чтения в 3 классе  показал, что уровень владения чтением высокий.

    Тесты чаще всего применяю при закреплении или повторении знаний. Они позволяют мне строить и варьировать с учетом этого учебный процесс.

В мае 2012 г. все ученики 1 класса справились с мониторинговым исследованием.

  Результаты, которые были достигнуты уже на самом первом этапе обучения в начальной школе, позволяют говорить, что требования нового стандарта выполняются и мною, и моими воспитанниками полностью.

Предложенная система лингвистических этюдов, речевых разминок, игр, упражнений, применяемых на уроках, позволяет  повысить уровень и качество речи учащихся, научить детей общаться,  а также формировать и корректировать коммуникативные навыки.

              Опыт  работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, показал, что лингвистические этюды и  речевые разминки, как метод, выбранный мною для работы с младшими школьниками на уроках русского языка и  литературного чтения, оказался достаточно продуктивным, о чём говорят результаты психолого-педагогической диагностики, результаты административных, контрольных работ по русскому языку и литературному чтению.

               Следовательно, цели и задачи, поставленные мною в начале работы, реализуются полностью, а это подтверждает гипотезу о том, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников зависит от правильно организованной и систематической работы в данном направлении

  Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями учащегося. Краткие фразы: «…умело выстраивает отношения с семьей учащегося», «…тесная связь с родителями» и т.д. – не дают ясной картины, не вооружают доступными средствами, которыми достигается согласие в вопросах воспитания и развития личности обучающегося.

   Сейчас уже имея 21-летний педагогический опыт, могу сказать, что будущих педагогов не учили труднейшему искусству общения с родителями учащихся. Не было даже малейшего представления о том, сколько потребуется ума, терпения, такта, душевности – ведь речь идет о ребенке, не одном из многих, каким он является для учителя, а одном и единственном, каким он является для родителей.

  Я прихожу к выводу. Что использовать родителей в качестве пассивных слушателей не очень интересно: каждую минуту совместного пребывания нужно использовать для того, чтобы дети гордились ими. Когда родитель видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что тот по- настоящему заботится о благополучии ребенка, он перестает прибегать к психологической защите и готов сотрудничать.

  Каждый учитель ищет и находит более эффективные способы взаимодействия с семьей, и все они – ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения: ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления учащегося. Каждый классный руководитель должен стремиться к тому, чтобы можно было сказать родителям своих учеников:

  Не родственники мы, не домочадцы,

  Но я хотел бы жизнь свою прожить,

  Чтоб с вами никогда не разлучаться

  И «Здравствуйте» все время говорить.

 За годы работы в школе у меня сложилась своя система работы с родителями. Твердо убеждена, что в основе этой работы лежит сотрудничество, предполагающее взаимопонимание, уважение, доверие и ответственность.

 В настоящее время обострилась проблема организации семьи и школы. Свое отчуждение от школы родители объясняют повседневными заботами, загруженностью. Но тем не менее работа с родителями ведется в виде индивидуальных бесед, всеобучей, совместных коллективных творческих дел, родительских собраний. Родители  моих классов знают, что на родительском собрании я не ругаю ни одного ребенка. На родительском собрании каждый ребенок получает похвалу. О недостатках детей сообщаю только при личной беседе.

 Так же активное участие принимают родители в праздниках, присутствуют на открытых уроках. Систематически посещаю семьи детей на дому, провожу индивидуальные беседы.

  Воспитание успешно, если оно системно. И результатом такой работы является воспитание духовно-богатой, свободной, физически развитой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности ориентированной на высокие нравственные ценности, способной принять участие в духовном и нравственном развитии общества.

  Так шаг за шагом мы, учителя, вместе со своими учениками и родителями преодолеваем трудности и радости в становлении дружного, целеустремленного коллектива. Дети растут, идут дальше. Впереди их ждет еще много увлекательных встреч и творческих побед. А мы с надеждой смотрим в будущее и верим, что доброе семя долго всходит, да богатый урожай дает.

  Профессия учителя требует постоянного повышения своего профессионального опыта. Он должен постоянно учиться, чтобы шагать в ногу со временем. Участвую на заседаниях школьных и кустовых методических объединений. Постоянно прохожу обучение на курсах Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.

Ведется методическая работа классных руководителей и в нашей школе.  В процессе 2012-2013 учебного года МО целенаправленно работает по составленному плану. Особое внимание в методической работе уделяется:

  • формированию различных компетентностей учащихся;
  • развитию познавательной активности учащихся с разным уровнем подготовки;
  • обобщению и распространению передового педагогического опыта.

  Я работаю в маленьком по численности трудовом коллективе, где сложились доброжелательные и доверительные отношения. На мой взгляд, развитость коллектива напрямую связана с эффективной деятельностью каждого его члена. Во взаимоотношениях с коллегами мне удается использовать различные стили взаимоотношений, так как наш коллектив сложился давно, и мы хорошо знаем достоинства и недостатки каждого из нас. Делая общее дело по обучению и воспитанию детей, мы все стараемся сохранить благоприятный климат в коллективе, не наступать на больные «мозоли» других, оказывать взаимную поддержку. Наверное, поэтому в нашем коллективе хорошо развито чувство эмпатии. Все члени коллектива общительны и открыты для совместной деятельности, так как осознают, что мы нацелены на достижение одних и тех же целей. Поэтому у нас практически не бывает открытых конфликтов. А мелкие рабочие недоразумения  и недопонимания разрешаются сразу. Все события, происходящие в нашем коллективе, оставляют след в моей душе и заставляют задуматься не только о произошедшем, но и о чувствах и переживаниях членов  нашего коллектива и о своем отношении и восприятии этих событий. В своей деятельности я могу опереться на помощь коллег, администрации и, в свою очередь, сама искренне интересуюсь их проблемами,  стараясь оказать поддержку в любом случае, когда чувствую в этом необходимость.

  Какие перспективы определяю для себя? Так как я перешла работать на новую программу, то буду осваивать ее более глубоко. Буду применять в своей работе современные технологические средства. Думаю, это приведет к тому, что мои ученики будут подготовлены к жизни, социализированы, успешны и просто станут счастливы.


    Каждый день, приходя на работу, я надеюсь на то, что это будет очередной день, который подарит мне и моим ученикам новые открытия. Что все знания, которые мы получим в этот день, останутся с нами надолго и смогут пригодиться в дальнейшем. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» (Василий Осипович Ключевский) Я люблю свою работу и своих учеников. И надеюсь, что все знания, которые я им даю, они будут брать в полном объеме, чтобы в дальнейшем эти знания помогали им при решении более сложных задач.              Профессия учителя сложная. Она забирает много сил, времени и энергии. Но я ничуть не жалею о том, что моя детская мечта воплотилась в реальность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...