Рабочие программы. 3 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС.
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.zip | 642 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности детей | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
Введение (1 ч) | |||||||
1 | Введение. | Вводный урок. | Читать советы «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения. | Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «история» и «география». Дополняет рубрики. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
Земля – наш общий дом (8 ч) | |||||||
Солнечная система | |||||||
2 | Где и когда ты живешь. | Урок вхождения в новую тему. | Обсудит проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени». | Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника. | Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени в одном из Интернет-сервисов. | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениями за природными явлениями. | |
3 | Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. | Комбиниро- ванный урок | Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы. | Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в неё. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. | |
4 | Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов дня и ночи. | Комбиниро- ванный урок | Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли. | Характеризует формы и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. | Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. | Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень мотивации. | |
Условия жизни на Земле | |||||||
5 | Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника. | Урок изучения нового материала | Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. | Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки « и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. | Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | |
6 | Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. | Комбиниро- ванный урок | Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные леса, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К.Айвазовского «Девятый вал». | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды. | Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выражает свои чувства, выраженные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. | |
7 | Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение. | Комбиниро- ванный урок | Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения. | Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, сто такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и её обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух» и «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды». | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
Как человек изучает Землю | |||||||
8 | Изображение Земли. | Урок изучения нового материала | Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познавать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. | Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?» | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
9 | План и карта. Практическая работа. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). | Комбиниро- ванный урок | Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен пан?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. | Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначений плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
Царства природы (23 ч) | |||||||
Бактерии | |||||||
10 | Бактерии. | Комбиниро- ванный урок | Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному. | Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и жизни человека. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
Грибы | |||||||
11 | Грибы. | Комбиниро- ванный урок | Рассказывать по рисунку – схеме строение гриба. Сравнивает грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: Составление рассказа «Какие бывают грибы?». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы нашей семьи». | Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строение грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
Растения | |||||||
12 | Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества (с учетом местных условий) | Экскурсион- ный урок | Характеризовать значение растений для жизни: различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения. | Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоем, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | |
13 | Разнообразие растений на Земле. | Урок – проект | Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорт» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир…» и «Картинная галерея». | Выделяет группы растений, отличающихся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. | Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает работу в группе по заданным критериям. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | |
14 | Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт. «Содержание воды в листе». | Комбиниро- ванный урок | Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э.Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растений. | Составляет короткое сообщение по теме «Как живет растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растений. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
15 | Размножение растений. | Урок - исследование | Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания в рабочей тетради. | Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнами, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
16 | Распространение плодов и семян. | Комбиниро- ванный урок | Работать с текстами и иллюстративными материалами учебника. Подготовить плакат «распространение плодов и семян». | Понимает, что распространение плодов и семян – способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
17 | Проверь себя. | Контрольно-обобщающий урок | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | |
Человек и растения. | |||||||
18 | Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. | Комбиниро- ванный урок | Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. | Приводит примеры культурных и дикорастущих растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения» | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | |
19 | Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова. | Комбиниро- ванный урок | Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной из тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли». | Анализирует и комментирует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использование рисунков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | |
Красная книга России | |||||||
20 | Красная книга России. | Урок - исследование | Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). | Кратко характеризует страницы Красной книги (черные, красные, оранжевые, желтые, белые, зеленые). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | |
Животные | |||||||
21 | Животные – часть природы. Роль животных в природе. | Комбиниро- ванный урок | Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и с условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника. | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (Звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе». | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
22 | Разнообразие животных. | Комбиниро- ванный урок | Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа). | Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | |
23 | Животное – живой организм. | Комбиниро- ванный урок | Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. | Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
24 | Животное – живой организм. | Комбиниро- ванный урок | Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений). | Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегаю, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок- схему. Составляет свою схему по аналогии. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
25 | Животное – живой организм. | Комбиниро- ванный урок | Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Рассказывает о способах размножения животных. Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
26 | Поведение животных. | Комбиниро- ванный урок | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных. | Понимает, что все поведение животного подчинено инстинктам – врожденным формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнезда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
27 | Беспозвоночные животные. | Урок изучения нового материала | Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. | Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. | Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предположения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки | |
28 | Позвоночные животные. | Урок изучения нового материала | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных. | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
29 | Позвоночные животные. | Комбиниро- ванный урок | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | |
30 | Позвоночные животные. | Комбиниро- ванный урок | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих. | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих: внешний вид, среда обитания, особенности поведения. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | |
31 | Природное сообщество. | Урок - исследование | Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположение». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи». | Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
32 | Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. | Комбиниро- ванный урок | Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. | Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные». | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
33 | Заповедники. | Урок - путешествие | Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охран животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. | Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
34 | Проверь себя. | Контрольно-обобщающий урок | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам. | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | |
Наша Родина: от Руси до России (8 ч) | |||||||
Древнерусское государство | |||||||
35 | Древняя Русь. Восточнославянские племена. | Урок изучения нового материала | Рассматривать форзац «Как мы узнаем о прошлом». Слушать рассказ учителя о восточнославянских племенах. Поддерживать учебный диалог «Выскажем предположение». Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую карту. Объяснять, что означают слова «потомки», «род», «княжества». Находить в тексте ответ на вопрос. Различать племена и государства. | Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев, белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. | |
36-37 | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси. | Комбиниро- ванный урок | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. | Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правителей Древнерусского государства. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информации. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
Московская Русь | |||||||
38 | Как Москва стала столицей. Иван Грозный. | Комбиниро- ванный урок | Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержании. Работать с рубриками «Жил на свете человек…» и «Картинная галерея». | Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
Российская империя | |||||||
39 | Пётр Великий – император России. | Урок изучения нового материала | Слушать рассказ учителя «Петр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт-Петербургу. | Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Петр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
40 | Екатерина II Великая. | Комбиниро- ванный урок | Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
41 | Император Николай II | Комбиниро- ванный урок | Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве». | Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
Советская Россия. СССР. Российская Федерация | |||||||
42 | Советская Россия. | Комбиниро- ванный урок | Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. | Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
Как люди жили в старину (9 ч) | |||||||
Из истории имен | |||||||
43 | Из истории имен. | Комбиниро- ванный урок | Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия». | Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
Какими людьми были славяне | |||||||
44 | Как выглядели наши предки. | Урок изучения нового материала | Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье». | Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний. | Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
45 | Как в старину трудились наши предки. | Комбиниро- ванный урок | Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). | Приводит примеры труда славян в далекой древности. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. | Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результаты своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
46 | Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки. | Комбиниро- ванный урок | Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки-самоделки «Игры русского народа». | Понимает, что защита Родины – долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем – черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Умеет искать нужную информацию. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
Какие предметы окружали людей в старину | |||||||
47 | Какие предметы окружали русских людей. | Урок изучения нового материала | Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир…». Составлять план текста. | Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | |
48 | Какие предметы окружали русских людей. | Комбиниро- ванный урок | Объяснять различие детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. | Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различает животных по классам (без термина). | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
Русская трапеза | |||||||
49 | Русская трапеза. | Комбиниро- ванный урок | Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир…». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка». | Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
Верования языческой Руси | |||||||
50 | Во что верили наши предки. | Урок изучения нового материала | Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники». | Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие» | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
Принятие христианства на Руси | |||||||
51 | Принятие христианства на Руси. | Урок изучения нового материала | Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. | Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
52 | Проверь себя. | Контрольно-обобщающий урок | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | |
Как трудились в старину (15 ч) | |||||||
Что создавалось трудом крестьянина | |||||||
53 | Что создавалось трудом крестьянина. | Комбиниро- ванный урок | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. | Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
54 | Труд крепостных крестьян. | Комбиниро- ванный урок | Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин – кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
Что создавалось трудом ремесленника | |||||||
55 | Что такое ремесло. | Комбиниро- ванный урок | Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремесёл в России. | Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремесёл в России. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Сотрудничает в группе, в паре; ищет информации. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
56 | Игрушечных дел мастера. | Комбиниро- ванный урок | Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника. | Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
57 | Маленькие мастера. | Интегрирован ный урок | Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Организовать выставку «Мы – мастера». | Рассказывает об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет коллективную презентацию «Мы – мастера». | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
58 | О гончарном ремесле. | Экскурсион- ный урок | Обсуждать пословицу «не боги горшки обжигают». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий. | Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую. Гжельские изделия – пример таланта гончаров. | Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
59 | О труде ткачей. | Комбиниро- ванный урок | Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. | Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
60 | Русские оружейники. | Комбиниро- ванный урок | Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек…». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах. | Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России. | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
Что создавалось трудом рабочего | |||||||
61 | Первые российские мануфактуры. | Урок изучения нового материала | Обсуждать проблему: какой труд легче и результативнее – машинный или ручной? Работать с текстом учебника и иллюстрациями. | Делает вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
62 | Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры. | Комбиниро- ванный урок | Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. Выполнять задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных». | Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему «Что изготавливают в …». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. | |
63 | Железные дороги в России. | Комбиниро- ванный урок | Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «День рождения» железнодорожного транспорта в России. | Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает её на карте. Называет дату построения первой железной дороги. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Взаимодействует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос. | Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
Изобретения, сделанные в XIX – XX веках | |||||||
64 | Первые пароходы и пароходство в России. | Урок изучения нового материала | Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. | В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
65 | Автомобилестроение в России. | Комбиниро- ванный урок | Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». | Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроении в России. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
66 | Самолётостроение в России. | Комбиниро- ванный урок | Слушать рассказ учителя «Рождение самолетостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А.Дейнеки «Никитка – первый русский летун»). | Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном решении проблемы. | |
67 | Время космических полётов. | Комбиниро- ванный урок | Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. | Называет «отца российской космонавтики» - К.Э.Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полетов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации.. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
68 | Проверь себя. | Контрольно-обобщающий урок | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения
Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. ...
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС
Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты и различные формы к...
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
Рабочая программа курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ к комп...
Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс
Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....