Конспект урока по этике
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 5. Добро и зло.
О.Н. Свириденко, учитель начальных классов
ГБОУ ЦО 953 г.Москвы
Цель и задачи: формирование нравственных ценностей: умение различать добро и зло, стремление к добрым поступкам
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся, выборочное чтение, работа в парах.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, гуманность. бескорыстие
Оборудование: учебник «Основы светской этики» - М.: Просвещение, 2013, презентация.
Ход урока.
- Оргмомент.
-Здравствуйте!
- Вспомним, что мы изучали на прошлом занятии, какова была тема нашего урока. (Мораль. Особенности морали.)
- Повторение ранее изученного материала.
- В чем особенности морали? Есть ли единый список моральных норм? (Моральные нормы (правила) нигде не записаны, но о них можно прочитать в литературных произведениях, религиозных книгах и посмотреть в фильмах о моральном выборе героя.)
- Кто заботится о морали в обществе? (Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.)
- Почему плохо быть равнодушным? (Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире.)
- Изучение нового материала.
- подготовка к изучению нового материала
- А что всегда противостоит злу? (Добро.)
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая главная мысль в этом стихотворении:
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор.
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" - сказало Зло.
"Кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю,
Земные блага подарю:
Машины, деньги, мощь и власть!
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить!
Хоть за душою ни гроша,
Для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том!
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
- Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока? (О добре и зле)
- Да мы сегодня будем говорить о добре и зле. «Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки.
- Что такое добро и зло?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
- Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке.
- Изучение нового материала
А) Работа над понятием «добро»
- Как вы понимаете понятие «Добро»? (хорошие поступки людей, хорошие качества характера и т.д.)
- Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добродушный, добряк)
- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
(К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.)
- Прочитайте определение понятия добра в учебнике и сравните с вашими ответами. ( Добро – это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности; поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям)
- А что такое гуманность? (человеколюбие)
- Как вы думаете, добрые поступки совершаются бескорыстно или нет? (Да, бескорыстно, настоящие добрые поступки совершаются не ради выгоды)
- Приведите примеры добрых поступков, которые вы совершили сами или ваши друзья или просто незнакомые люди.
- Итак, подведем итог. Что же такое добро?
(Учитель записывает на доске ответы детей)
- А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о добре:
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
- Как вы их понимаете? Почему доброму нужно учиться?
- А вы что-нибудь успели за сегодняшний день сделать доброго? А что еще можно успеть сделать и для кого?
- Жизнь, наполненная добрыми делами, делает ли человека счастливее? (Да, такой человек никогда не бывает одиноким)
Б) Работа над понятием «зло»
- Противоположность добра – это зло.
- Что для вас зло? Как вы понимаете зло? (плохие, недобрые поступки и качества характера людей, агрессия, насилие и т.д.)
- Подберите однокоренные слова к слову «зло». (Злой, злодей, злодеянье, злоба, злиться, злюка)
- Как люди относятся к злому человеку? (Его не любят, стараются с ним не общаться)
- Прочитайте в учебнике определение понятия зла и как оно проявляется.
Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло!», а напротив, зло умеет прикрываться маской добра.
- Можете привести пример, когда зло прикрывается добром? (Дают списывать)
- Итак, подведем итог. Что же такое зло?
(Учитель записывает на доске ответы детей)
А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о зле.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Кто за злом пойдет, тот добра не найдет.
- Как вы их понимаете?
- Закрепление нового материала.
- Сейчас мы выполним несколько заданий, которые помогут нам лучше разобраться, что же такое зло и добро.
- Задание 1. Перед вами слайд с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы: качества - «помощники» добра и качества - «помощники» зла.
(Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.)
- Задание 2. «Собери пословицу». Соедините части пословиц и запишите в тетрадь. Объясните, как вы их понимаете.
Кто злым попускает, тот сам зло творит.
Добро наживай, а худо изживай.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Добро вспомянется, а лихо не забудется.
Добро творить – себя веселить.
- Задание 3. Приведите примеры добрых и злых поступков.
- Подведение итогов.
- Что такое добро и что входит в понятие добра?
- Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Домашнее задание.
- Вспомните русские народные сказки и подумайте, как в них проявлялась борьба добра и зла.
- Приведите примеры литературных персонажей, которые совершали добрые поступки и примеры героев-злодеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по этике
конспект урока и к первому уроку по светской этике...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4
Тема Что такое светская этикаЦель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать общее пре...
конспект урока ОРКСЭ "Этика и этикет" (4 класс, УМК "Школа России", Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.)
Этика и этикет...
Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Модуль «Основы светской этики».
Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской этики". Тема: "Вежливость"....