Доклад « Роль православных ценностей в формировании семейных традиций»
статья (4 класс) на тему
Осмысление проблем духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Актуализация опыта и православных традиций семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
« Роль православных ценностей
в формировании семейных традиций»
Социально-экономический и демографический кризис в России 90 – х годов породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; господство в современной семье материальных ценностей над духовными; снижается социальная значимость отцовства и материнства.
В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство). Так, согласно результатам исследований Н. Ю. Синягиной, доктора психологических наук, профессора, руководителя Государственного центра социальных исследований г.Москва (2011г.), каждый 5-ый ребёнок – внебрачный. В гражданском браке состоят 37% семей (меньше обязанностей, свобода в выборе партнёров). 2 миллиона детей в год рождаются нежеланными, оставляются в роддомах. 33% опрошенных глав семей (отцов) не считают, что они должны являться добытчиками семьи. По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: у детей нарушены процессы формирования духовно-нравственной сферы; отсутствуют четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно-неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества.
Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны и основанных на традициях русской культуры.
Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) в статье 38 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.) подчеркнуто, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье», идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства, нации.[1]
В документах совместного заседания Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи»[2] были особо выделены следующие положения:
- «…ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Утрата ценностных ориентиров привела и к падению авторитета семьи, что, естественно, повлияло самым отрицательным образом и на демографическую динамику нашей страны»;
- «Истоки общественной морали – в религиозных традициях народов нашей страны, в их гуманистической направленности…»;
В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных традиций у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе.
В Древней Руси подлинное образование и воспитание всегда было связано с православием. В народном сознании древнерусского человека род (семья, родственники, племя), народ, Родина связаны не просто одним морфологическим корнем, а отражали специфику миропонимания, идею развития общества. Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, "малой церковью". «Забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Царства Небесного».[3] Уже сам процесс создания семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. По русской традиции обряды, предшествовавшие созданию семьи, сопровождавшие заключение брака, органично сочетали в себе светские и церковные ритуалы. Рождение новой семьи церковь скрепляла венчанием. Религиозно-нравственное значение венчания состояло в том, что именем Христа утверждалась богоучрежденность брака, его нерасторжимость, ибо"... что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19,6).[4] Конечно, венчание само по себе еще не является гарантией прочного и счастливого семейного союза. Дело в том, что обычаи и традиции, утратившие внутреннее содержание, перестают играть регулятивную роль, точно так же, как и венчание для тех молодоженов, которые не приняли в душу священное таинство брака, остается не более как экзотическим ритуалом. И только в том случае, когда обычаи и традиции составляют суть национального самосознания, включают в себя родовой опыт народа, они становятся духовно-нравственными ориентирами. Назначением православной семьи является дальнейшее развитие любви, возвышение ее, преображение с ее помощью души, ибо Бог есть любовь.
С рождением ребенка в семье к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда в конечном счете несло духовно-психологическую нагрузку. У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребенка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Фольклорные произведения русского народа формировались на основе библейской традиции.[5] Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они, несомненно, вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью еще с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.
Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и доброты души. По слову св. Апостола, «слава и честь и мир всякому, делающему доброе».[6]
Насыщенность разнообразными формами сотрудничества между родственниками в семье и в роду создавали невидимые, на подсознательном уровне взаимосвязи, объединявшие всех представителей рода. Тем более в духовно-психологическом плане постоянно связанные родственники пропитывались общей верой и надеждами, заботой и планами, горе одного становилось общим, так же как и радость. Все это определяло какие-то общие повороты судьбы, не бросающиеся в глаза, но вполне ощутимые, особенности и детали в поступках, поведении сородичей. Разрыв нематериальных, духовных связей с родом сказывается на психологическом состоянии, а иногда и на физическом здоровье если не первого поколения, то последующих.
Таким образом, семейные и родовые отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности - одного из главных признаков жизни православных христиан. Церковь как бы проецировала родственные отношения на всех единоверцев. Все дети единого Бога - братья и сестры во Христе. Православная семья и род, таким образом, давали идеал соединения людей в своем наивысшем духовном проявлении. Эта реалия не расходится с мыслью, все более утверждающейся в общественном сознании, что одной из основных тенденций общественного прогресса является развитие человеческого социума как единого целого, без вражды, без конфликтов.
Выход в сложившейся ситуации может обеспечить восстановление в правах ценностей русской цивилизации. Священное естество семьи может быть возрождено лишь на основе тех духовно-нравственных устоев, которые не подвержены конъюнктуре, вкусам, моде и другим меняющимся факторам.
Такую определенность семье и роду на фоне новых укладов жизни, создаваемых эволюцией, придают духовные основы. Уместно вспомнить точную и емкую мысль И.А.Ильина о том, что "...человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад"[7]
Восстановление духовных основ жизни сегодня - это проблема и семьи, и общества в целом. Введение в учебный процесс школ предмета «ОРК и СЭ» – это шаг на пути последовательного осуществления новой государственной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях. Одна из задач предмета « ОРК и СЭ» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания.
Семейные традиции не появляются в одночасье, по команде. Это долгий путь духовного воспитания людей. Как известно, на взаимоотношения в семье влияют социальные, экономические, нравственно-психологические факторы, а так же уклад семьи, конфессиональная принадлежность. Поэтому семейные традиции индивидуальны. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека.
Таким образом, проблемы современной семьи, порожденные преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной
культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.128с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.С.201.
- Куломзина Ф. Семья - малая церковь // Наша церковь и наши дети. М.: Паломник, 1994. 174 с.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
- Статья 38. Права и свободы человека и гражданина «Конституция Российской Федерации» (принята 12.12.1993 Федеральным законом от 24.12.1992 №4218 – 1 - ФЗ) // Собрание законодательных актов РФ.
Интернет-источники:
- Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного
воспитания. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/
- www.kremlin.ru/transcripts/. Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте от 11 марта 2009 года. - [Электронный ресурс] – Режим доступа.– URL; О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи //
- Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И.
Маляревский 1899 г. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www. pedagog.eparhia.ru/ - Мф.18,20: Я. Кротов. К Евангелию. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www. Krotov.info.ru /yakov/essai/
[1] К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
[2] О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи. //Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте от 11 марта 2009 года. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www.kremlin.ru/transcripts/
[3] Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/
[4] Мф.18,20: Я. Кротов. К Евангелию. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www. Krotov.info. ru /yakov/
[5] Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)// Православная педагогика:Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
[6] Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И.
Маляревский 1899 г. www. pedagog.eparhia.ru/
[7] Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.С.201.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль домашнего чтения в сохранении семейных ценностей. Доклад.
Доклад о необходимости совместного с детьми домашнего чтения с перечнем рекомендуемой литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-247553-1366827979.jpg)
Обощение опыта по формированию семейных традиций
Как важно воспитывать в семье уважение к старшему поколению. Празднуя дни рождения бабушек и дедушек, всячески подчёркивайте их авторитет в семье, их участие в воспитании внуков. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/31/picture-474796-1409492254.jpg)
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-728591-1453097713.jpg)
Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"
Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...
Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"
Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602059-1425214883.jpg)
Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".
Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005844-1517569866.jpg)
Роль православных ценностей в формировании семейных традиций
Православие и семья в настоящее время...