« Лекарственные растения»
план-конспект урока (2 класс) по теме
Урок по кубановедению, 2 класс.
Тема: « Лекарственные растения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lek_rast.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по кубановедению, 2 класс.
Тема: « Лекарственные растения»
Цели урока:
Познавательные УУД:
- обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях;
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
Личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
Регулятивные УУД:
-учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
-учить осуществлять учебное сотрудничество;
Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий « Лекарственные растения Краснодарского края»,
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята.
- Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихо сели.
2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
- Давайте, ребята, вспомним, какие растения можно встретить в Краснодарском крае?
- Сколько видов растений насчитывают учёные?
- Назовите растения, которые даны на слайдах.
- Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как ты думаешь, почему?
- Прочитайте слова, которые записаны на доске
верба мать - и - мачеха
ель крапива
лютик подорожник
василёк зверобой
осока одуванчик
камыш калина
- Почему эти растения разделены на две группы?
- А как вы догадались?
- Назовите цель нашего урока.
- Какова же тема урока?
-Да, ребята, сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях.
- Угадайте по описанию, что это за лекарственное растение.
1.- Как только не ругают меня. Я виновата в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня - долго потом будет рука «гореть» (Крапива)
2.Тонкий стебелёк у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки (Подорожник)
3.Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки,
Белые реснички (Ромашка аптечная)
4.Горел в траве росистой,
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
5.Называют « ноготки»
Цвета жёлтого цветки,
Как ещё нас называют,
Для чего нас применяют (Календула)
6.Я травка – муравка,
Сорняк полевой
Когда цвету - меня сорви,
И от болезней примени (Спорыш)
( Рассматривание гербария « Лекарственные растения», который составили учащиеся вместе с родителями).
3.Физминутка
4.Создание проекта
1этап. Образование групп и определение подтем.
- Как я уже говорила, сегодня мы будем создавать проект книги о лекарственных растениях.
Для этого мы разделимся на группы.
1 группа – собирает разную информацию о лекарственных растениях, используя учебник, дополнительную литературу.
2 группа – используя свой жизненный опыт, материал учебника создаёт правила заготовки лекарственных растений.
3 группа – знакомится с рецептами народной медицины, описанными в учебнике. Вспоминает рецепты, которыми чаще всего пользуются в их семьях. Заполняет карточку, на обратной стороне рисует растение.
2 этап. Самостоятельное исследование.
3 этап. Защита проектов.
Каждая группа защищает свой проект.
Первая группа (защищает свой проект исследования)
Подорожник
Зелёным бинтом называют это растение. Листья его упругие, с прочными жилками. Надёжно укрепилось оно в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветиями. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают многие другие растения.
Подорожник – великий путешественник. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю – Северную Америку. Они и привезли сюда на подошвах своей обуви подорожник. Так он перебрался через океан. Индейцы дали ему название « след бледнолицых».
Подорожник используется для залечивания ссадин. Отвар листьев – старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Тёплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.
Мать – и мачеха
Ранней весной, когда сойдёт снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать – и мачехи. Радуясь теплу и свету , весне и солнцу, чудесные цветы мать – и – мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать – и – мачехи сверху – ярко – зелёные, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок. Это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным пушком – мягкая и тёплая – это мать. Недолго цветёт мать – и - мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто - жёлтые листочки, будто от собственного холода. Вот в народе и появилась легенда…
У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло она отдала ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка - цветок всё тянется к солнцу , к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на неё злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.
Мать – и – мачеха используется как смягчающее средство при кашле, её прописывают при заболеваниях золотухой и водянкой.
Крапива
- А знаете, почему крапива обжигает? На её листочках и стеблях есть особые волоски, каждый из них - как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся – получай укол.
Ещё в древности знахари писали: « Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь.
Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья.
Вторая группа защищает свой проект (Ребята должны были составить правила заготовки лекарственных растений).
Правила сборки и сушки
- Большинство растений собирай по утрам, когда уже высохла роса.
-Собирай растения только в тех местах, где их много.
- Собирай растения в сухую погоду.
-На растениях не должно быть пыли и грязи.
- Не собирай растения вдоль дорог , на улицах городов , в скверах.
- Не собирай все растения, оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.
- Цветки собирай в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью ; кору- весной , в начале сокодвижения.
- Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
-Избегай прямого попадания солнечного света.
Третья группа защищает свой проект. (Ребята познакомились с рецептами народной медицины, описанными в учебнике. Вспомнили, каким из рецептов чаще всего пользуются в их семьях. Заполнили две подобные карточки, на обратной стороне нарисовали лекарственные растения).
Название: мать – и – мачеха
Применение: при кашле
Способ приготовления:
Две столовые ложки сырья залить стаканом кипячёной воды, нагреть на водяной бане15-20 минут, процедить. Принимать по половине стакана 3 раза в день.
Название: ромашка аптечная
Применение: при ангине
Способ приготовления:
Одну столовую ложку заварить в стакане кипящей воды. После охлаждения процедить. Использовать для полоскания 3-4 раза в день.
Все странички вкладываются в папку- книгу.
- Давайте посмотрим, в нашей книге уже появились страницы с информацией. На последующих уроках мы дополним книгу интересными фактами о лекарственных растениях.
- В нашей книге есть ещё один раздел «Будь осторожен!».Как вы думаете,какую информацию мы поместим на этих страницах?( О ядовитых растениях)
- Верно. Это будет одно из домашних заданий .Подготовить страничку книги о ядовитых растениях.
5.Итог урока
- Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
6.Рефлексия
- Всем спасибо за работу. Молодцы!
7.Домашнее задание
Стр.20 – 25. Подготовить сообщение о ядовитых растениях.
Литература:
Е.Н. Ерёменко. Кубановедение. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 2 класс - Краснодар, 2006.
Г.Н.Ужегов Основные лекарственные растения : Краткая энциклопедия народной медицины.- М: АСТ, 2000.
Г.П. Попова Классные часы. 2 класс.- Волгоград: Учитель,2012.
Е.Н. Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В. Шевченко. Учебник – тетрадь по кубановедению . 2 класс – Краснодар: ОИПЦ « Перспективы образовыания»,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
Лекарственные растения
Знакомство с лекарственными растениями...
Лекарственные растения
В презентации собран материал по теме "Лекарственные растения", игра "Поле чудес" для знатоков лекарственных растений....
Урок на тему "Лекарственные растения"
Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....
"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)
Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....
Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.
Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....
«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...